СМП по 44 ФЗ

Кто такие СМП и СОНО

В 2019 году заказчики по-прежнему должны будут закупать товары, работы и услуги у субъектов малого бизнеса. Понять, относится та или иная организация к данной категории, можно по следующим критериям: числу работников и размеру ежегодной прибыли. Значения указаны в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Для удобства приводим их в виде таблицы.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Критерии Микропредприятия Малое предприятие Предприятие среднего бизнеса
Численность работников ≥ 15 человек ≥ 100 человек ≥ 250 человек
Объем годовой выручки (без учета НДС) ≥ 120 миллионов рублей ≥ 800 миллионов рублей ≥ 2 миллиардов рублей

Что касается СОНО — это социально ориентированные некоммерческие организации. Также можно встретить аббревиатуру СОНКО. К ним относятся общественные и религиозные объединения, общины, казачьи общества, фонды, общественные движения, партнерства, объединения юрлиц. Не могут быть СОНО госкорпорации, госкомпании, политические партии.

Вот некоторые направления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций:

  • поддержка детей-сирот, матерей-одиночек;
  • повышение качества жизни пенсионеров;
  • адаптация инвалидов;
  • социальная помощь;
  • подготовка граждан в сфере защиты от ЧС, катастроф и т.д.;
  • бесплатная юридическая помощь;
  • благотворительность.

Все виды деятельности указаны в ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

И СМП, и СОНО должны предоставить в составе заявки декларацию о принадлежности к малым предприятиям и социально ориентированным некоммерческим организациям. Она оформляется в виде таблицы со следующими данными:

  • наименование компании;
  • категория, к которой она относится — малый или средний бизнес;
  • юридический адрес;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • доля участия государства в уставном капитале;
  • число работников;
  • доход за минувший год.

Раньше в плане-графике в ЕИС ставили «галочку», чтобы указать обязанность привлекать к контрактам субподрядчиков СМП и СОНО. Сейчас там негде указывать эту информацию. Должны ли мы отражать закупки с привлечением СМП и СОНО в плане-графике, и если да, то в какой графе?

Узнать ответ

Изменения в закупках у СМП по 44-ФЗ не затронули критерии отнесения к малым предприятиям, а также содержание декларации. Требования в 2019 году останутся такими же.

Преимущества при закупках у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

При закупках у СМП в 2019 году участникам, как и сейчас, будут предоставлять определенные преимущества. Для них установлены меньшие штрафы за нарушения. Если для всех поставщиков санкция составляет 5% от цены контракта, если она больше 3 млн руб., то для малых предприятий и СОНКО — 1 или 2%.

Также для СМП установлены более низкие тарифы за работу на торговых площадках. Если для рядовых участников это 1% от цены контракта, но не больше 5 тыс. руб., то для СМП верхняя планка находится на 2 тыс. руб.

Азбука преимуществ для СМП и СОНО: все, что нужно знать о правах льготных категорий участников на схемах и образцах
Контрактная система обязывает заказчиков давать преимущества льготным категориям участников. Как рассчитать объемы закупки у таких участников, что потребовать от них в заявке, что такое спецперечни, как скорректировать цену заявки — на примерах.

Все правила в одной статье

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Закупки у малых предприятий и социально ориентированных НКО могут проводиться любым способом: в виде конкурсов, аукционов, запросов котировок и предложений, в том числе в электронной форме. Все они входят в 15% сейчас и будут учитываться в объеме закупок у субъектов малого предпринимательства с 1 января 2019 года. Если 15% закупок среди СМП и СОНКО не наберется, контрактного управляющего оштрафуют на 50 тыс. руб.

↻ Вернуться к началу

Объем закупок у СМП с 1 января 2019 года

Объем закупок у СМП и СОНО с 01.01.2019 останется прежним — 15% от общего объема. Это минимальный показатель. Если он снижен, последуют санкции от ФАС.

Набирать указанный объем можно тремя способами:

  • проводить закупки только среди СМП и СОНО;
  • проводить закупки в общем порядке, но заключать контракты с субъектами малого бизнеса или социально ориентированными НКО;
  • предъявлять к участникам требование о привлечении в качестве субподрядчиков СМП и СОНО.

