Социально реабилитационная программа воспитателя

Отчет о работе воспитателя детского дома

Моя педагогическая деятельность построена на систематическом взаимодействии с сотрудниками и специалистами нашего учреждения, регулярном обмене педагогическим опытом и совместном проведении плановых и внеплановых мероприятий. Эти мероприятия позволяют мне повышать свой педагогический уровень, взаимовыгодно применять передовой опыт в своей практической деятельности.

Эффективными формами системы непрерывного образования воспитателей являются заседания методического объединения педагогов, педсоветы, семинары, конференции, открытые занятия. В нашем учреждении вся работа построена с учетом интеграции образовательных областей. Интегрированная деятельность – это специально организованная деятельность, цель которой может быть достигнута при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющая добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющего практическую направленность.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества. Интеграция может происходить по нескольким направлениям, например: музыка + познание, физическая культура + познание + музыка, коммуникация + художественная литература и т.д. Создание особых образовательных условий для воспитания, обучения и развития детей возможно только при условии эффективной интеграции и координации специалистов и воспитателей.

В своей работе я придерживаюсь индивидуально–дифференцированного подхода к воспитанникам. Главная цель такого подхода – участие каждого ребенка, достижение роста каждого воспитуемого. Такой подход в развитии ориентирован на индивидуальные возможности, особенности и темпы развития каждого.

В связи с данным подходом воспитателями групп, в том числе и мной в обязательном порядке осуществляется ведение необходимой документации:
— календарный план воспитательно-образовательной работы;
— табель посещаемости детей;
общие сведения о группе:
— список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления);
— режимы группы на холодный и теплый период;
— сетка занятий;
— перспективное планирование по разделам программы;
— карты динамического наблюдения (педагогические представления на воспитанников, характеристики на воспитанников, листы адаптации, программы реабилитации, материалы по диагностике, индивидуальные коррекционно-развивающие программы);
— отчет о проделанной работе на конец года.

Учитывая потребность детей в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, воспитатель должен создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества. Большую помощь мне как воспитателю в развитии личности и индивидуальных способностей оказывает полноценная развивающая среда. При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе я со своими коллегами постаралась оборудовать развивающее пространство на основе следующих принципов:

1) Принцип индивидуальной комфортности. Он заключается в обеспечении эмоционального благополучия каждого ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер группы, в которой я работаю, максимально приближен к домашней обстановке, созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей.

2) Принцип эстетичности и красоты. В соответствии с этим принципом в группе выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз цветовой гамме. Создано ощущение общей гармонии.

3) Принцип безопасности оборудования и материалов. В нашей группе вся мебель и остальные предметы интерьера выполнены из качественных материалов. Мебель не имеет углов и расставлена вдоль стен. Розетки и выключатели находятся вне досягаемости детей.

4) Принцип разумности и целесообразности. Благодаря игровому оборудованию в группе создана многофукциональная, насыщенная среда с достаточным пространством для игр по интересам, отдыха и занятий детей.

За время работы мной были оформлены развивающие и игровые уголки для совместной с воспитателем деятельности, а также для самостоятельной деятельности детей – спортивный уголок, уголок творчества, уголок изобразительного искусства, фотостенд, строительный центр. Яркий, веселый физкультурный уголок гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется особой популярностью у детей, т. к. реализует их потребность в двигательной активности, а увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие.

Строительный центр сосредоточен в одном месте, занимает немного пространства. Содержимое строительного уголка – конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал. Дети, особенно мальчики, с удовольствием занимаются постройками, обыгрывают их. В уголке изобразительного искусства воспитанники в свободное время рисуют, на полках имеются все необходимые материалы: акварель, мелки, гуашь, карандаши, кисти, фломастеры, бумага для рисования.

В уголке творчества «Мир глазами детей» выставляются детские работы. Часто я организую выставки работ, наряду с детскими работами вывешиваю иллюстрации известных художников с целью повышения самооценки воспитанников и их самоутверждению. Фотостенд расположен на самом видном месте в групповом помещении, фотографии детей регулярно обновляются. Дети их с удовольствием рассматривают, любуются собой, обсуждают между собой.

При создании уголков я ставила перед собой определенные цели: создание в группе обстановки для творческой активности детей, формирование творческого потенциала, эстетического восприятия, воображения. Дети научились распределять роли, определять и развивать сюжет игр, подбирать необходимые атрибуты, пользоваться спортивным инвентарем, выполнять различные виды движений, появился интерес к различным видам творчества, начали стараться, чтобы собственные рисунки попадали на мини-выставку. Дети научились согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать свои предложения, слушать и понимать друг друга, договариваться между собой.

Особое место в своей педагогической деятельности я уделяю использованию здоровьесберегающих технологий. Я убеждена, что работа должна быть, прежде всего, направлена на улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие, воспитание валеологической культуры здоровья (целью которой является формирование осознанного отношения детей к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его). В педагогическом процессе я использую следующие формы оздоровительной работы:

1. Закаливающие процедуры. Для наибольшей эффективности закаливания мной обеспечивается:
— «температурная гигиена» — четкая организация теплового и воздушного режима в помещении;
— гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтей прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
— рациональная, не перегревающая детей одежда;
— хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой;
— соблюдение режима прогулок во все времена года.

2. Прогулки являются одной из самых действенных закаливающих процедур, во время которых дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Самым оптимальным способом служит организация подвижных игр и физических упражнений.

