Продление срока носки спецодежды

Содержание

Использование спецодежды с истекшим сроком носки

Да, допускается при соблюдении некоторых условий.

По истечении срока носки СИЗ работодатель может снова их выдать, если проверит защитные свойства и проведет мероприятия по уходу за ними (п. 22 Правил обеспечения СИЗ).

В эксплуатационной документации к средствам индивидуальной защиты должны указываться комплектность, срок хранения или годности, гарантийный срок (для средств индивидуальной защиты, теряющих защитные свойства в процессе хранения и (или) эксплуатации), правила безопасного хранения, использования (эксплуатации и ухода), транспортировки и утилизации, а также при необходимости климатическое исполнение средств индивидуальной защиты и правила их дегазации, дезактивации, дезинфекции, а также способы подтверждения их защитных свойств (пп.12 п.4.2 ТР ТС № 019/2011).

Подробнее см. рекомендацию в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда».

Рекомендация: Как продлить срок носки СИЗ

«Работодатель обязан бесплатно выдавать работникам СИЗ, прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия (ст. 212 ТК РФ).

Работникам запрещено выполнять работы без средств защиты, а также с неисправными и загрязненными СИЗ. Это указано в пункте 26 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н (далее – Межотраслевые правила).

Работники должны ставить в известность работодателя о выходе из строя СИЗ (п. 28 Межотраслевых правил).

Применение СИЗ после окончания сроков носки

Если по окончании сроков носки работники возвратили пригодные для дальнейшей эксплуатации СИЗ, их можно использовать после специального обслуживания. К такому обслуживанию относятся:

— стирка;

— чистка;

— дезинфекция;

— дегазация;

— дезактивация;

— обеспыливание;

— обезвреживание и ремонт.

Виды мероприятий по уходу за СИЗ, процент их износа, пригодность к дальнейшему использованию устанавливает уполномоченное лицо или комиссия по охране труда. Информацию фиксируют в личной карточке учета выдачи СИЗ.

Сроки использования СИЗ зависят как от материалов, из которых они изготовлены, так и от условий их эксплуатации. Для каждого вида защитных средств установлены свои сроки использования.

После осмотра СИЗ составьте акт, в котором укажите:

— процент износа СИЗ;

— возможность дальнейшего использования СИЗ.

При этом можно использовать методы контроля: визуальный осмотр, ощупывание. Во время осмотра проверьте:

— отсутствие повреждений;

— целостность защитных механизмов;

— функциональную пригодность;

— соответствие срока эксплуатации заявленному в сертификате соответствия или декларации.

Во время осмотра выявите СИЗ, которые непригодны к дальнейшей эксплуатации или требуют ремонта, чистки, стирки, обеспыливания, обеззараживания. Непригодные для дальнейшего использования СИЗ спишите в установленном порядке. Вместо списанных СИЗ выдайте новые.

Составьте акт осмотра на каждое средство защиты, которое можно повторно использовать. Укажите в акте идентификационный номер СИЗ согласно маркировке и приложите к личной карточке работника. Сведения о продлении срока эксплуатации СИЗ внесите в личную карточку учета выдачи СИЗ.

Для определения пригодности СИЗ воспользуйтесь документами организации-производителя (руководство, паспорт, сертификат соответствия) либо нормативной технической документацией. В сертификате соответствия указывают ГОСТ, где можно найти информацию о периодической проверке и технической эксплуатации конкретных СИЗ.

СИЗ «до износа»

Для СИЗ с указанием срока «до износа» установите периодичность проверок на пригодность к эксплуатации. Например, она может составлять один календарный год. Для учета проверок таких СИЗ оформите журнал, в котором сделайте запись о пригодности СИЗ и укажите дату следующей проверки. Определите срок носки СИЗ по каталогам производителя одежды или по паспорту самого СИЗ – там указывают предельные сроки годности изделия.

Внимание: для некоторых СИЗ, которые выдают «до износа», в нормативных актах установлен предельный срок использования.

Например, для защитных очков он не может быть больше одного года. Это указано в пункте 7 приложения 1 к типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 г. № 357н.

Ситуация: можно ли уменьшить нормы выдачи спецодежды, увеличив срок носки, если приобрести более качественную и дорогую спецодежду

Нет, уменьшать нормы выдачи спецодежды нельзя.

Работодатель может устанавливать свои нормы выдачи СИЗ только в том случае, если они улучшают по сравнению с типовыми нормами защиту от воздействия вредных и опасных производственных факторов (ст. 221 ТК РФ, пункте 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н). Нормы выдачи СИЗ в организации работодатель утверждает локальным актом.

Если локальный акт ухудшает положение работников по сравнению с трудовым законодательством, он считается недействительным (ст. 8 ТК РФ).

Работодатель не вправе увеличить первоначальный срок носки СИЗ, тем самым уменьшив норму выдачи на год определенного вида СИЗ.