Цена контракта, исполнителем по которому выступает малое предприятие или СОНО, не может быть больше 20 млн руб. Если закупка, проводившаяся среди СМП и социально ориентированных НКО, признана несостоявшейся, заказчик вправе снять ограничения и допустить к процедуре всех желающих. При этом она не будет учитываться в объеме закупок у СМП.

Вопрос из практики

Нарушил ли заказчик закон, если объем закупок у СМП составил 15 процентов, у СОНО – 0 процентов?

Отвечает Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Нет, не нарушил. Заказчик отражает закупки у СМП и СОНО в отчете. При этом формой отчета не предусмотрен раздельный учет закупок у СМП и СОНО. В графе 7 раздела II отчета заказчик указывает общую стоимость закупок у малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих предприятий (постановление Правительства от 17.03.2015 № 238).

Узнайте больше из рекомендации Какие преимущества предоставить СМП и СОНО

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

По итогам каждого года заказчик обязан подготовить отчет об объеме закупок у СМП и СОНО. Разместить документ в ЕИС необходимо до 1 апреля. Подробнее о его содержании расскажем ниже. При расчете общего объема закупок в 2018 году не учитываются закупки:

  • для обеспечения обороны РФ;
  • услуг по предоставлению займов;
  • у единственного поставщика;
  • работ в сфере атомной энергии;
  • при закрытых способах выбора поставщика.

Обратите внимание на изменения с 2019 года. При расчете общего объема закупок для определения объема закупок у СМП по 44-ФЗ с 1 января 2019 года будут учитываться процедуры с едпоставщиком, если они были проведены после несостоявшихся конкурсов, запросов котировок и предложений в электронной форме.

↻ Вернуться к началу

Отчет о закупках у СМП с 1 января 2019

Об объеме закупок у СМП и СОНО с 01.01.2019 также нужно будет отчитываться перед государством. Для этого составляется отчет, форма и содержание которого определены в постановлении Правительства от 27.03.2015 №238. Он содержит три части. В первой необходимо указать данные заказчика, а именно: наименование с организационно-правовой формой, адрес и контакты, ИНН, код из свидетельства о постановке на учет в ФНС и коды по классификаторам — ОКОПФ, ОКПО и ОКТМО.

Во второй части указывают данные об общем объеме закупок, а также процедурах среди СМП и СОНО. Сведения заносят в таблицу. В первую очередь заказчик рассчитывает, какой объем закупок должен был провести среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО.

Для этого указываются:

  • общий объем проведенных закупок;
  • объем закупок по контрактам в областях безопасности государства и атомной энергетики, а также по договорам, заключенным с едпоставщиком и в результате закрытых процедур;
  • из показателя, получившегося в первом пункте, вычитают тот, что указан во втором пункте;
  • 15% высчитывается от показателя, получившегося в пункте три.

Обратите внимание, что при расчете объема закупок у СМП по 44-ФЗ с 1 января 2019 года из общего объема не нужно вычитать закупки, проведенные у едпоставщика по итогам несостоявшихся конкурсов, запросов предложений и котировок в электронной форме.

На следующем этапе заказчик приводит сведения о проведенных закупках у малого бизнеса и социально значимых НКО:

  • объем закупок только среди СМП и СОНКО;
  • объем закупок, в которых эти организации выступают в качестве субподрядчиков;
  • общий объем закупок у малого бизнеса и социально ориентированных НКО;
  • процент таких закупок от общего объема.

В третьей части отчета содержится информации о заключенных контрактах.

Как заполнить отчет об объеме закупок у СМП и СОНО, подробно описал эксперт в пошаговой инструкции Используйте также автоматические расчетчики, приведенные в статье.

↻ Вернуться к началу

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103232-qqq-18-m10-zakupki-smp-i-sono-s-1-yanvarya-2019

4 июня т.г. в Закон № 44-Фз внесены изменения. Во многом изменения концептуальные и продиктованы сложившейся ситуацией, при которой закупка простейшей продукции на незначительные суммы требовала существенных, часто экономически необоснованных трудовых и финансовых затрат.

