Проф стандарт проф образования и обучения

Содержание

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 44.03.04 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №1, Том 6 / 2018, No 1, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-1-2018.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/47PDMN118.pdf

Статья поступила в редакцию 21.02.2018; опубликована 14.04.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Лях В.И., Строгова Н.Е. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и особенности его реализации в системе высшего образования (на примере направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)») // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

УДК 378

Лях Виктория Ивановна

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярск, Россия Доцент кафедры «Современных образовательных технологий»

Кандидат педагогических наук E-mail: Lviktory@mail.ru

Строгова Наталия Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Красноярск, Россия

Доцент кафедры «Педагогики» Кандидат педагогических наук E-mail: strogowa.nataliya@yandex.ru

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и особенности его реализации в системе высшего образования (на примере направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)»)

Аннотация. В статье даётся краткая характеристика профессиональных стандартов в Великобритании, Франции, Германии и прослеживается историческое развитие стандартизации педагогической деятельности в нашей стране, в которой в настоящее время в сфере образования регламентируют профессиональную деятельность пять профессиональных стандартов («Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Специалист в области воспитания»). Анализируются положения профессионального стандарта педагога профобразования и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению

подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». По методике определения квалификационных дефицитов специалистов авторами высчитан коэффициент согласованности требований ФГОС ВО 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» и требований профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», и рассматривается возможность устранения выявленных квалификационных дефицитов на примере образовательной программы «Профессиональной обучение (информатика и вычислительная техника)», реализуемой в Институте педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск).

Ключевые слова: профессиональный стандарт; общетрудовые функции; трудовые функции; трудовые действия; профессиональное образование; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; компетенции

Современное отечественное образование носит ярко выраженный переходный характер, «закалённый» реформами и сопровождаемый разработкой и внедрением новых профессиональных стандартов.

Понятие «профессиональный стандарт» в Трудовом кодексе РФ (ст. 195.1) 1 определяется как «документ, который раскрывает содержание профессиональной деятельности (в форме трудовых функций) в рамках определённого вида экономической деятельности; содержит оцениваемые требования к совершаемым работником действиям, необходимым знаниям и умениям». Таким образом, основной смысл профстандарта заключён в установлении конкретных требований к качеству деятельности.

Появление профессиональных стандартов — это не ноу-хау нашего времени, это сложившаяся многолетняя мировая практика. Сегодня профессиональные стандарты в разных странах отличаются друг от друга по структуре и по содержанию: одни содержат трудовые функции и входящие в них действия для каждой конкретной профессии или области профессиональной деятельности, другие включают в себя описание компетенций, третьи ограничиваются только перечнем необходимых компетенций. Этот факт наглядно иллюстрирует разное понимание понятия «компетенция» и принятый в стране макет профессионального стандарта. Например, в Великобритании под компетенцией понимается способность человека выполнять требуемые трудовые функции согласно профессиональному стандарту. Во Франции компетенции рассматриваются как ресурсы, используемые человеком для осуществления деятельности (например, профессиональной) в конкретной ситуации. В компетенциях выделяются когнитивная, опытная и поведенческая составляющие, которые актуализируются в конкретной деятельности. В Германии принято понятие «компетенции действия», которое связано с понятием «профессия». Оно ориентируется на предмет и формирует способность человека действовать адекватно и ответственно в отношении социума и себя. В структуру немецких «компетенций действий» входят личностная, предметная, методическая и социальная компетенции. Профессии распределены по областям деятельности, с которыми связаны знания и умения, обеспечивая связь всех аспектов компетенции. При таком понимании компетенции, знание именно трудовых процессов становится значимой частью профессиональной компетенции, а анализ полученных данных и отражение его результатов в нормативных документах становятся основой при разработке профессиональных и образовательных стандартов.

1 Трудовой кодекс Российской Федерации. URL: http://www.tmdkod.ru. Страница 2 из 10

В России термин «профессиональный стандарт» был впервые использован в 1997 г. в Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов. Через десять лет Национальное агентство развития квалификаций представило Положение о профстандарте и его первый макет, что повлекло за собой создание квалификационных справочников, в которых в качестве единицы описания выступали профессии рабочих и должности служащих.

Дальнейшее историческое развитие профессиональных стандартов (вплоть до 2015 года) в нашей стране наглядно представлено на рисунке 1.