Например, если в утвержденных типовых нормах установлено, что на полтора года выдают два костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, то выдать один костюм на год или два костюма на два года нельзя. По истечении срока носки СИЗ работодатель может снова их выдать, если проверит защитные свойства и проведет мероприятия по уходу за ними (п. 22 Правил обеспечения СИЗ)».*

Источник: https://www.law.ru/question/77702-ispolzovanie-spetsodejdy-s-istekshim-srokom-noski

Решение № 12-53/2016 от 6 декабря 2016 г. по делу № 12-53/2016

Ульяновский районный суд (Ульяновская область) — Административное Дело № 12-53/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
06 декабря 2016 года р.п. Ишеевка
Судья Ульяновского районного суда Ульяновской области Э.Р. Касымова,
при секретаре Л.И. Шебонкиной,
рассмотрев жалобу ОАО «Ульяновскэнерго» на постановление *********** по делу об административном правонарушении от 06.10.2016 года, вынесенное и.о. начальника отдела- главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилиным К.Е., которым
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго», ИНН ***********, ОГРН ***********, юридический адрес: ********* ранее не привлекавшееся к административной ответственности,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27.1 ч.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 140 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:

Постановлением *********** и.о. начальника отдела- главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилиным К.Е. от 06.10.2016 года на ОАО «Ульяновскэнерго» наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 140 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27.1 ч. 4 КоАП РФ.
ОАО «Ульяновскэнерго», будучи не согласным с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой об отмене этого постановления. Свою жалобу мотивировало тем, что с постановлением и назначенным наказанием ОАО «Ульяновскэнерго» не согласно по следующим основаниям. Дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Ульяновскэнерго» было возбуждено на основании предписания Государственной инспекции труда в Ульяновской области *********** от 27.09.2016, вынесенного по результатам проведенной проверки. В настоящее время указанное предписание обжалуется. ОАО «Ульяновскэнерго» вменено необеспечение работников средствами индивидуальной защиты в связи с тем, что, по мнению инспекции, продление сроков носки средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) не допускается действующим трудовым законодательством. Однако это не так. Обеспечение работников СИЗ проводится в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (далее — Межотраслевые правила). Так п.22 Межотраслевых правил гласит, что СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране груда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ. Таким образом, утверждение должностных лиц Государственной инспекции труда в Ульяновской области, о том, что действующее трудовое законодательство не содержит положений, позволяющих продлевать срок носки спецодежды, не соответствует п. 22 Межотраслевых правил. Приказом ОАО «Ульяновскэнерго от 20.06.2016 № 85 «Об обеспечении средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами» созданы комиссии (в центральном аппарате и в обособленных подразделениях) по продлению срока носки СИЗ. Указанные комиссии принимают мотивированное решение о продлении срока носки СИЗ, что фиксируется соответствующим актом. В ходе проверки должностным лицам Инспекции были представлены акты о продлении срока носки средств индивидуальной защиты, составленные комиссионно, из которых видно, что срок носки СИЗ, не имеющего каких — либо видимых недостатков, т.е. находящегося в хорошем состоянии, продляется. Однако, Инспекция не согласилась с возможностью какого — либо продления сроков носки СИЗ, даже находящихся в хорошем пригодном для дальнейшей эксплуатации состоянии, и пришла к выводу о необеспечении работников ОАО «Ульяновскэнерго» средствами индивидуальной защиты, что привело к привлечению заявителя к административной ответственности. Таким образом, в действиях ОАО «Ульяновскэнерго» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные в постановлении административного органа работники были обеспечены СИЗ, сроки на использование которых были продлены в соответствии с п. 22 Межотраслевых правил. В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым: положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушения», либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных» правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Минимальный размер штрафа по ч. 4 ст. 5.27.1 для юридических лиц составляет 130 000 рублей. Просит отменить постановление ***********-*********** от 06.10.2016 Государственной инспекции труда в Ульяновской области о назначении административного наказания, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В случае если суд придет к выводу о невозможности прекращения производства по делу просит снизить штраф, установленный оспариваемым постановлением, ниже нижнего предела в соответствии с частями 3.2., 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ.
Защитник ОАО «Ульяновскэнерго» Петрусева Н.А. в судебном заседании поддержала поданную жалобу, пояснив, что для оценки состояния средств индивидуальной защиты нет необходимости в привлечении специалистов, либо использовании каких-то специальных средств измерений или проведения исследований, поскольку таких требований законодательство не содержит. Созданная в организации комиссия вполне обоснованно продлевала сроки носки СИЗ, поскольку они являлись пригодными для дальнейшей эксплуатации. Проведение мероприятий по уходу за ними (стирки, чистки, дезинфекции, дегазации, дезактивации, обеспыливания, обезвреживания и ремонта) не требовалось. Также просила в случае, если суд придет к выводу о невозможности прекращения производства по делу, учесть, что предприятие находится в сложном финансовом положении в связи с неплатежами, имеет серьезную задолженность перед сетевыми организациями. В то же время сочла, что для подтверждения сложного финансового состояния предприятия не требуется предоставление бухгалтерских документов, в частности бухгалтерского баланса, а данный вывод может быть сделан на основании представленной суду судебной практики.
Представитель Государственной инспекции труда в Ульяновской области- и.о. начальник отдела- главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилин К.Е. с доводами жалобы не согласился, пояснив, что СИЗ, в отношении которых ОАО «Ульяновскэнерго» продляло сроки носки, относится ко 2 классу защиты, то есть является спецодеждой сложной конструкции, в отношении которой невозможно одним лишь визуальным осмотром определить сохранены ли их защитные свойства. Помимо того, тот порядок, который предусматривается п. 22 Межотраслевых правил в отношении возможности продления сроков носки, соблюден фактически не был, поскольку СИЗ по окончанию сроков носки не возвращались работниками работодателю, в отношении данных СИЗ не проводились мероприятия по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт), процент износа не определялся. Работодатель подошел к данному вопросу формально, продлив срок носки и сделав об этом отметку в личной карточке учета выдачи СИЗ. Также не согласился с тем, что наказание подлежит снижению, поскольку доказательств сложного финансового положения предприятия не представлено. Из представленных суду документов судебной практики сделать такой вывод невозможно. Просил также учесть, что данное нарушение несет угрозу жизни и здоровью работников, а потому представляет общественную опасность. Относительно избранного размера административного штрафа пояснил, что, несмотря на то, что ОАО «Ульяновскэнерго» ранее не привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения, однако вину в совершенном правонарушении не признало, в связи с чем при назначении наказания административный штраф был определен не в минимальном размере.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежд специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В соответствии с п. 4 Межотраслевых правил, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В соответствии с п. 5 Межотраслевых правил, предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии с п. 13 Межотраслевых правил, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к Правилам.