3. Подвижные игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, развивают быстроту, ловкость, координацию движений. В ходе физкультурных занятий даю детям представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма. Также стараюсь привить элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи.

4. Утренняя гимнастика способствует укреплению и оздоровлению детского организма. Утреннюю гимнастику я провожу до завтрака в течение 10–12 минут, дети занимаются босиком.

5. Физкультминутки проводятся мной с целью предупреждения утомления на занятиях, повышения общего тонуса, моторики. Они способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают память и внимание. Длительность составляет 3–5 минут.

6. Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, способствует профилактике нарушений осанки и стоп. В течение года использую различные варианты гимнастики, длительность составляет 7-15 минут (разминка в постели 5-6 упражнений общеразвивающего характера; гимнастика игрового характера 3-6 имитационных упражнений, дети подражают движениям птиц, животных, растений; ходьба по массажным дорожкам ).

7. Дыхательная гимнастика. Целью проведения является умение произвольно управлять дыханием, формирование правильной биомеханики дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания.

Работа по оздоровлению и закаливанию детей моей группы проводится не только на протяжении учебного года. Она также осуществляется и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Главным образом это режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на свежем воздухе, а также соответствующие возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. А деятельность, связанная с физическими нагрузками, проводится в часы наименьшей инсоляции.

В результате длительной кропотливой работы мы с коллегами добились определенных результатов.

Результатами использования здоровьесберегающих технологий считаю:
— благоприятный психологический и эмоциональный климат в группе;
— знание правил личной гигиены;
— знание о правильном питании;
— знание о необходимости физической подготовки;
— развитие личностных качеств: ловкость, выносливость, быстрота, дисциплинированность.

Таким образом, применение различных направлений и методов педагогической деятельности на протяжении всего периода моей работы позволили мне эффективно реализовать комплекс мер по созданию оптимальных условий для всестороннего развития личности детей, формированию у детей основ базовой культуры.

Источник: https://koncpekt.ru/metodicheskaya-kopilka/obmen-opytom/2937-otchet-o-rabote-vospitatelya-detskogo-doma.html

Отчёт о реализации коррекционно–развивающей программы с воспитанниками

Отчёт о реализации коррекционно – развивающей программы с воспитанниками

воспитателя ГКУ СО КК «Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Игнатенко Ольги Дмитриевны.

В ГКУ СО КК «Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» работаю воспитателем 3 года с детьми в возрасте от 3 до 18 лет, оставшимися без попечения родителей, проходящими реабилитацию по причине социально- опасного положения в семье, трудной жизненной ситуации.

С целью отслеживания результатов реализации коррекционно-развивающей программы с воспитанниками провела анализ моей работы за 2015 год.

За отчётный период в дошкольной группе № 1 прошли реабилитацию 30 несовершеннолетних: 11 девочек, 19 мальчиков. В семью вернулись 22 несовершеннолетних, 1 воспитанник определен в патронатную семью, 7 детей продолжают проходить реабилитацию. Прошедших полный курс реабилитации 12 несовершеннолетних, 9 воспитанников находились на реабилитации 1,5 месяца и 9 несовершеннолетних прошли курс реабилитации менее 1,5 месяцев.

Дети, в основном, социально и педагогически запущены, с разным уровнем физического, интеллектуального и психического развития. Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, что отрицательно влияет на образ жизни детей. Состав группы детей в течение года постоянно меняется. Поэтому в планы своей воспитательной работы приходится вносить изменения, связанные с возрастными особенностями, уровнем индивидуального развития воспитанников.

В течение года проводила с воспитанниками групповые реабилитационные занятия по пяти блокам комплексной программы социальной реабилитации «Я — УСПЕШНЫЙ»: «Мир мальчика и девочки», «Я — индивидуальность», «Я и общество», «Я и семья», «Делу-время». Сравнительный анализ результативности реабилитационной работы по этим блокам представлен в диаграммах.

Рисунок 1. Результативность реабилитационной работы по блоку «Мир мальчика и девочки».

По результатам проводимой реабилитационной работы по блоку «Мир мальчика и девочки» у воспитанников обогащены представления о различиях полов (физических, поведенческих), сформировано умение общаться с противоположным полом.

Рисунок 2. Результативность реабилитационной работы по блоку «Я-индивидуальность».

Работа по блоку «Я — индивидуальность» способствовала повышению уровня сформированности навыков гигиены тела, формированию валеологической культуры, опыта здорового образа жизни, культуры питания (правила поведения за столом, использования столовых приборов, представления о полезной, здоровой пище), ухода за вещами, безопасного поведения. У воспитанников формировалась адекватная самооценка, уверенность в себе.

Рисунок 3. Результативность реабилитационной работы по блоку «Я и общество

Реабилитационные мероприятия по блоку «Я и общество» способствовали формированию навыков культуры поведения, общения со сверстниками и взрослыми, коммуникативных навыков, социализации воспитанников.

Рисунок 4. Результативность реабилитационной работы по блоку «Я и семья «.

Мероприятия блока «Я и семья» способствовали формированию чётких представлений о семье, правах и обязанностях членов семьи, развитию чувства привязанности и любви к близким родственникам, привитию духовно-нравственных ценностей.

Рисунок 3. Результативность реабилитационной работы по блоку «Делу – время».

В блоке «Делу – время» у воспитанников формировалось ответственное отношение к порученному делу, развивались трудовые умения и навыки при выполнении посильных поручений: складывание игрушек и личной одежды, выполнение обязанностей дежурного по столовой, уборка спального места, уход за комнатными растениями и растениями на клумбе. Знакомила ребят с профессиями нашего центра, посещая медкабинет, кухню, прачечную, проводила наблюдения за работой помощников воспитателя, дежурных, дворника.