Стоит отметить, что сначала бизнес-сообщество не проявило заинтересованности к разработке профессиональных стандартов. Но с 2016 года работодателей стали активно привлекать как председателей и членов государственной экзаменационной комиссии в вузах, что заставило представителей организаций пересмотреть уже утвердившееся мнение по отношению своего участия в создании профстандартов.

11равительство РФ

РОССИНСКИЙ СКМШ lipUMMllLtCttHHKUtt

и прсдиринимапслсА 114 1 III) (Шлхил Л.Н )

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальное агентство развитая квалификаций (НАРК1 (.lckGoeH’j A.iL)

Министерство образования и социального развития РФ

(Ккцес I ценно- 1 «су;ирс|жнный сом.*г Системы неынисимой оценки качесгна профессионального образования (Шохин А Н.)

Агентство стратегических инициатив (АСИ)

Пречидеш РФ (Пуши В.В.)

Национальный совет профессиональных квалификаций при Президенте РФ (Шанин А.Н.)

1997 г.

2006 г.

2007 г.

► 2008 г. t 2009 г.

и.ieя передать т>шэе ггршю пут и ирисшшншь ирифса’нишшыыс квалификации

2010 г.

2010 г.

>• 201! г. 2011 г.

-> 2012 г. -*■ 2014 г. -*■ 2014 г.

2014 г.

npoi рамма социальных реформ Г’Ф

Пер нос упоминание И’рмипа » профепш ,\ар г1′

созлпннс Национального агентство развития квалификаций (НАРК)

— мерный макет профствцдарти

— Положение о профстандарте

проект Национальной рамки развития квалификаций

— + Пч V».Ы «»MUA <1 ‘¡.IipШ]-Л1 mмuV rwiwvu

ппипншиш ещтмхи дичи-лищ гчгли»нмг*тг

|/у№ПМИ|иЛ,

WJaiaxoiiK об сл^емкг и ¿с/ти^игйции

созланис Обсцссгвснно-государс1 венного совета Системы независимой оценки качестна профессионально!о обраюнании

illopmitoxv окна и одопьфикодкы «я» и^юитримып.’ VWIHW;»..».

-«Я|\вдЛчг сдтГкум lytvMbiuym Л»»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-•Цпнмра оилиъ и счути^шацш ши^млиш OiOL/O-*,

-«OSi^w яугмгоиы г xirw^fia» „». */te*www jWAvn^umHWimn») /ipmu^utwe» w m <i

ипланме Aivhiciна cipaici ичеекмх иимциагкм (АСИ)

лорсгАная карга «Стлал ие Национальной системы квалификаций и компетенций»

— Укаю от 07.05.2012 Кс597

— ввслсиис понятия профстаилдрта в ТК РФ

шиш мероприятий 1ю рачраГкпже, желерпис и применению ПС на 2014 -21)16 гг.

созланис Национальное сонст» профессиональны* квалификаций при Президенте РФ

созланне Ассоииазшн участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций»

Ассоциации учасшикон фнналсомп о рынка «Соиег по pZtNMI ИЮ Лр<и|)еССИ<М1аЛ1.НМХ

квалификаций» (Mypwtc* А, В )

12.09.2015 г.

янелеп п дейстаие профста»гдарт ‘X пс1э»а/тмст по ооегючпой даге.шккш», ршработпштй участником АСССШИЙЦИЯ Обшсроб’инским MCxOitNkXKUMM объсдимекисы работодателей аудиторских, ацсиочммх. зкеперттшх и кшхалтнипзаык оргзпмхой (ЛВПКО|

шрегястрстропап гтерш.тЙ и пма едкпетяенпий I )ОК -.- л/ч» — Обикроакяссоомапмрасдсвос ибъеднкекме

МОНОрЬ ¿U13 Г, pefttno,wie гей аудиторских, оисночыьи, шеперт иых и.

ксскалтипгооых аргынешзнй (ЛВСКО >

Рисунок 1. Схема развития профстандартов в России (Н. Ничкова )

С конца прошлого века в нашей стране неоднократно предпринимались попытки в той или иной мере стандартизировать педагогическую деятельность (рисунок 2).

Профессиограммы учителя, преподавателя, воспитателя, разработанные творческой группой под руководством В.А. Сластёнина(19Е0-90-егг.)

Должностные инструкции педагогических работников (1995 г.)