Указанной формой предусмотрено на оборотной стороне личной карточки учета выдачи СИЗ внесение сведений о номере сертификата соответствия или декларации, а так же % износа СИЗ при получении и возврате.
На основании Распоряжения на проверку *********** от 26.08.2016 года, Государственной инспекцией труда в Ульяновской области 27.09.2016 года в ОАО «Ульяновскэнерго» была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона в ОАО «Ульяновскэнерго» работники не обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ в установленные сроки. Так, в частности водителю автомобиля Г.А.В. 21.07.2015 выдан жилет сигнальный 2 класса защиты сроком на 1 год. В соответствии с актом от 25.06.2016 г. срок носки данного вида спецодежды продлен на 1 год до 21.07.2017 г. Срок носки жилета сигнального 2 класса защиты истек 21.07.2016 г., данный жилет обратно работодателю не сдавался, новый жилет не выдавался. Аналогичные нарушения допущены в отношении других работников: Ц.А.М., Ш.Н.П., Н.Н.В., И.А.И., Г.В.Е., П.С.А., А.М.Н. Специалисту участка Ф.А.Н. 05.02.2013 сроком на 1,5 года выдан ботинки кожаные «Трейл Фриз» утепленные. Актом от 25.02.2016 срок носки ботинок продлен до 05.08.2017 г. Срок носки ботинок кожаных «Трейл Фриз» утепленных истек 05.08.2014 г., данный вид специальной обуви обратно работодателю не сдавался, новый комплект не выдавался. Аналогичное нарушение допущено в отношении специалиста участка Г.Д.Ю. Инженеру-инспектору А.Р.С. 16.01.2014 сроком на 1,5 года выданы ботинки кожаные утепленные. Актом от 14.07.2016 срок носки ботинок продлен до 14.07.2017 г. Срок носки ботинок кожаных утепленных истек 16.07.2015 г., данный вид специальной обуви обратно работодателю не сдавался, новый комплект не выдавался. Аналогичное нарушение допущено в отношении инженеров-инспекторов Г.В.А., М.А.Н. Инженеру-инспектору А.Р.С. 16.01.2014 сроком на 2 года выдан костюм «Вьюга» утепленный. Актом от 15.01.2016 срок носки костюма продлен до 15.01.2017 г. Срок носки костюма «Вьюга» утепленного истек 16.01.2016 г., данный вид специальной одежды обратно работодателю не сдавался, новый комплект не выдавался. Аналогичное нарушение допущено в отношении инженеров-инспекторов Г.В.А., М.А.Н.
Указанные виды специальной одежды, специальной обуви согласно технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС — 019 -2011) относятся ко 2 классу защиты.
Суд считает, что действия ОАО «Ульяновскэнерго» правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, как необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Указанные обстоятельства подтверждаются Актом проверки *********** от 27.09.2016 года, личными карточками учета выдачи средств индивидуальной защиты, проколом *********** от 27.09.2016 года. Факт истечения сроков носки спецодежды, спецобуви, выданной ранее работникам, указанным в протоколе об административном правонарушении, со стороны ОАО «Ульяновскэнерго» не оспаривается.
Между тем, ОАО «Ульяновскэнерго» указывает на то, что органом, рассматривавшим дело об административном правонарушении, не учтена возможность продления сроков носки СИЗ на основании п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 г. № 290н, предусматривающего, что СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране груда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.
Однако, из содержания вышеприведенного п. 22 Межотраслевых правил следует, что по истечении сроков носки СИЗ работниками должны возвращаться и в дальнейшем после проведения определенных мероприятий по уходу за ними и установления их дальнейшей пригодности для эксплуатации такие СИЗ могут выдаваться вновь.
Пригодность СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране груда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.
Следовательно, доказательства пригодности СИЗ, ранее выданных работникам, в частности сохранение ими защитных свойств (поскольку в данном случае речь идет о СИЗ, относящихся в 2 классу защиты), должны быть представлены работодателем.
ОАО «Ульяновскэнерго» составлены Акты о продлении срока носки средств индивидуальной защиты, которыми продлены сроки носки СИЗ, выданных работникам, указанным в протоколе об административном правонарушении.
В данном случае суд считает, что ссылка на п. 22 Межотраслевых правил правомерно не принята во внимание при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, поскольку нет данных о возвращении СИЗ работниками, не представлены доказательства пригодности СИЗ к дальнейшему использованию, факт проведения и состав мероприятий по уходу за СИЗ, а также процент износа СИЗ.
В представленных ОАО «Ульяновскэнерго» Актах о продлении срока носки средств индивидуальной защиты фактически такая информация не указана. Акты составлены формально и содержат лишь ничем немотивированное заключение комиссии о продлении сроков носки СИЗ.
С учетом изложенного, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в действиях ОАО «Ульяновскэнерго» имеется, виновность юридического лица в совершении данного правонарушения подтверждена доказательствами, которые суд считает допустимыми.
Вместе с тем, размер назначенного ОАО «Ульяновскэнерго» наказания в виде штрафа подлежит изменению, поскольку в этой части убедительных мотивов для определении размера штрафа, равного 140 000 руб., в оспариваемом постановлении не приведено.
Санкция ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Ранее ОАО «Ульяновскэнерго» к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалось, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется, в связи с чем суд считает возможным снизить назначенное наказание до минимально возможного размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ,- 130 000 руб.
Оснований для снижения размера штрафа в соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ суд не находит.
Согласно п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушения», либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных» правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В данном случае ОАО «Ульяновскэнерго» не представило доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица.
При оценке характера совершенного административного правонарушения следует учитывать его общественную опасность, выражающуюся в создании угрозы жизни и здоровью работников.
Имеющиеся факты взысканий с ОАО «Ульяновскэнерго» в судебном порядке значительных денежных сумм, что следует из представленной защитником ОАО «Ульяновскэнерго» судебной практики, сами по себе не являются доказательством сложного финансового положения предприятия, поскольку не дают представления о доходах и расходах предприятия. Кроме того, защитник ОАО «Ульяновскэнерго» Петрусева Н.А. не сочла необходимым представление суду бухгалтерских документов предприятия и просила вынести решение на основании представленных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 — 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:

Постановление *********** по делу об административном правонарушении от 06.10.2016 года, вынесенное и.о. начальника отдела- главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилиным К.Е. в отношении юридического лица Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» (ИНН ***********, ОГРН ***********, юридический адрес: *********) по ст. 5.27.1 ч. 4 КоАП РФ, изменить, снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 130 000 руб.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА

Суд:

Ульяновский районный суд (Ульяновская область)

Ответчики:

ОАО «Ульяновскэнерго»

Судьи дела:

Касымова Э.Р. (судья)

Источник: https://sudact.ru/regular/doc/L0YAjGIHznrv/

Можно ли использовать спецодежду, срок носки которой истек

По общему правилу работник пользуется средствами индивидуальной защиты (далее – спецодежда, СИЗ) в течение установленных сроков носки. По их истечении спецодежду возвращают нанимателю <*>. Однако в некоторых случаях СИЗ с истекшим нормативным сроком носки можно продолжать использовать по назначению. Это касается, например, специальной одежды и специальной обуви работников, занятых на условиях неполного рабочего времени. Для этого наниматель продлевает их сроки носки.

На заметку
Согласно законодательству это единственный случай, когда наниматель вправе продлить сроки носки СИЗ.

Соответствующее решение надо согласовать с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами по охране труда работников (далее — уполномоченное лицо) <*>.

По вопросу дальнейшего использования б/у СИЗ работника, занятого полный день, решение принимает комиссия по контролю качества СИЗ <*>. Для проведения проверки работник должен сдать СИЗ с истекшим сроком носки. Комиссия определит, соответствует ли спецодежда по защитным свойствам, гигиеническим характеристикам и качеству требованиям ТНПА. Если да, комиссия может:

— установить новые сроки носки. Подобное решение оформляется актом. Новые сроки носки указываются в личной карточке учета СИЗ при их последующей выдаче одному из работников организации <*>;

— по мнению Минтруда и соцзащиты (см. на сайте), продлить сроки носки СИЗ. Однако лишь в пределах сроков носки, установленных изготовителем, и только на период сохранения защитных свойств <*>. Полагаем, такую спецодежду нужно возвращать сдавшему ее работнику.