В своей работе с детьми использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы обучения и воспитания, позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной. Применяю на занятиях различные коррекционные упражнения, развивающие у детей речь, мышление, память, а также формирующие зрительное и слуховое восприятие. Осуществляю индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

В выходные дни и каникулярное время провожу с воспитанниками досуговые мероприятия по плану на месяц. Так, в 2015 году провела следующие мероприятия:

— «Льются звуки жизни, счастья и добра, озаряя мысли светом Рождества» — праздничная программа;

— «Мы – наследники Победы» — конкурс чтецов (по плану к 70-летию Победы);

— «По солнышку ромашек проходит детство наше» — конкурс рисунков на асфальте;

— «Богатырские забавы» — спортивные состязания;

— «Школьные годы чудесные» — караоке – конкурс песен о школе (по плану к Дню знаний);

— «Что такое доверие?» — конкурс сочинений (по плану в рамках краевой социальной акции «Мой друг – телефон доверия»);

— «Счастливый случай» — викторина;

— «Зимние забавы» — игровая программа;

— «Мы мороза не боимся» — спортивные соревнования;

— «Подарок деду Морозу» — творческая мастерская.

Подготовила и провела социально-значимое мероприятие с приглашением родителей воспитанников «В мамином сердце не гаснет любовь» — праздничный концерт.

Приняла участие в проведении социально-значимых мероприятий коллег:

— «Именинный пирог для друзей» — поздравительная программа, посвященная Дню Рождения центра (апрель);

«Для тех, кто дарит счастье детям» — концертная программа (июнь);

«Загадки школьного портфеля» — конкурсно — игровая программа (сентябрь).

«Новогодняя сказка в заколдованном дворце» — новогоднее представление (декабрь).

Приняла участие в создании предметно – развивающей среды группы в соответствии с «Концепцией построения развивающей среды» под редакцией В. А. Петровского (1993г.). Пополнила уголок изодеятельности раскрасками разной тематики: «Игрушки», «В гостях у сказки», «Транспорт», «Овощи», «Чьи детки?». С целью развития познавательно-речевой активности детей, расширения кругозора сделала подборку познавательных иллюстрированных альбомов различной тематики («Профессии», «Времена года», «Спорт», «Животные», «Грибы», «Во саду ли в огороде» и т.д.). Разместила в зоне для сюжетно-ролевых игр необходимые атрибутамы, предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», «Больница». Пополнила библиотеку для детей книгами в соответствии с возрастом воспитанников с целью, чтобы каждый ребенок мог взять понравившуюся книгу, рассмотреть иллюстрации, по картинкам вспомнить содержание сказки или стихотворения.

Интерьер нашей группы отличается индивидуальностью и творческим подходом педагогов к его организации. Предметно — развивающая среда в группе учитывает все направления развития ребенка. Она направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной педагогами группы предметно — развивающей среды (со сверстниками и индивидуально). Развивающая среда группы отвечает всем нормам СанПиН и нормам безопасности.

Участвую в разработке планирования работы воспитателей группы. Так, в 2015 году составила план работы воспитателей группы №1 отделения диагностики и реализации программ социальной реабилитации на I квартал, январь, август; план-сетку воспитательно — реабилитационной работы группы № 1 на сентябрь 2015 года.

Ежедневно веду журнал планирования коррекционно – воспитательной работы группы.

В своей работе тесно сотрудничаю со специалистами учреждения: педагогом — психологом, социальными педагогами, музыкальным руководителем, медицинскими работниками. Свой профессиональный уровень повышаю через изучение опыта работы коллег центра, посещение методических объединений, методических часов, занятий по программе «Я-профессионал», педагогических советов, открытых занятий. В работе использую сведения, найденные на педагогических сайтах сети Интернет. Активно делюсь опытом своей работы с коллегами, участвую в методической работе на уровне учреждения.

Так, в 2015 году выступила с сообщениями на методических часах:

— «Использование интерактивных форм в работе с несовершеннолетними» с сообщением для воспитателей;

— «Самооценка профессиональных навыков воспитателя» с самопрезентацией.

Выступила на занятии программы «Я-профессионал» «Театрализованная деятельность с воспитанниками дошкольного возраста. Цели и методика применения» — обмен опытом.

Разместила электронное портфолио в социальной сети работников образования «Наша сеть», где публикую материалы из опыта своей работы.

Занимаюсь информационно – просветительской работой. Подготовила к публикации заметки из опыта своей работы, разместила их в печатных СМИ:

— Статья «Мозаика…из бумаги» (Муниципальная газета «10 канал» № 22 от 29.05.2015 г.)

— Заметка о досуговой деятельности в СРЦН (Муниципальная газета «10 канал» № 45 от 06.11.2015 г.)

Совместно с психологом и социальным педагогом разрабатываю и реализую индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних центра, используя беседы, диалоги, ситуативные практикумы, игры, тренинги. интерактивные формы работы с несовершеннолетними: социальные проекты, акции, создание фильмов, презентаций.

Веду индивидуальную документацию воспитанников группы (дневники достижений; карты участия воспитанников в кружковой, досуговой работе; карты индивидуальной работы; карты результативности реабилитационной работы с несовершеннолетними), отслеживая результативность реабилитации несовершеннолетних.