Функциональный подход к описанию педагогической деятельности А.И. Пискунова (1999-2001 гг.)

Профессиональный стандарт профессии «Преподаватель профессионального обучения» (Постановление Министерств а труда и социального развития РФ от 22 декабря 2003 г. № Ё7)

Проект стандарта учителя на основе кпмпетентностного подхода, разработанный командой специалистов РГТГУ им. А.И. Герцена под руководством В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой (2004-2006 гт.)

Проект профессионального стандарта педагогической деятельности,

разработанный на основе функционального подхода творческой группой под руководством ВЛ. Матросоваи В.Д. Шадрикова {2007 г.)

Квалификационные характеристики должностей работников образования в составе ЕСКД, разработанного в Минздравсоцразвития Российской Федерации (2010 г.)

На сегодняшний день в Справочнике кодов общероссийских классификаторов 2 содержатся тексты 1094 профессиональных стандартов и по данным Росминтруда 3 (программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты») в 2018 году планируется к разработке ещё 44. Из всех существующих сейчас в РФ профстандартов только 5 регламентируют профессиональную деятельность в сфере образования: профстандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»; профстандарт «Специалист в области воспитания»4.

Остановимся подробнее на профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 https://classinform.ru/profstandarty.html.

3 http://profstandart.гоsmintrud.ru/upload/medialibrary/e3a/nepe4eHb%20npoфстандартов 2018.pdf.

образования» (далее — профстандарт), утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты №608н от 08.09.2015 г., разработкой которого занимался Федеральный институт развития образования (ФИРО) (г. Москва). При определении требований к квалификации педагогических работников обязательность его применения с 1 января 2017 года установлена законом5.

Основной целью профессиональной деятельности педагога профобразования в соответствии с профстандартом является организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и соответствующих компетенций, позволяющих эффективно, продуктивно и рационально осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для компетентно-профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении профессиональных знаний, полученных не только в образовательном процессе вуза, но и в процессе самообразования и самосовершенствования; современное методическое обеспечение процесса реализации образовательных программ .

При описании трудовых функций, входящих в рассматриваемый нами профессиональный стандарт, организациями-разработчиками стандарта, в соответствии с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации, было определено три уровня квалификации — с 6-го (бакалавриат) до 8-го (послевузовское образование, в т. ч. программы, ведущие к получению степени кандидата наук и/или практический опыт) .

В задачи настоящей работы входил анализ соответствия основных положений профстандарта, т. е. сопоставление трудовых функций, описанных и раскрытых в документе, а также соответствующих шестому уровню квалификаций, и компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников в результате освоения программы бакалавриата по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» (таблица).

Степень соответствия компетенций ФГОС ВО 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» 6 (далее — образовательный стандарт) трудовым функциям профстандарта определялась следующим образом:

++ — полное совпадение компетенций ФГОС с необходимыми трудовыми функциями в профстандарте;

+- — частичное совпадение компетенций ФГОС с необходимыми трудовыми функциями в профстандарте (требования профстандарта выше, чем требования ФГОС);

0 — отсутствие в ФГОС компетенций, соответствующих необходимым трудовым функциям в профстандарте.

5 См. статью 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ и статью 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

6 Мр:/Я£ОвУО. ru/uploadflles/fgo 8УоЪ/440304.р^. Страница 5 из 10

Таблица

Сопоставление требований профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и ФГОС ВО 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)»

ОТФ* и ТФ** профстандарта А B C

A/01.6 A/02.6 A/03.6 B/01.6 B/02.6 B/03.6 C/01.6 C/02.6

Компетенции ФГОС ВО ПК-1, ПК-23 ПК-19, ПК-16, ПК-23 ПК-19, ПК-2, ОПК-7,

ПК-3, ПК-20, ПК-24, ПК-20, ПК-6, ОПК-8,

ПК-4, ПК-21, ПК-25, ПК-21, ПК-7, ОПК-9,

ПК-11, ПК-22, ПК-26, ПК-22, ПК-8, ПК-4,

ПК-13, ПК-27, ПК-28 ПК-27, ПК-9 ПК-5,

ПК-14, ПК-29 ПК-29 ПК-7,

ПК-15, ПК-9

ПК-16,

ПК-17,

ПК-18,

ПК-31,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПК-34

Степень соответствия ++ ++ ++ ++ ++ ++ ++ ++

ОТФ* и ТФ** профстандарта D E F

D/01.6 D/02.6 E/01.6 E/02.6 F/01.6 F/02.6 F/03.6

Компетенции ФГОС ВО ПК-2, ПК-6, ПК-7, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-21 ПК-18