В новой редакции Закон № 44-ФЗ введено понятие совокупного годового объема закупок. Данный термин полностью заменил понятие совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, исходя их которого осуществлялись расчеты допустимых лимитов неконкурентных закупок, а также закупок у субъектов малого предпринимательства. Новый порядок и условия проведения последних предлагаем рассмотреть в настоящей статье.

И так, закупки у субъектов малого предпринимательства по новым правилам. Сразу же отметим, что все изменения в сфере предоставления данной преференции вступают в силу с 1 января 2014 года, т.е. фактически распространяются на отношения, возникшие до принятия поправок в Закон № 44-ФЗ.

Необходимый минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства сохранен на прежнем уровне — 15%. Но расчет данного удельного веса осуществляются от иного объема финансовых средств: от совокупного объема закупок уменьшенного на стоимость закупок, которые изначально не предусмотрены для размещения у субъектов малого бизнеса.

Как же рассчитать этот объем закупок, от величины которого необходимо исходить при расчете минимальной стоимости контрактов с малым бизнесом.

Начнем по порядку.

1. Совокупный годовой объем закупок (п. 16 ст. 3 Закона 44-ФЗ) — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Проще говоря, это объем средств, выделенных для финансирования закупок заказчика в 2014 году, а также стоимость тех контрактов, которые заказчик предусмотрительно заключил в 2013 году по правилам Закона № 94-ФЗ, финансируемых на средства 2014 года.

А теперь сравните. Ранее, до внесения указанных изменений, для расчета минимального лимита закупок у малого бизнеса использовался совокупный годовой объем закупок, предусмотренный планом-графиком. При этом договора, заключенные в 2013 году с финансированием в 2014 году в указанный совокупный годовой объем не включались (данная позиция Минэкономразвития изложена в письме от 31.12.2013 N Д28и-2420).

В результате получаем, что мы, как законопослушные специалисты, правильно составили план-график на 2014 год, т.е. без учета закупок 2013 года, получили сумму = х, посчитали от нее 15% (х*15%) и спланировали какие закупки объявим у СМП.

Теперь, после внесения изменений, нам необходимо снова рассчитать совокупный годовой объем закупок. Теперь он уже не будет = х, а будет = х + у, где у — это контракты 2013 года, которых мы, с целью упрощения себе жизни после 1 января 2014 года, заключили на максимально возможные суммы в 2013 году (некоторые, кстати, продолжают заключать такие договора и сегодня). Наглядный расчет приведен в Таблице 1.

Таблица 1

Первоначальная редакция

Закона №44-ФЗ

Новая редакция
Закона №44-ФЗ

СГОЗпоПГ = Х,

где СГОЗпоПГ — совокупный годовой объем закупок по плану графику;

Х — сумма начальных (максимальных) цен контрактов, планируемых для заключения в 2014 году по итогам конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, а также цен контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (монополисты, малый объем, до 400 тыс. руб. и т.д.)

СГОЗ = Х + Y, где
СГОЗ — совокупный годовой объем закупок (понятие, введенное а Закон №44-ФЗ);
Х — сумма начальных (максимальных) цен контрактов, планируемых для заключения в 2014 году по итогам конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, а также цен контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (монополисты, малый объем, до 400 тыс. руб. и т.д.);
Y- сумма цен контрактов, заключенных по итогам конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, состоявшихся в 2013 году с финансированием в 2014 году, а также все закупки у единственного поставщика (монополисты, до 100 тыс. руб.. до 400 тыс. руб. и т.д.), осуществленные в 2013 году на деньги 2014 года

И так, мы рассчитали совокупный годовой объем закупок согласно новой редакции Закона № 44-ФЗ и поняли, что он существенно увеличился, а следовательно вырос минимально необходимый процент закупок у субъектов малого предпринимательства. В принципе это так. Но окончательный объем закупок, необходимый для расчета удельного веса закупок у СМП, мы еще не получили.