Общая оценка реализации коррекционно-развивающей программы с воспитанниками: хорошо.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/otchyot_o_realizatcii_korrektcionno_razvivayushej_prog_181408.html

Анализ работы воспитателя социальной реабилитации для несовершеннолетних

Юлия Заборянская
Анализ работы воспитателя социальной реабилитации для несовершеннолетних

Анализ

работы воспитателя социальной реабилитации

для несовершеннолетних

воспитателя Заборянской Юлии Александровны за 2017 год

Я работаю в ГКУ СО КК «Выселковский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних». Работаю по комплексной программе социальной реабилитации «От сердца к сердцу». Имею педагогический стаж 14 лет. Работаю я воспитателем первой реабилитационной группе по семейному типу, возраст детей от 3 до 18 лет. Причины, в основном по которым поступают дети в реабилитационный центр: трудная жизненная ситуация, социально-опасное положение в семье. Несовершеннолетние дети, поступив в СРЦН на социальную реабилитацию, социально и педагогически запущены. Многие имеют проблемы психологического характера, низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности. В СРЦН поступают дети испуганные, недоверчивые, а зачастую –озлобленные, поэтому важнейшая задача мой как воспитателя –помочь ребенку жить в социуме, научить правильно общаться, чтобы он знал куда и к кому он может обратиться за помощью, научить самостоятельно преодолевать жизненные трудности. Одна из главных целей деятельности центра является профилактика безнадзорности и социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Как правило, у большей части несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально-опасном положении имеются пробелы в знаниях, отсутствуют навыки самообслуживания, проблемы с выполнением культурно-гигиенических навыков.

В своей работе уделяю большое внимание формированию и развитию социальных знаний и навыков у воспитанников, которые необходимы в самостоятельной жизни:

— формирование санитарно-гигиенических навыков;

— формирование навыков правильного поведения;

— самообслуживания;

— формирование коммуникативных навыков;

— развитие познавательной сферы;

— развитие творческих способностей

Большинство несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, поступив в центр, не имеют элементарных представлений о гигиене и санитарном состоянии. Моя задача как воспитателя состоит в том, что бы формировать санитарно-гигиенических навыки, привить положительные качества и они стали жизненной нормой для детей. С помощью занятий: «Мойдодыр приходит в гости», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Предметы личной гигиены», а так же во время гигиенических процедур в индивидуальной работе с воспитанниками происходило формирование санитарно-гигиенических навыков.

В начале социальной реабилитации воспитанники не имели санитарно-гигиенических навыков, а в конце реабилитации такие навыки сформированы практически у всех.

Поступив в центр на реабилитацию, не все дети обладают коммуникативными навыками. Поэтому главной задачей в моей работе по формированию коммуникативных навыков считаю: научить правильному общению, сохраняя хорошие отношения с другими людьми и развивать коммуникабельность. Мною были проведены занятия: «Хорошие и плохие поступки», «Что такое хорошо что такое плохо», «Вежливое слово». В занятия были включены игры и упражнения, с помощью которых ребята учились преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться. По отношению к взрослым и другим воспитанникам ребята стали относится уважительнее, увереннее, добрее. Формирование навыков правильного поведения осуществлялось с помощью просмотра презентаций, видеороликов, проведения занятий по воспитанию правильного поведения. Мною были проведены занятия: «Культура поведения», «Правила поведения на дороге», «Правила поведения в обществе», «Правила поведения на природе».

В начале реабилитации уровень формирования культурного поведения у воспитанников низкий, а к концу реабилитации значительно вырос.

Одной из главных задач в работе с воспитанниками, считаю развитие у детей творческих способностей. За период нахождения в центре ребята учились рисовать, лепить, выполнять аппликации из природного, морского, бросового материала. Так же ребята участвуют в инсценировках сказок, учатся самостоятельно распределять роли героев сказки, заучивают слова сказочных персонажей. Все это способствует развитию творческих способностей у воспитанников. Все работы воспитанников фиксируются на фотографиях, подделки расставляются на стендах, хранятся в партофилиях.

В своей работе с детьми так же использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы обучения и воспитания, позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

Для детей младшего возраста особое внимание уделяю художественной деятельности (развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию ВПФ). Для развития художественной деятельности у детей использую нетрадиционные техники работы рисования, пальчиками, тычком и печатками, что способствуют развитию у детей конструктивных и коммуникативных способностей при ознакомлении с окружающим миром. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Работы детей принимали участие в выставках центра.

Так же дети участвуют в инсценировках сказок, заучивают слова сказочных персонажей. Все это способствует развитию творческих способностей у воспитанников.

С окружающим миром воспитанников знакомлю на целевых прогулках, экскурсиях. Очень важно, что бы дети в дальнейшем развивались и совершенствовали. Для этого им необходимо привить познавательный интерес и любознательность. Эти качества способствуют воспитанникам освоится в дальнейшей самостоятельной жизни, помогут найти выход из любой ситуации. Формирование этих социальных качеств происходит во время различных познавательных занятиях. Для формирования таких социальных качеств у меня разработаны занятия которые делятся по блокам:

1. Личность

2. Профессия

3. Семья

По направлениям:

4. Трудовое воспитание

5. Физическое воспитание

7. Эстетическое воспитание

На реабилитацию поступают дети с разным уровнем физического, психического и интеллектуального развития, много педагогически запущенных детей. Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности.