ПК-8 ПК-4,

ПК-9 ПК-5, ПК-7,

ПК-9

Степень соответствия ++ ++ 0 0 0 ++ ++

*ОТФ — обобщённые трудовые функции; **ТФ — трудовые функции. Составлено авторами

Обработка результатов сравнительного анализа проводилась путем вычисления коэффициента согласованности требований образовательного стандарта и требований профстандарта по следующей формуле:

N = (А+0,5В) / (А+В+С), где

N — коэффициент согласованности требований образовательного стандарта и профстандарта;

А — число знаков «++» (полное совпадение требований образовательного стандарта и профстандарта);

В — число знаков «+-» (частичное совпадение требований образовательного стандарта и профстандарта);

С — число знаков «0» (отсутствие в образовательном стандарте требований профстандарта, то есть полное несовпадение требований) .

N = (12+0,5×0) / (12+0+3) = 0,8 (80 %)

Таким образом, проведенное авторами сопоставление требований профстандарта и компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников в результате освоения программы бакалавриата по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», позволяет сделать следующий вывод: компетенции в образовательном стандарте на 80 % соответствуют трудовым функциям, представленным в профстандарте.

В результате анализа также были выявлены квалификационные дефициты по трём трудовым функциям, для которых в образовательном стандарте не было определено ни одной соответствующей компетенции — это E/01.6, E/02.6 и F/01.6.

Наличие выявленных квалификационных дефицитов актуализирует проблему пересмотра содержания учебных дисциплин образовательных программ по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» в сторону включения в него необходимых знаний, умений и навыков, которые могли бы способствовать формированию у выпускников компетенций, соответствующих данным трудовым функциям профстандарта.

Рассмотрим возможность устранения выявленных квалификационных дефицитов путем включения соответствующих знаний, умений и навыков в содержание учебных дисциплин на примере образовательной программы «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)», реализуемой в Институте педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск).

Вопросы, связанные с планированием профориентационной деятельности образовательной организации, информированием и консультированием школьников и их родителей при проведении мероприятий профориентационной направленности, разработкой планов и проведением индивидуальных и групповых профориентационных занятий и консультаций школьников и их родителей, могут быть включены в содержание таких дисциплин, как:

1. Психология профессионального образования. Целью данной дисциплины является развитие профессиональных компетенций студентов в области проектирования и организации учебного процесса на основе психологических основ профессионального образования и представления о психологических особенностях и закономерностях непрерывного профессионально-образовательного процесса, который включает подсистемы допрофессиональной трудовой подготовки школьников, начальной, средней, высшей профессиональной подготовки, а также последипломного образования специалистов;

2. Основы психолого-педагогической диагностики. Эта дисциплина знакомит студентов с основами психолого-педагогического диагностирования, обогащает их профессиональный инструментарий необходимым набором разнообразных психолого-педагогических диагностических методов. В рамках дисциплины возможно более детальное знакомство студентов с многообразием методик для успешного проведения профдиагностики и профконсультирования старшеклассников.

Организация и осуществление профессиональных проб, проведение мастер-классов по профессиям для школьников, взаимодействие со школьными учителями технологии и профильных предметов по вопросам профессиональной ориентации, в том числе вовлечения учащихся в техническое творчество, декады и конкурсы профессионального мастерства могут стать отдельными обязательными заданиями для студентов на период педагогической практики.

Педагогическая практика в этом случае будет играть двоякую профориентационную роль. С одной стороны, сам студент ярко проявляет в своей профессиональной (на период педагогической практики) деятельности полученные за время обучения в вузе знания, демонстрирует сформированные профессиональное умения и компетенции, находя в демонстрируемой профессии и для себя ранее не замеченные выгодные положительные стороны, с другой — своей деятельностью он оказывает ровно тот же эффект на школьников. Большое значение в этом будут иметь условия, в которых окажутся субъекты профориентационной деятельности. Например, студенту-практиканту это поможет, кроме всего прочего, проявить самостоятельность и инициативу .