Продление сроков носки СИЗ

Таблица

Критерий сравнения Пункт 33 Инструкции
от 30.12.2008 N 209
Часть 19 разъяснений Минтруда и соцзащиты о СИЗ
СИЗ, подпадающие под норму Специальная одежда и специальная обувь Все виды СИЗ
Основание СИЗ использовалось неполное рабочее время, следовательно, меньше износилось СИЗ использовалось в течение полной продолжительности рабочего времени, но даже по истечении срока носки продолжает выполнять функцию защиты работника от неблагоприятных производственных факторов
Лицо или орган, принимающие решение о продлении сроков носки Руководитель организации. При этом его решение согласовывает первичная профсоюзная организация или уполномоченное лицо Комиссия по контролю качества СИЗ
Условия продления Не определены Продлевают только на период сохранения защитных свойств в пределах сроков носки, установленных изготовителем СИЗ

Источник: https://ilex.by/mozhno-li-ispolzovat-spetsodezhdu-srok-noski-kotoroj-istek/

Продление сроков использования СИЗ

Поиск Лекций

Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.

7.1. Если специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты по истечении сроков носки сохраняют свои защитные свойства и пригодны к дальнейшему использованию, сроки носки могут быть продлены. Годность специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты к дальнейшему использованию, а также новые сроки носки устанавливаются комиссией, назначаемой, при участии представителя профсоюзной организации.

7.2. Обязанность и право определения состояния (процента износа) средств индивидуальной защиты и принятия решения по продлению срока эксплуатации средств индивидуальной защиты возлагается на комиссию.

В распорядительном указывается место и периодичность работы Комиссии.

7.3. В состав Комиссии входят:

— председатель комиссии – начальник структурного подразделения (начальник промысла, участка, цеха, автоколонны и т.д.);

— члены комиссии – руководители и специалисты структурной единицы; руководители или специалисты по охране труда; материально-ответственные лица, ответственные за выдачу СИЗ;

К участию в работе комиссии привлекаются:

— представители профсоюзной организации, уполномоченные по охране труда.

Численный состав Комиссии должен состоять из нечетного числа членов и быть не менее 3 человек.

7.4. Комиссионному осмотру подлежат средства индивидуальной защиты работников структурного подразделения по истечению сроков носки (запланированной даты выбытия), после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка).

7.5. Продлению сроков эксплуатации средств индивидуальной защиты в рамках гарантированного использования, установленного производителем, подлежит СИЗ для следующих профессий и должностей:

— Руководители и специалисты, осуществляющие административно- производственный контроль.

— Руководители и специалисты, непосредственно занятые строительством и всеми видами технического обслуживания и ремонта, наладкой, изготовлением, эксплуатацией основного и вспомогательного технологического оборудования.

— Руководители и специалисты, обеспечивающие погрузочно-разгрузочные работы.

— Инженер, техник, прораб, мастер, занятые наладкой и техническим обслуживанием технологического, электротехнического оборудования, средств автоматики и телемеханики, начальники лабораторий, электромеханики, специалисты связи, геодезисты, геологи, инженеры по надзору, инженеры занятые поверкой приборов и средств измерения, специалисты по охране окружающей среды.

— Специалисты, рабочие и служащие осуществляющие медицинское обеспечение, обслуживание медицинского оборудования.

— Механик.

— Руководители и специалисты структурных подразделений филиалов.

— Водитель (легковой транспорт, автобусы, специальной автомобильной техники).

— Уборщик служебных помещений.

— Сторож.

— Охранник.

— Кладовщик и приравненные к ней профессии.

— Профессии занимающиеся обслуживанием культурно-развлекательных учреждений, гостиниц.

— Специалисты и рабочие эксплуатирующие водный транспорт.

7.6. Продление сроков эксплуатации средств индивидуальной защиты таких как: специальная одежда, специальная обувь, защитные каски, средства защиты органов зрения в рамках гарантированного использования, установленного производителем, не проводится для профессий, чья основная деятельность предполагает непосредственное выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту производственного оборудования, ремонту автотракторной техники, на работах, связанных с повышенным загрязнением и регулярно участвующих в работах повышенной опасности (газоопасные, огневые, работы в электроустановках).

Перечень профессий, в отношении которых не проводятся мероприятия по продлению сроков эксплуатации средств индивидуальной защиты, ежегодно разрабатывается начальником структурной единицы, согласовывается с отделом ОТ и ПБ, с профсоюзной организацией и утверждается руководителем.

7.7. По профессиям, не входящим в пункты 7.5 и 7.6 настоящего Положения, срок эксплуатации средств индивидуальной защиты продляется в рамках гарантированного использования, установленного производителем и в соответствии с процентом износа.