Своим воспитанникам прививаю мысль, что учёба — их главный труд. Как правило, поступающие в центр дети педагогически запущены. Они имеют низкую успеваемость по причине частых пропусков уроков, ненадлежащего контроля и отсутствия помощи в выполнении домашних заданий со стороны родителей. В целях улучшения качества знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам регулярно оказываю помощь воспитанницам в приготовлении домашних заданий. Результатом работы является повышение учебной мотивации, улучшение знаний по предмету.

23февраля мною проводилось праздничное мероприятие, посвященное празднику «23 Февраля». В этом мероприятии были

задействованы воспитанники всех семейных групп. Ребята исполняли песни «Шли солдаты на войну» «Маленький катерок», «Быть мужчиной», читали стихотворения наизусть, мальчики танцевали танец «Солдаты», а девочки спели рэп. Так же с детьми были проведены конкурсы, те воспитанники, кто принимал активное участие, выигрывали сюрпризы и подарки.

В своей работе тесно сотрудничаю со специалистами: педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, и другими. В совместной и самостоятельной деятельности использую ИКТ. В работе использую сведения, найденные на педагогических сайтах Интернета.

Свой профессиональный уровень повышаю через изучение опыта работы коллег центра, посещение методических объединений, педагогических советов, открытых занятий. Для себя я наметила перспективу дальнейшего развития: продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений.

Поставленные мною цели и задачи в процессе работы воспитанниками выполняются. Основные задач, которые ставлю перед собой в будущем, это: продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений педагогов, изучение опыта коллег из различных учреждений, профессиональный рост.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/analiz-raboty.html

Рабочая программа на тему: ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Казенное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

г.Урай, 2014

Казенное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Авторы:

Бижанова А.У. – воспитатель

Корелина Ж.С. — воспитатель

Рассмотрено и утверждено

Методическим советом учреждения

протокол № 3

от «26» __мая_2014г.

г.Урай, 2014 г.

I. Пояснительная записка

Актуальность

В Конвенции о правах ребенка сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах, не может оставаться в таком окружении имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемых государством» и, кроме того, » имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития».

Воспитанниками отделения социальной реабилитации несовершеннолетних становятся дети в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшиеся в социально-опасном положении и/или иной трудной жизненной ситуации. Для этих ребят, в большинстве случаев вследствие грубой социально-педагогической запущенности, психологической и социальной депривации, характерна общая черта – у многих упущены сензитивные периоды для социального и индивидуального развития, овладения умениями и навыками, значимыми для жизни.

Из общего числа воспитанников, поступивших в отделение социальной реабилитации за 2012 -2013г., дети дошкольного возраста составляют 30%. В процессе психолого-педагогической диагностики у всех воспитанников данного возраста констатируется выраженная социальная и педагогическая запущенность.

Как правило, дети поступают в центр из семей, имеющих статус «неблагополучная семья». Диагностические данные свидетельствуют о том, что в большинстве случаев у детей не сформированы санитарно – гигиенические, бытовые и трудовые умения и навыки. Они неопрятны, неряшливы, не следят за своим внешним видом, не умеют пользоваться столовыми приборами, не приучены к выполнению гигиенических процедур. Некоторые не имеют представление об элементарных средствах гигиены.

Из – за ограниченности социальных контактов (пребывание с ограниченным кругом людей, часто с асоциальным поведением) у детей наблюдаются скудные представления о нормах социального поведения. Дети не умеют вести себя в общественных местах, не разборчивы в установлении дружеских связей с взрослыми и сверстниками. В общении не чувствуют дистанции: со всеми на «ты».

У большинства детей наблюдается низкий уровень познавательной активности. Круг интересов сужен, не простирается дальше непосредственного окружающего. Побуждение к получению новых знаний снижено. Некоторые не уверены в себе, от ребенка можно услышать: «Я это не умею», «У меня это не получится». Они пассивны, их трудно увлечь какой – либо деятельностью. У некоторых, напротив, наблюдается избыточная активность, импульсивность и повышенная возбудимость. Все дети не умеют работать самостоятельно, необходим постоянный организующий и обучающий контроль.

В ходе первичной педагогической диагностики у воспитанников дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития познавательных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышления, воображения)

Дети не собраны, легко отвлекаются. Также у детей наблюдается:

  • слабое речевое развитие
  • недостаточный словарный запас
  • неразвитость мелкой моторики
  • неправильное формирование способов игровой и учебной деятельности
  • неумение контролировать свое поведение
  • низкий уровень развития самоконтроля и самооценки (у детей возникают затруднения, когда необходимо выполнить работу по заданному образцу и выдержать заданные требования)

В сфере образования России существует множество различных программ, технологий, литературы, направленных на групповую работу с детьми дошкольного возраста. В виду недостаточности имеющихся методических разработок, рекомендаций и программ, направленных на индивидуальную педагогическую коррекцию детей дошкольного возраста в рамках социальной реабилитации воспитанников, на сегодняшний день актуальной проблемой является поиск и освоение педагогами СРЦ наиболее эффективных и действенных методов индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 3 до 6 лет, направленных на всестороннее развитие детей, включающих познавательную, эмоциональную, социальные сферы, а также физическое развитие. Отсюда возникла необходимость разработки программы развития детей дошкольного возраста с применением личностно – ориентированного подхода в условиях отделения социальной реабилитации.

Основные принципы работы с дошкольниками в рамках реализации технологии

При выполнении индивидуальной работы с несовершеннолетними педагоги придерживаются основных принципов работы:

— доступности;

— наглядности;

— индивидуального подхода;

— взаимного равенства, уважение к личности и доверие;

— диалогизации;

— систематичности и последовательности;

— системности;

— опора на положительные качества.