Вопросы, связанные с разработкой программ и необходимого инструментария для изучения количественных и качественных потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена, разработкой инновационных проектов и диагностических методик для обработки и анализа образовательных запросов и требований обучающихся к условиям реализации образовательных программ, могут быть включены в содержание дисциплины «Менеджмент в профессиональном образовании», в ходе изучения которой студенты знакомятся с экономическими и организационными основами управления учебными заведениями различных уровней в современных рыночных условиях с учётом специфики региона, методами эффективного менеджмента, научными основами маркетинга образования, первоочередная задача которого — удовлетворение потребностей как отдельно взятой личности, так и общества в целом, в образовательных услугах.

И здесь тоже необходимую поддержку данной дисциплины может оказать педагогическая практика, в рамках которой студентам будет вполне по силам организация и проведение изучения количественных и качественных потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих, служащих и специалистах среднего звена, а также организация и проведение изучения образовательных запросов и требований обучающихся к условиям реализации образовательных программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формированию готовности выпускников образовательной программы «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)» к осуществлению обобщенных трудовых функций, представленных в профстандарте и связанных с разработкой методического обеспечения программ профессионального обучения, способствует организация в учебном процессе деятельности студентов по проектированию и конструированию отдельных компонентов учебно-методического обеспечения дисциплин профессионального обучения (в т. ч. электронных обучающих курсов) в рамках курсовых работ на протяжении нескольких семестров и, в конечном итоге, созданию комплексов учебно-методического обеспечения дисциплин профессионального обучения, представляемых студентами на государственной итоговой аттестации .

Таким образом, по мнению авторов, включение в содержание соответствующих учебных дисциплин образовательных программ «Профессиональное обучение (по отраслям)» необходимых знаний, умений и навыков будет обеспечивать формирование у выпускников необходимых профессиональных компетенций и способствовать устранению квалификационных дефицитов относительно профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакшеева З.К., Строгова Н.Е., Зайцева М.С. Организация педагогической практики студентов-бакалавров на основе компетентностного подхода в педагогическом вузе // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы X Международной научной конференции, посвященной памяти М.И. Шиловой (1933-2015). — Красноярск, 2016. — С. 148-155.

7. Посталюк Н.Ю. Материалы вебинара «Перевод квалификационных запросов производственных компаний или иных организаций в планируемые результаты программы профессионального образования»: методика определения квалификационных дефицитов специалистов путём сравнительного анализа требований государственных образовательных и профессиональных стандартов. — Красноярск: СФУ; АНО «Электронное обучение для наноиндустрии» (eNano), 2017.

8. Посталюк Н.Ю. Механизмы трансляции квалификационных требований рынка труда в программы профессионального образования и обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 3 (15). — С. 37-40.

9. Тубер И.И., Крашакова Т.Ю., Гнатышина Е.В. Профессиональный стандарт педагога профобразования — основа для пересмотра системы повышения квалификации в профессиональной образовательной организации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2016. — № 5. -С. 100-106.

10. Факторович А.А. Оценка качества профессионального образования в условиях модернизации национальной системы квалификаций // Образовательная политика. — 2013. — № 1. — С. 63.

Lyakh Viktoriya Ivanovna

Siberian federal university, Krasnoyarsk, Russia E-mail: Lviktory@mail.ru

Strogova Nataliya Evgenyevna

Krasnoyarsk state pedagogical university named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia

E-mail: strogowa.nataliya@yandex.ru

«Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», представленные по запросу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки»

РАЗЪЯСНЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

«ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ», ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ПО ЗАПРОСУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

1. Согласно положениям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2015 г., рег. N 38993) <1> (далее — профессиональный стандарт, профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»):

<1> См. Официальные документы в образовании. — 2016. — N 18, 19. — Ред.

— для должности «профессор» предусмотрены трудовые действия и трудовые функции, связанные с реализацией только основных профессиональных образовательных программ высшего образования — подготовкой кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ;

— для должностей «ассистент», «преподаватель», «старший преподаватель» предусмотрены трудовые действия и трудовые функции, связанные с реализацией только основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ;

— для должности «доцент» — реализация только основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительных профессиональных программ.

Вопрос. Следует ли из положений профессионального стандарта запрет на привлечение образовательными организациями педагогических работников, замещающих должности:

— «ассистент», «преподаватель», «старший преподаватель», «доцент» к реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ;

— «ассистент», «преподаватель», «старший преподаватель», «профессор» к реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата, специалитета, магистратуры?