Законодатель, готовя последние изменения, подумал о нас и решил поступить справедливо: для расчета 15% лимита предлагается исключить из совокупного годового объема закупок, стоимость тех контрактов, заключать которые с субъектами малого предпринимательства нецелесообразно или такое заключение трудно проконтролировать и учесть.
В результате, для расчет суммы, от которой предлагается считать минимальный объем закупок у СМП, законодатель предписывает из совокупного годового объема закупок вычесть закупки:
1) для обеспечения обороны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) закрытыми способами (гостайна).
На первый взгляд все логично и продиктовано многолетней практикой осуществления закупок у СМП, в том числе, в рамках Закона №94-ФЗ. Все мы помним, как небольшие заказчики, объем закупок которых вполне укладывался в закупки до 100 тыс. руб. в квартал с соблюдением правил одноименности, штрафовались за несоблюдением минимального объема закупок у СМП. Теперь всё отлично. Закупаешь в течение года только для нужд обороны (или в области атомной энергии, или всё у единственного поставщика), можешь не закупать у малого бизнеса.
Но необходимо отметить, что законодатель для получения расчетной суммы закупок у СМП из совокупного годового объема закупок исключает только закупки у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, «забывая» при этом о контрактах с единственным поставщиком, заключенных в 2013 году по правила Закона №94-ФЗ.

Получается следующая формула:
S = СГОЗ (или Х+Y) — Z, где
S — расчетный объем закупок, от величины которого путем умножения на 15% исчисляется минимальный объем закупок у СМП,

СГОЗ (или X+Y) — см. Таблицу 1,

Z — закупки у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, т.е. закупки естественных монополий, коммунальных услуг, на сумму до 100 тыс. руб., до 400 тыс. руб., а также иные, но обязательно осуществленные в 2014 году на деньги 2014 года. Т.к. осуществить закупки в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ в 2013 году юридически было невозможно.
Заметим, что законодатель не делает оговорки по вопросу несостоявшихся торгов, которые также заключаются с единственным поставщиком на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, стоимость контрактов, заключенных по результатам несостоявшихся торгов также подлежит исключению из совокупного годового объема закупок для расчета минимально необходимой начальной цены контрактов с субъектами малого предпринимательства.
Кроме того, согласно Заключительных положения (ч.30 ст. 112) расчет совокупного годового объема закупок для целей размещения у субъектов малого предпринимательства рассчитывается без учета конкурентных торгов, объявленных в 2013 году, исполнение по которым приходится на 2014 год.
В результате, мы наблюдаем неплохую, на первый взгляд, попытку разработчиков изменений в Закон №44-ФЗ решить проблемы осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, но, к сожалению, реализация данного эксперимента пострадала. Во многом из-за не учета для вычета из совокупного годового объема закупок стоимости контрактов, заключенных с единственным поставщиков в 2013 году на 2014, а также необоснованного вычета сумм по несостоявшимся закупкам.

Источник: https://help-tend.ru/?catid=0&id=75

Как рассчитать минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства?

Политика государства по поддержке малого бизнеса нашла свое отражение и в законе № 44-ФЗ. Бюджетные организации обязали проводить часть закупок у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП). Минимальный объем закупок у СМП установлен законом на уровне 15% от совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ). Для определения поставщика при закупках у СМП используются конкурсные способы, например, открытый конкурс, двухэтапный конкурс, электронный аукцион и другие. Кроме того, можно установить для участника закупок, который не является СМП, требование о том, что он обязан привлечь в качестве субподрядчика тех, кто относится к таковым. Такие закупки приравниваются к закупкам у СМП.

Обратите внимание! У организаций и ИП теперь нет обязанности представлять документы, подтверждающие принадлежность к СМП. Достаточно получить от них документ-декларацию о том, что компания или ИП являются СМП, при этом заказчик не обязан проверять достоверность данной декларации.

Каким образом рассчитать сумму, которую заказчик должен потратить при закупках у малого бизнеса? Рассмотрим правила определения объема закупок у СМП.

ШАГ 1. Определяем СГОЗ

Расчет можно провести по следующей формуле:

СГОЗ = a + b + c,

где a – сумма по контрактам, которые заключены в предыдущие годы, но оплата по ним будет производиться в текущем году;

b – сумма по контрактам, которые заключены в текущем году и должны быть исполнены и оплачены также в этом году;

c – сумма по контрактам, которые заключены в текущем году и должны быть оплачены, в том числе, в текущем году, а также в последующих годах, но лишь в части той оплаты, которая должна быть произведена в текущем году.