Настоящая программа разработана на основе федерального и Российского законодательства: «Конвенции о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990); указа Президента Российской Федерации № 761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действия в интересах детей на 2012 – 2017 годы»; федерального закона от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2012; Постановление правительства ХМАО – Югры от 15.05.2009 № 113 – п. (ред. от 13.07.2012) «О порядке предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, в учреждениях социального обслуживания Ханты – Мансийского автономного округа – Югры» (вместе с «Положением о порядке предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в учреждениях социального обслуживания Ханты – Мансийского автономного округа – Югры»); Постановления Ханты – Мансийского автономного округа — Югры «О стратегии действий в интересах детей в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2012 – 2017 годы»; закона Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 10.07.2009 № 109 – о «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре»

Педагогами отделения социальной реабилитации разработан методический материал, включающий в себя комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие различных психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).

Целевая группа: дети 3-6 лет — отделения социальной реабилитации.

Цель: повышение уровня развития познавательных процессов у дошкольников – воспитанников отделения социальной реабилитации социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Задачи:

1. Сформировать программно- методическую базу для реализации программы.

2. Исследовать индивидуальные особенности и уровень развития детей целевой группы.

3. Реализовать комплекс развивающих мероприятий для детей согласно учебно-тематическому плану (Приложение 1).

4. Проанализировать эффективность применения личностно-ориентированного подхода.

Формы работы:

В целях реализации личностно ориентированного подхода в развитии детей при реализации программы используются индивидуальные формы работы с детьми, направленные на решение индивидуальных проблем развития детей:

— индивидуальная диагностика

— индивидуальные коррекционно – развивающие занятия.

Методы работы:

— организационные: планирование, информирование;

— исследовательские: диагностическая беседа, наблюдение;

— методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, беседа и т.д. ); наглядные

( иллюстрация, демонстрация, видеометоды ( мультимедийные) и т.д.), практические

( упражнение, игровые методы, решение проблемных ситуаций и т.д.);

— аналитические: анализ результатов индивидуальной диагностики уровня развития

детей и результативности программы.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Этапы реализации программы

  1. Организационный этап

— формирование материально-технической и методической базы для реализации программы.

  1. Практический этап

— предусматривает реализацию содержательной части программы по личностно-ориентированному подходу в воспитании несовершеннолетних в возрасте 3-6 лет.

  1. Заключительный этап.

— анализ и оценка результатов применения личностно-ориентированного подхода, внесение корректировок с целью повышения эффективности.

Направления работы и содержание деятельности

I блок (диагностический):

— определение индивидуальных особенностей и уровня развития несовершеннолетних 3-6 лет.

II блок коррекционно-развивающая работа

Основная форма работы – индивидуальные занятия. Комплекс коррекционно — развивающих занятий представляет собой цикл, состоящий из 72 индивидуальных занятий с несовершеннолетними, продолжительностью 10 – 15 минут в первой половине дня согласно тематическому плану. ( Приложение 1). Занятия проводятся с момента поступления ребенка в группу.

РЕСУРСЫ

Кадровые ресурсы

Деятельность специалистов, задействованных в реализации программы, распределена в соответствии с их функциональными обязанностями (Таблица 1).

Контроль и управление программой осуществляет заведующий отделением социальной реабилитации.

Кадровое обеспечение программы Таблица 1

№ п/п

Специалист

Кол – во

единиц

Функции

Воспитатель

Проведение педагогической диагностики.

Проведение коррекционно-развивающих занятий по своему профилю деятельности.

Психолог

Проведение психологической диагностики индивидуальных особенностей и уровня развития познавательных процессов.

Разработка рекомендаций для воспитателей.

Проведение коррекционно-развивающих занятий по своему профилю деятельности .

Логопед

Проведение диагностики состояния и уровня развития речи детей.

Разработка рекомендаций для воспитателей. Проведение коррекционно-развивающих занятий по своему профилю деятельности .

Инструктор по труду

Проведение коррекционно-развивающих занятий по своему профилю деятельности .

Методические ресурсы

1. Методы диагностики познавательных процессов дошкольников (Приложение 2).

2. Наглядные пособия по темам «Времена года», «Овощи», «Фрукты» «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие животные», «Рептилии и амфибии».

3. Настольно-печатные игры: «Учим цифры», «Учимся считать», «Считалочка», «Слоги, слова, фигуры», «Скажи наоборот», «Учим буквы», «Фрукты, овощи, ягоды»; «Учим часики».

Материально-технические ресурсы

Для реализации программы учреждение предоставляет помещение (игровая комната), материалы и оборудование для проведения занятий.

Программа малозатратна, все расходы осуществляются за счет текущего финансирования из окружного бюджета согласно законодательным актам о распределении финансовых средств на нужды казенного учреждения.

Смета на расходование денежных средств для реализации программы Таблица 2

№ п/п

Расшифровка расходов

Текущее финансирование

(тыс. рублей)

Курсовая подготовка педагогов

20 000

Приобретение познавательных и развивающих игр

3 000

Приобретение наглядного и дидактического материала

3 000

Печать фотографий

1 000

Приобретение ноутбука

РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты

1. Формирование программно- методической базы для реализации программы.

2. Проведение диагностики индивидуальных особенностей и уровня развития детей .

3. Результативное и качественное проведение развивающих занятий, предусмотренных программой.

4. Проанализировать эффективность применения программы развития и воспитания детей.