Ответ. Квалификационные требования к работникам могут содержаться в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах, федеральных законах и в иных нормативных правовых актах.

В соответствии с частью первой статьи 195.3 Кодекса если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

При применении части первой статьи 195.3 Кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований, указанных в профессиональном стандарте, работодателями применяются данные нормативные правовые акты.

Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Должности педагогических работников описаны в двух разделах Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих:

— «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н <1>;

<1> См. Официальные документы в образовании. — 2011. — N 1. — С. 4 — 63. — Ред.

— «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н <2>.

<2> См. Официальные документы в образовании. — 2011. — N 14, 15. — Ред.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» содержит квалификационные требования к старшему преподавателю, преподавателю и ассистенту.

Таким образом, профессиональный стандарт содержит информацию о современных требованиях к квалификации работников и может применяться работодателем с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе, при приеме на работу, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

Обращаем внимание на концевую сноску N 3 данного профессионального стандарта, в которой указывается, что к обобщенной трудовой функции 3.8 «Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» также относится преподавание по иным программам высшего образования и ДПП, если соответствующие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 уровня квалификации. Следовательно, если педагогический работник ведет занятия, на которых обучающиеся осваивают (совершенствуют) деятельность не выше 6 уровня квалификации, в том числе овладевают отдельными умениями и знаниями, требования к его квалификации определяются в соответствии с обобщенной трудовой функцией 3.8 «Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» даже если программа в целом предусматривает освоение деятельности более высокого уровня квалификации.

Структурой профессионального стандарта также предусмотрена обобщенная трудовая функция (п. 3.9 «Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации»), которая содержит квалификационные требования к доценту.

Работник, осуществляющий трудовые функции, предусмотренные уровнем квалификации 8, вправе осуществлять трудовые функции нижестоящих уровней квалификации. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.

Кроме обобщенных трудовых функций должностные обязанности педагогических работников в зависимости от специфики деятельности организации могут разрабатываться на основе трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций данного или других профессиональных стандартов. Это правило относится ко всем случаям, когда квалификация педагогических работников соответствует или превышает требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения той или иной обобщенной трудовой функции, трудовой функции и трудовых действий, ее составляющих. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.

2. Согласно положениям профессионального стандарта для должностей «ассистент», «преподаватель», «старший преподаватель», «доцент» предусмотрены требования к образованию и обучению — высшее образование, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю); дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Для должности «профессор» аналогичное требование предъявляется для преподавания по программам ординатуры.

Вопрос. Следует ли из положений профессионального стандарта требование к педагогическим работникам, привлекаемым к реализации образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, дополнительного профессионального образования и замещающим должности «ассистент», «преподаватель», «старший преподаватель», «доцент», «профессор», иметь высшее образование, направленность (профиль) которого, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), а также дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования — профессиональную переподготовку, направленность (профиль) которого соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)?

Ответ. Дополнительное профессиональное образование для должностей «ассистент», «преподаватель», «старший преподаватель», «доцент», профессор» будет иметь обязательный характер, если направленность образования не соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Согласно статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ — программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Освоение программы профессиональной переподготовки в данном случае обеспечивает возможность получение новой квалификации, которая соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 196 Кодекса необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Значимыми факторами в данном случае являются имеющиеся уровень и направленность (профиль) образования, опыт работы.

08 сентября 2015 г. утвержден профстандарт педагога профессионального обучения, СПО и ДПО

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» утвержден приказом Минтруда и социальной защиты РФ № 608н.

Профстандарт разработан для профессорско-преподавательского персонала университетов и других организаций высшего образования, преподавателей средних профессиональных образовательных организаций, специалистов по методике обучения.