7.8. Суммарный срок продления эксплуатации средств индивидуальной защиты не может превышать сроков гарантированного использования, установленного производителем в руководстве по эксплуатации или техническом описании модели.

При выходе из строя (неисправности) СИЗ до истечения нового срока носки (применения), работник сообщает об этом работодателю, а работодатель принимает меры к их списанию и выдаче работнику новых сертифицированных СИЗ.

7.10. Комиссия осуществляет следующие функции:

— принимает на рассмотрение специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации;

С помощью органолептических методов (визуальный осмотр, ощупывание):

— производит осмотр средств индивидуальной защиты;

— определяет функциональную пригодность, соответствие размера;

— определяет состояние (процент износа) средств индивидуальной защиты исходя из их текущего состояния в сравнении с техническим описанием на модель;

— определяет необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за средствами индивидуальной защиты;

— устанавливает сроки продления эксплуатации средств индивидуальной защиты.

7.10.1 Комиссия имеет право:

— принимать решение о продлении средств защиты;

— принимать решение о списании средств защиты;

— принимать решение о проведении дополнительных мероприятий (ремонт, стирка, чистка, обеспыливание, обеззараживание и т.д) ;

— запрашивать у руководителей структурных подразделений необходимую в работе информацию о СИЗ;

— устанавливать сроки предоставления запрашиваемой информации;

— вносить предложения и рекомендации по эффективной, бережной эксплуатации и хранению СИЗ.

7.11. Комиссия по результатам осмотра средств индивидуальной защиты оформляет «Акт осмотра СИЗ, бывших в эксплуатации» согласно приложению № 1 (далее – Акт осмотра) и направляет Акт осмотра специалисту филиала, ответственному за выписку ведомостей получения СИЗ.

7.12. Специалист ответственного отдела филиала в соответствии с Актом осмотра вносит информацию о продлении срока носки по каждому работнику в ИУС (личную карточку учёта выдачи СИЗ).

7.13. Учет и хранение оригиналов Актов осуществляет специалист отдела МТС или бухгалтер (специалист учетно-контрольной группы).

7.14. Ответственность за организацию работы Комиссии и своевременное продление сроков эксплуатации средств индивидуальной возлагается на руководителя.

7.15. Критерии оценки продления СИЗ к дальнейшей эксплуатации

1. По спецодежде проверяется:

­ целостность материала;

­ сохранность строчек, швов;

­ качество обработки застежек, скрепок;

­ равномерность настила утеплителя;

­ исправность фурнитуры;

­ наличие маркировки;

­ отсутствие загрязнений, не поддающихся уничтожению путем проведения мероприятий по уходу;

­ дата изготовления, срок хранения.

2. По спецобуви проверяется:

­ целостность материала;

­ сохранность строчек, швов;

­ качество, сохранность и целостность застежек (замков, кнопок и пр.);

­ качество крепления деталей обуви (прежде всего – подошвы);

­ сохранность внутренних деталей (задников, подносков);

­ качество крепления подкладки (отсутствие неразглаженных складок внутри обуви, отставания подкладки);

­ наличие маркировки;

­ дата изготовления, срок хранения.

3. По средствам защиты рук проверяется:

­ целостность материала;

­ сохранность строчек, швов;

­ наличие маркировки;

­ отсутствие загрязнений, не поддающихся уничтожению путем проведения мероприятий по уходу;

­ дата изготовления, срок хранения.

4. По средствам защиты глаз и лица проверяется:

— внешнее состояние СИЗ, очковых и смотровых стекол (отсутствие острых кромок, раковин, трещин, наплывов, сколов и других дефектов);

— прочность закрепления очковых и смотровых стекол;

— наличие маркировки;

­ дата изготовления, срок хранения.

5. По средствам защиты головы проверяется:

— комплектность изделия (при наличии подшлемника, пелерины, наушников);

— наличие маркировки (товарный знак завода-изготовителя, номер

нормативно-технической документации, дата изготовления, размер каски);

— внешний вид корпуса и внутренней оснастки (отсутствие трещин, вздутий и острых кромок, наличие покрытия из кожи на лобной части несущей ленты);

— надежность и прочность фиксации несущей ленты и подбородочного ремня по размерам;

­ дата изготовления, срок хранения.

6. По средствам защиты органа слуха проверяется:

— целостность корпуса наушников (оголовье, чашки);

— отсутствие снижения усилия прижатия по сравнению с новым СИЗ;

— отсутствие повреждений вкладыша наушников;

­ дата изготовления, срок хранения.