Ожидаемые результаты реализации программы

Таблица 4

Ожидаемый результат

Критерии/ способ оценки

качественные

количественные

Формирование программно- методическую базу для реализации программы

Наличие научно-методической базы, необходимой для работы по программе /анализ документов

Необходимое количество методических материалов (конспектов занятий, методик диагностик и рекомендаций, буклетов, памяток и др.) /сравнительный анализ

Проведение диагностики индивидуальных особенностей и уровня развития детей- воспитанников группы временного присмотра.

Наличие и качество диагностических и аналитических материалов по результатам диагностики уровня развития и воспитанности детей / анализ документов

Соответствие количества проведенных диагностических мероприятий запланированным. /сравнительный анализ

Результативное и качественное проведение мероприятий, предусмотренных программой.

Проведение мероприятий в полном объеме и в установленные сроки /сравнительный анализ

Количество воспитанников, имеющих положительную динамику и повышения уровня развития не менее 90% от общего количества обслуженных /статистический анализ.

Удовлетворенность клиентов/ (наличие положительных отзывов и отсутствие жалоб) / анкетирование

Количество разработанных рекламно- информационных, информационно-просветительских материалов и публикаций в СМИ, предусмотренное планом реализации программы/ сравнительный анализ.

Наличие на интернет-сайте материалов, разработанных в ходе работы по реализации программы/анализ материалов интернет-сайта.

Проанализировать эффективность применения программы развития и воспитания детей.

Наличие обобщающих и аналитических материалов, отражающих ход реализации программы и степень достижения поставленных задач / анализ документов.

Количество публикаций по обобщению и распространению опыта работы по проекту, предусмотренное планом реализации программы / сравнительный анализ.

Список литературы:

  1. Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект/Худ. О.Р. Гофман. СПб.: Детство – Пресс, 2011. – 64 с.
  2. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 160 с.
  3. Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников. 120 развивающих заданий для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 96 с.
  4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В Кн. – 4 – е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.3: Психодиагностика. введение в научное психологическое исследование с элементами тематической статистики. – 640с. С.88 -90
  5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 3 – 7 лет/Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 64 с.
  6. Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий/авт.-сост. Е.В. Минкина, Е.А. Сетямина. – Волгоград: Учитель, 2012. -132с.
  7. Развитие мышления. Старшая группа. Разработка занятий./Автор – сост. З.А. Ефанова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
  8. Развивающие игры для детей 2 – 7 лет / авт. – сост. Е.Н. Михина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 153 с.
  9. Селевко Г.К. воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320 с.
  10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимат. Дидакт. Задания для детей ст. дошк. Возраста: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1994. – 144с.
  11. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Учебн. пособ. для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. – Смоленск: Изд – во «Ассоциация XXI век», 2000. – 64 с.

Приложение 1

Учебно-тематический план Таблица 3

№ п/п

Направление работы

№ п/п

Тема занятия

Форма

занятия

Цели занятия

Развитие мышления

«Чудесный мешочек»

Игра

Развивать образное мышление

«Исправь ошибку»

Задание

Развивать логическое мышление

«Подбери крышку»

Упражнение

Развивать навыки классификации и сопоставления предметов

«Найди домик»

Задание

Развивать навыки сопоставления

«Один — туда, другой – сюда»

Игра

Развивать навык сопоставления, умение систематизировать предметы по признаку

«Правильная морковка»

Игра

Помочь изучить цвета; развивать навык классификации предметов по цвету

«Зеленое солнце»

Игра

Развивать внимание

«Шарик пропал»

Игра

Формировать цветовое восприятие

«Подбери нитку»

Упражнение

Развивать навык сопоставления предметов

«Кто это делает»

Игра

Развивать речь, наблюдательность, логическое мышление

«Поправь меня»

Игра

Развивать цветовое восприятие, внимание, память

«То ли тонет, то ли нет»

Игра

Развивать наблюдательность, познакомить со свойствами предметов

«Подумай и положи»

Задание

Развивать представления о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа)

«Правая рука, левая нога»

Игра

Развивать внимание, сенсорные ощущения, познакомить с понятиями «право – лево»

«Бесконечная классификация»

Игра

Развивать навыки классификации. Внимание, память

«Во саду ли, в огороде»

Игра

Развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей

«Сравнение величин»

Игра

Развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление

«Как же их отличить»

Игра

Развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга

«Визуальные «да – нет -ки»

Игра

Учить анализировать, развивать мышление

«Что сначала, что потом»

Игра

Учить располагать картинки в порядке развития сюжета

«Третий лишний»

Игра

Развивать логическое мышление, быстроту реакции

«Логические концовки»

Игра

Развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу

«Группируем по признакам»

Упражнение

Закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами

«Ассоциации»

Игра

Развивать логическое мышление

Развитие памяти и внимания

«Вспомни и покажи»

Задание

Развивать память, внимание

«За покупками»

Игра

Развивать память, внимание, навыки обобщения предметов по их свойствам

«Собери картинку»

Упражнение

Развивать память, внимание, мелкую моторику

«Будь внимателен!»

Игра

Развивать внимание, навык самоконтроля

«Что изменилось»

Игра

Развивать внимание, память, наблюдательность

«Съедобное – несъедобное»

Игра

Развивать внимание, память, координацию движения

«Я скажу, а ты – запомни»

Игра

Развивать память, внимание, наблюдательность

«Посмотри и сделай так же»

Задание

Развивать внимание

«Найди отличия»

Упражнение

Развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия

«Опиши предмет»

Игра

Учить запоминать признаки и свойства предмета

«Вспомни, как было»

Игра

Развивать произвольное внимание

«Что с чем поменяли местами?»