В нем сформулированы следующие обобщенные трудовые функции:

  • преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации;
  • организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности;
  • организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО;
  • организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО;
  • проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями);
  • организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации;
  • научно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП;
  • преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации;
  • преподавание по программам аспирантуры, ординатуры, ассистентуры – стажировки и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации;

В профессиональном стандарте педагога профессионального обучения, СПО и ДПО изложены следующие требования к образованию и обучению преподавателя:

  • среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность которого соответствует преподаваемому учебному предмету; Дополнительное профессиональное образование на базе СПО или ВО (программы профессиональной переподготовки, соответствующих преподаваемому учебному предмету.
  • при отсутствии педагогического образования дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и профессионального обучения; ДПО может быть усвоено после трудоустройства.
  • для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательное обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.
  • обязательное прохождение в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

В профстандарте изложены требования к образованию и обучению мастера производственного обучения:

  • среднее профессиональное образование – программыподготовки специалистов среднего звена или высшееобразование — бакалавриат, направленность (профиль)которого, как правило, соответствует областипрофессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
  • дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего
  • образования — бакалавриата – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;
  • при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения; ДПО может быть освоено после трудоустройства;
  • для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки не реже одного раза в три года.

В профстандарте к доцентам, старшим преподавателям, ассистентам установлено требование высшего образования и сформулированы следующие рекомендации:

  • обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года;
  • опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу не менее одного года;

Методистам и старшим методистам профессионального образования следует обратить внимание, что и для них изложены требования к образованию и обучению.

К методистам:

  • высшее образование – бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в профессиональном образовании;
  • высшее педагогическое образование – магистратура в области методической деятельности в образовании;
  • высшее образование – специалитет или магистратура;

Кроме того, рекомендуется получение дополнительного профессионального педагогического образования в области методической деятельности (прохождение не реже одного раза в три года).

К старшим методистам:

  • высшее образование – специалитет или магистратура, соответствующее по направленности;
  • высшее педагогическое образование – магистратура в области методической деятельности;
  • дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (профессиональная переподготовка).

В профстандарте установлены требования к образованию и обучению профессоров:

  • высшее образование – специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура, ассистентура – стажировка, направленность которого соответствует преподаваемом учебному курсу;
  • для преподавания по программам ординатуры высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование или иное высшее образование и профессиональная переподготовка в области, соответствующей специальности ординатуры.
  • обучение и проверка знаний в области охраны труда;
  • опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;
  • стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет;

Ответственная за разработку профстандарта организация – ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266; 2016, № 21, ст. 3002; 2018, № 8, ст. 1210), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Министр М.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 октября 2018 г.
Регистрационный № 52440

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 сентября 2018 г. № 603н

Профессиональный стандарт
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

1215
Регистрационный номер

I. Общие сведения

Обучение вождению транспортных средств (далее — ТС) соответствующих категорий и подкатегорий 01.006
(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обучение безопасному управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Группа занятий:

2320 Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
(код ОКЗ1) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

85.30 Обучение профессиональное
(код ОКВЭД2) (наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
А Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий 6 Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий А/01.6 6
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий А/02.6 6
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся А/03.6 6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий Код А Уровень квалификации 6
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий Мастер производственного обучения
Требования к образованию и обучению Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или Среднее профессиональное образование (непрофильное) — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации3 Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации4 Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности5 Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории6 Прохождение инструктажа по охране труда7
Другие характеристики Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года Наличие стажа управления ТС не менее трех лет Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет

Дополнительные характеристики

Наименование классификатора Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2320 Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций
ЕКС8 Мастер производственного обучения
ОКПДТР9 23962 Мастер производственного обучения
ОКСО10 6.44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)

3.1.1. Трудовая функция

Наименование Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий Код А/01.6 Уровень (подуровень) квалификации 6
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Подготовка учебных мест, учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению практических занятий
Проведение инструктажа по основным правилам безопасности ТС
Проведение практических занятий по подготовке ТС соответствующей категории и подкатегории к эксплуатации
Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии)
Первоначальное обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
Практическое обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
Проведение практических занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС соответствующей категории и подкатегории
Контроль соблюдения обучающимися правил дорожного движения при обучении на специализированной площадке (автодроме) и в условиях дорожного движения по дорогам общего пользования
Необходимые умения Выполнять ежедневное техническое обслуживание ТС соответствующей категории и подкатегории (состава ТС) и устранять мелкие неисправности в процессе его эксплуатации
Выполнять контрольный осмотр ТС соответствующей категории и подкатегории перед выездом
Измерять параметры электрической цепи автомобиля
Проводить инструктаж по основным правилам безопасности ТС с обучающимися
Безопасно управлять ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения
Проводить обучение, предусмотренное рабочей программой учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, разработанной в соответствии с примерной или типовой основной программой профессионального обучения водителей ТС
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом: — специфики осваиваемой профессии; — задач занятия (цикла занятий); — возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья — также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей)
Демонстрировать способы и приемы управления ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения
Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнению ими практических заданий (упражнений) по управлению ТС
Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособности обучающихся и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие)
Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие при практических занятиях с обучающимися в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения
Соблюдать требования охраны труда, использовать средства пожаротушения и применять средства индивидуальной защиты
Оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения
Анализировать проведение занятий, вносить коррективы в процесс обучения
Необходимые знания Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса
Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам среднего профессионального образования)
Требования примерных или типовых основных программ профессионального обучения и рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Требования, предъявляемые профессией водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей
Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующей категории и подкатегории в различных условиях дорожного движения
Требования охраны труда на автотранспорте
Классификация и номенклатура опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, методы и средства защиты от них
Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Другие характеристики