7.16. Критерии состояния (процента износа) средств индивидуальной защиты:

№ п/п Основные признаки процента износа средств индивидуальной защиты Процент износа, %
1. Одежда специальная защитная
1.1. Одежда специальная защитная без загрязнений или повреждений: — без повреждений структуры тканей, строчек, швов; — потертости в местах наибольшего трения; <50
1.2. Одежда специальная защитная с незначительными повреждениями (загрязнениями): — изменение цвета ткани (выцветание); — нарушена целостность строчек и швов (до 5 см); — небольшие повреждения структуры ткани (вытянутость в местах наибольшего напряжения) — загрязнения (пятна от грязи и нефтепродуктов) на подкладке или лицевой части изделия площадью менее 20 % от площади поверхности одежды. от 51 до 75
1.3. Одежда специальная защитная со значительными повреждениями (загрязнениями): — неполная комплектность; — нарушения целостности застежки-молнии; — нарушена целостность швов и строчек (более 5 см); — нарушена целостность структуры ткани (потертости, порезы, разрывы, прожиги и т.д.); — загрязнения площадью более 20% от площади поверхности одежды, которые не удаляются путем проведения мероприятий по уходу. > 75
2. Средства защиты ног
2.1. Средства защиты ног без видимых повреждений и в полной комплектности. ≤50
2.2. Средства защиты ног с незначительными повреждениями: — нарушена целостность строчек, швов, явно выраженные загрязнения на лицевой части изделия (пятна от нефтепродуктов), царапины. от 50 до 75
2.3. Средства защиты ног со значительными повреждениями: — повреждены внутренние детали (задники, подноски), подошва, строчки, швы, нарушена целостность материала (порезы, проколы, прожиги и т.д.), из которого изготовлены средства защиты ног. >75
3. Средства защиты рук
3.1. Средства защиты рук от пониженных температур: — отсутствие разрывов на верхней ткани, потёртости меха, целостность швов, целостность защитного покрытия. от 51 до 75
4. Средства защиты глаз и лица
4.1. Средства защиты глаз и лица с повреждениями: — наличие царапин, наличие трещин, сколов, неисправность крепления. от 51 до 75
5. Средства зашиты головы
5.1. Средства защиты головы без видимых повреждений и в полной комплектности. ≤ 50
5.2. Средства защиты головы с незначительными повреждениями: — нарушена целостность строчек, швов, царапины. от 51 до 75
5.3. Средства защиты головы со значительными повреждениями: — наличие трещин, вздутий, острых кромок (каски). — повреждены внутренние детали, нарушена целостность материала (проколы, сквозные порезы, прожиги и т.д.), из которого изготовлены средства защиты головы. > 75
6. Средства защиты слуха
6.1. Средства защиты слуха с повреждениями: — наличие неисправностей крепления, трещин, нарушение целостности изолирующих элементов. от 51 до 75

Примечание: при определении процента износа комиссия филиала может учитывать и другие критерии не указанные в таблице (потеря свойств световозвращающих элементов, износ логотипа компании и т.д.).

Сроки

продления эксплуатации средств индивидуальной защиты

№ п/п Процент износа, % Срок продления эксплуатации
1. ≤ 50 12 месяцев
2. 51-75 6 месяцев
3. >75 Списание

Приложение

А К Т

осмотра СИЗ, бывших в эксплуатации

Наименование, цеха, участка и т.д.

Комиссия (наименование структурного подразделения) созданная приказом от «__» ______ 201, года № ______, в составе:

Председатель комиссии __________________________________________

Члены комиссии_________________________________________________

осмотрела представленные СИЗ и установила следующее:

Работник Предмет Ддата выдачи СИЗ Ддата осмотр-а СИЗ Еед. изм Ккол-во % зноса факт Срок продления эксплуатации (мес.) Подпись работни-ка
ФИО ттаб. № Наименование СИЗ Номенклатурный номер СИЗ

Подписи членов комиссии:

Источник: https://poisk-ru.ru/s14596t7.html

Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 34 утверждены и введены в действие Правила проведения сертификации средств индивидуальной защиты, которые устанавливают методы испытаний для определения характеристик СИЗ. В сертификате соответствия указывается соответствующий ГОСТ, в котором в обязательном порядке отражена информация о периодической проверке и технической эксплуатации конкретных СИЗ. Для определения пригодности СИЗ целесообразно воспользоваться документами организации-производителя, которые прилагаются к СИЗ (руководство, паспорт, сертификат соответствия), либо нормативной технической документацией. ПримерСогласно п. 7.1 ГОСТ 12.4.087–84 «Каски строительные. Технические условия» гарантийный срок хранения и эксплуатации строительной каски составляет 2 года со дня изготовления. ГОСТ Р ЕН 365–2010 «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты.

Ано дпо «новгородский учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса»

Об этом сказано в пунктах 13, 21 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н. По истечении срока использования выдайте сотруднику новый комплект.

Однако если средства пригодны к дальнейшему использованию, то после мероприятий по уходу их можно повторно выдать сотруднику. Такой порядок установлен в пункте 22 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.

Для установления контроля над сроками Минфин России рекомендует ставить штамп с указанием даты выдачи сотрудникам средств защиты (п. 63 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н). Пример определения срока носки и даты замены куртки на утепляющей прокладке водителю автомобиля в Москве Водителю автомобиля Ю.И.