Обратите внимание! В СГОЗ не включаются суммы по контрактам, извещение о заключении которых размещались на сайте госзакупокдо 01.01.2014.

Пример

ДОО «Березка» необходимо рассчитать СГОЗ на 2014 год. У организации заключены следующие контракты:

  • в 2013 году – на сумму 1 200 000 рублей (оплачивается в 2013 году 600 тысяч рублей и в 2014 году 600 тысяч рублей) – извещение о проведении аукциона было размещено на сайте госзакупок в 2013 году;
  • в 2014 году – на сумму 400 000 рублей (оплата по контракту должна быть в 2014 году);
  • в 2014 году – на сумму 1 500 000 рублей (из которых 500 000 рублей оплачивается в 2014 году, а оставшийся 1 000 000 рублей – в 2015 году).

Соответственно, СГОЗ на 2014 год будет рассчитываться следующим образом:

СГОЗ = 400 000 рублей + 500 000 рублей = 900 000 рублей.

Правила закупок у СМП

Законодательство определяет, что субъекты малого предпринимательства могут принимать участие в любых типах закупок, которые проводятся государственными или муниципальными учреждениями для обеспечения своих нужд. Главные условия для участия — соответствие требованиям заказчика и возможность выполнить предписания контракта.

По ФЗ 44 СОНКО может проводить закупку только среди СМП. В этой ситуации исключается конкуренция со средним и крупным бизнесом. Любые заявки от подобных организаций отклоняются заказчиком.

Объем

Доля закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ должна составлять не менее 15% от общего объема годового обеспечения. По итогам прошедшего календарного года, заказчик до 1 апреля составляет и размещает в единой информационной системе отчет. В нем указываются следующие аспекты:

  • контракты с субъектами малого предпринимательства;
  • закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • информация о несостоявшемся определении поставщиков.

Процент по СМП по 44 ФЗ должен быть наглядно отражен в отчетности. Все закупки у субъектов малого предпринимательства должны быть отмечены в отчете, как и их общий объем.

В отношении объема денежного оборота предписывается, что цена отдельного контракта с субъектом малого предпринимательства не может превышать 20 млн рублей.

Способы

Процент закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ определяется не только количеством задействованных СМП и объемом затраченных средств. Важным аспектом является соблюдение процедуры и расчет закупок у субъектов малого предпринимательства. ФЗ 44 выделяет следующие способы для заключения контрактов на поставки через СМП:

  • открытый для всех поставщиков конкурс;
  • ограниченные условия проведения конкурса;
  • смешанный конкурс в два этапа;
  • электронные торги;
  • запрос котировок;
  • запрос имеющихся предложений.

Несоблюдение соответствующей процедуры по информированию и проведению выбранного способа трактуется нарушением законодательства.

Перечень

Законодательство не определяет перечень закупок у СМП по 44 ФЗ. Государственное или муниципальное учреждение вправе приобретать любые товары, работы или услуги у субъектов малого предпринимательства.

Допускается также возможность не проводить определенные закупки у СМП. То есть, учреждение само определяет приоритеты в поставках. Главное условие — это соблюдение процедуры и общего объема.

Административная ответственность

Административная ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП определяется статьей 7.30 КоАП РФ:

  • нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе закупок при проведении конкурса или аукциона менее, чем на два дня, полагается штраф в 5 и 15 тыс. рублей для физических и юридических лиц соответственно;
  • при нарушении указанного срока более чем на два дня штраф составляет 30 и 100 тыс. рублей;
  • нарушение срока размещения информации при проведении запроса котировок или предложений у субъектов малого предпринимательства не более суток — 3 и 10 тыс. для физических и юридических лиц;
  • аналогичное нарушение с задержкой более суток — 15 и 50 тыс.;
  • нарушение требований и порядка размещения информации по закупкам у субъектов малого предпринимательства влечет за собой штраф в 15 и 50 тыс.

Взыскания полагаются и при других административных нарушениях — неправомерный отказ, несоблюдение предписаний к ведению протокола и отчетности. Отдельно следует указать на штраф за невыполнение установленного объема закупок у субъектов малого предпринимательства — он составляет 50 тыс. рублей.

Источник: https://210fz.ru/zakupki-po-smp-po-44-fz/