3.1.2. Трудовая функция

Наименование Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий Код А/02.6 Уровень (подуровень) квалификации 6
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Оценка первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
Оценка навыков управления транспортным средством соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
Необходимые умения Применять современные оценочные средства, в том числе технические средства контроля, для проверки первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
Проводить проверку в соответствии с процедурой, установленной оценочными средствами
Контролировать ход выполнения обучающимся (экзаменуемым) упражнений на закрытой площадке или автодроме, маневров и действий в условиях дорожного движения, подавать команды, фиксировать в экзаменационном листе ошибки и начислять штрафные баллы
Корректно интерпретировать результаты контроля, выставлять оценку
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися (экзаменуемыми) для обеспечения достоверного оценивания, соблюдать нормы педагогической этики
Анализировать организацию проверки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения при проведении квалификационного экзамена и представлять предложения по его совершенствованию
Необходимые знания Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования
Содержание и методика оценки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей допуск к управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, в том числе правила проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений, включая: — требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов; — требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам, автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления ТС; — требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению ТС в условиях дорожного движения, и информацию об утвержденных маршрутах
Этические нормы, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий
Другие характеристики

3.1.3. Трудовая функция

Наименование Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся Код А/03.6 Уровень (подуровень) квалификации 6

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
Планирование занятий по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
Учет выполнения рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории и успеваемости обучающихся
Необходимые умения Разрабатывать и обновлять рабочие программы учебного предмета в соответствии с примерной или типовой программой, планы занятий (циклов занятий) по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории (самостоятельно или совместно с преподавателем (преподавателями) и (или) методистом) с учетом: — порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании; — требований ФГОС СПО (для преподавания по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, запросов работодателей; — образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; — возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья — также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); — роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и(или) образовательной программой; — возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания; — современного развития технических средств и образовательных технологий обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Подбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, материалы, необходимые для обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
Планировать учебный процесс, подбирать задания, составлять перечень учебных работ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося
Разрабатывать рабочую программу учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, обсуждать с преподавателями вопросы, возникающие по разрабатываемым документам
Вести учет выполнения рабочей программы учебного предмета «Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий» и успеваемости обучающихся
Необходимые знания Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, особенности планирования занятий по профессиональному обучению вождению ТС в зависимости от их целей и задач, места проведения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
Основы законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и(или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)
Основы законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения и меры ответственности за его нарушение
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся, ведение и порядок доступа к документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
Требования ФГОС СПО к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам среднего профессионального образования)
Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории
Требования профессиональных стандартов и квалификационные характеристики водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Требования к современным учебникам, учебным пособиям и методическим материалам в области практического обучения
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению
ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующих категорий и подкатегорий в различных условиях дорожного движения
Требования охраны труда на автотранспорте
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Другие характеристики

IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», город Москва
Проректор по научной работе Жанказиев Султан Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

3 АНО ДПО «Объединенный научно-методический центр», Московская область, поселок Красково
1 Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей «Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей», город Москва
2 ФАУ «Отраслевой научно-методический центр» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Московская область, поселок Красково

1 Общероссийский классификатор занятий. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

4 Статьи 69 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2018, № 32, ст. 5108); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2018, № 32, ст. 5122); приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970), от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848) и приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный № 50237).

5 Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2018, № 32, ст. 5122).

6 Пункт. 21.3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 36, ст. 5622).

7 Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный № 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. № 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный № 44767).

8 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

9 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

10 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.