Основные требования к инструкции по применению, техническому обслуживанию, периодической проверке, ремонту, маркировке и упаковке» устанавливает требования к инструкции по применению, техническому обслуживанию, периодической проверке, ремонту. Для определения пригодности к дальнейшей эксплуатации СИЗ, используемых для защиты от поражения электричеством, следует воспользоваться Инструкцией по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утв.

приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 261. Также приказом Минпромэнерго России от 28.03.2007 № 97 утверждены Методические рекомендации по определению технических требований к комплектам для защиты от воздействия электрической дуги. Для СИЗ с указанием срока «до износа», работодателю нужно установить периодичность проверок на пригодность к эксплуатации. ПримерПериодичность проверок может составлять один календарный год.

Источник: http://24-advokat.ru/obrazets-prikaza-o-prodlenii-sroka-noski-spetsodezhdy/

Списание спецодежды и других СИЗ. Продление сроков и ремонт СИЗ

В целях списания и/или продления срока использования специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), в соответствии со статьёй 221 ТК РФ, п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждёнными приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н, для определения степени износа и пригодности к дальнейшей эксплуатации СИЗ бывших в употреблении работодатель должен создать специальную комиссию.

Цель данной комиссии заключается в том, чтобы определить пригодность спецодежды и других СИЗ к дальнейшему их использованию и отразить результаты своей работы в соответствующем Акте осмотра СИЗ и если необходимо, то и в Акте списания СИЗ.

Для реализации может вполне пригодиться инструкция по определению пригодности средств индивидуальной защиты к дальнейшей эксплуатации и/или общее положение об обеспечении работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ.

В комиссию по определению пригодности средств индивидуальной защиты к дальнейшей эксплуатации желательно включать тех, кто непосредственно к ней имеет отношение на всех уровнях. Например главный бухгалтер, заведующий хозяйством, начальник производства, специалист по охране труда и т.д.

В случаях, когда комиссий устанавливает, что спецодежде и другим СИЗ требуется ремонт, то на договорной основе привлекается специализированная организация. Пример договора на оказание таких услуг вы также сможете скачать в этой заметке.

Далее идут ссылки на примерные формы локальных документов по этому мероприятию. Каждый желающий может внести, изменить данные документы под себя.

Организация выдачи спецодежды

На предприятиях или в организационных структурах выдачи СИЗ может быть организована таким образом:

  1. Потребное количество определяется заранее. Подготавливаются заявки на следующий год. Сведения о спецодежде берутся из карт спецоценки по условиям трудового процесса. Если последней не проводилось, то из отраслевых норм.
  2. Подготовленный список согласовывается с представителем службы по ОТ, бухгалтером предприятия и утверждается руководителем объекта. В идеале будет выполнить его в трех экземплярах, один — в отдел снабжения, второй — в бухгалтерию, третий — на контроль заведующему складом.
  3. Приобретение спецодежды осуществляется согласно правилам закупочных процедур. Это требование установлено на законодательном уровне.
  4. После поступления спецодежды на склад, она проходит входной контроль. Для этого создается специальная комиссия. Если контроль не был пройден, то товар возвращается назад поставщику.
  5. Теперь спецодежда находится на складе, далее следует выдача по подразделениям.

Правильная организация процесса поступления, приемки и выдачи фиксируется в Положении или в стандарте по предприятию.

Вопрос: На какой срок можно максимально продлевать спецодежду и спецобувь, если при осмотре комиссия признала их годными? Каковы критерии определения годности? Может ли работодатель своим приказом установить другие сроки носки (более длительные), чем указаны в Типовых нормах? Можно ли не в полном объеме выдавать СИЗ, если они не нужны при выполнении работ? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», апрель 2016 г.)

На какой срок можно максимально продлевать спецодежду и спецобувь, если при осмотре комиссия признала их годными? Каковы критерии определения годности? Может ли работодатель своим приказом установить другие сроки носки (более длительные), чем указаны в Типовых нормах? Можно ли не в полном объеме выдавать СИЗ, если они не нужны при выполнении работ?

Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ), возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними. Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.

Срок дальнейшего использования СИЗ устанавливается с учетом процента их износа, но не более чем на срок, установленный Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам связи, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 июня 2010 г. N 454н, а при отсутствии в данных типовых нормах профессий и должностей — Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. N 997н. Максимальный срок носки пригодных для эксплуатации СИЗ законодательством не установлен.

Работодатель не вправе устанавливать более длительные сроки носки СИЗ.

Работодатель обязан на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдавать работникам СИЗ, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами. Выдача СИЗ не в соответствии с типовыми нормами (не в полном объеме) является нарушением трудового законодательства.

Правовое обоснование:

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н (далее — Правила).

На основании п. 14 Правил при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах — типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Как следует из п. 22 Правил СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.

Как следует из п. 29 Правил в соответствии с установленными в национальных стандартах сроками работодатель обеспечивает испытание и проверку исправности СИЗ, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на СИЗ ставится отметка (клеймо, штамп) о сроках очередного испытания.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», апрель 2016 г.

Источник: https://base.garant.ru/57300993/