Игра

Развивать произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов

«Что прибавилось?»

Игра

Развивать произвольное зрительное внимание, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов

«Отгадай, кто это?»

Игра

Закрепить в словаре детей названия распространенных домашних животных и птиц, отличать их голоса друг от друга

«Холодно – горячо»

Игра

Развивать ориентацию в пространстве, совершенствовать координацию движений

«Радуга»

Игра

Знакомить с цветами радуги и последовательностью их расположения. Уточнить и закрепить знания о цветах, не входящих в радугу

«Разноцветные колпачки»

Игра

Знакомить ребенка с названиями пальцев. Учим определять и называть их как на самой руке, так и на ее изображении

«Веселые человечки»

Игра

Развивать зрительное и слуховое внимание. Закрепить правильное название частей лица человека

«Загадай картинку»

Игра

Развивать внимание, слуховое восприятие, речь

«Помнишь ли ты?»

Игра

Развивать память, внимание, наблюдательность

«Я знаю…»

Игра

Развивать память, внимание, моторику

«Повтори орнамент»

Упражнение

Способствовать развитию концентрации внимания, памяти

«Кто где живет»

Игра

Развивать зрительное внимание, память

«Хлопни в ладоши»

Игра

Развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность, расширять кругозор

«Вычеркни все буквы К»

Упражнение

Развивать устойчивость, распределение и переключение внимания

«Верно – неверно»

Игра

Развивать память, внимание

Развитие речи

«Дерево»

Игра

Активизировать речь, побуждая использовать в речи предлоги

«Закончи слово»

Игра

Развивать речь, память, внимание

«Повтори за мной»

Игра

Развивать речь, внимание

«У меня зазвонил телефон»

Игра

Развивать речь, расширять словарный запас

«Кто кем был»

Игра

Развивать речь

«Еж – отец, ежиха – мать»

Игра

Развивать речь; познакомить с основами формообразования имен существительных

«Волшебный сундучок»

Игра

Развивать внимание, память, навык классифицирования предметов, помочь освоению правильного употребления родовых местоимений

«Перепутанная сказка»

Игра

Развивать речь, воображение, память

«Один – много»

Игра

Развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе

«Путаница»

Игра

Развивать речь, внимание, логическое мышление

«Небывальщина»

Игра

Развивать речь, внимание, логическое мышление

«Что с чем можно делать?»

Игра

Развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов)

«Причины катастрофы»

Игра

Развивать речь; помочь освоить категорию «причина – следствие»

«Зоопарк»

Игра

Развивать речь, память.

«Какой он»

Игра

Учить активно описывать признаки предметов

«Кто как разговаривает»

Игра

Учить описывать признаки предметов

«Похожие слова»

Игра

Помочь изучить синонимы, различные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенно предмета, избегать повторений

«Закончи предложение»

Задание

Развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения

«Кому угощение»

Игра

Развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи

«Противоположности»

Игра

Закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу

«Противоречия»

Игра

Развивать умение подбирать слова, противоположные по значению

«Угадай, что это?»

Игра

Учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с местоимениями

Приложение 2

Комплексная социально-реабилитационная программа «Вдохновение»

  • Сидлецкая Ольга Александровна, заведующая отделением реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями

Разделы: Социальная педагогика

Актуальность темы

Дети являются самой незащищенной категорией населения, особенно – дети с ограниченными возможностями здоровья. По статистике, сегодня в мире около 10% людей с психофизическими, интеллектуальными и иными нарушениями, среди них немалое количество представляют дети. Вместе с тем официальная статистика не может отразить реальные проблемы семьи, в которой воспитываются дети с ОВЗ. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости, у него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. В нашем обществе инвалиду трудно войти в социум, а социуму трудно принять инвалида. В результате, подавляющее большинство детей с инвалидов оказались вне общества, социума.

Оставаясь один на один со своими проблемами, они лишены возможности самореализации, а ведь среди них – множество талантливых детей.

Современная отечественная, зарубежная наука и практика показывают,
что использование средства социо-культурной анимации в процессе социальной реабилитации, способствуют созданию условий для нормальной, полноценной жизни детей-инвалидов, в качестве полноправного представителя той или иной социо-культурной общности. К тому же, искусство способно сделать жизнь многих детей-инвалидов богатой и содержательной.

Стремление человека реализовать заложенные в нём творческие силы и способности является наиболее глубинной потребностью личности, потребностью, которая определяет смысл его жизни и значимость его в глазах других людей, особо важно это для детей с ограниченными возможностями, находясь в «социальной изолированности», они лишены способности к гармоническому развитию личности. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе участвуют и родители, совместно со специалистами они решают поставленные задачи, становясь партнерами.

В сфере свободного времени в различных формах анимационной деятельности ребенок-инвалид обретает широчайшие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как способность утвердить себя и возможность проявить своё неповторимое Я.

В условиях, когда формирующееся информационно-креативное общество требует от каждого человека социальной активности и способности проявлять инициативу и самодеятельность во всех сферах жизнедеятельности, существенно актуализируется проблема самоутверждения и самовыражения личности. В связи с чем, чрезвычайно актуален социо-культурный подход, затрагивающий духовную сферу личности, в частности социо-культурная анимация, которая оказывает на неё непосредственное педагогическое влияние.

Организация социо-культурного досуга детей и подростков с ограниченными возможностями и семей их воспитывающих, является актуальной еще и потому, что способствует освоению детьми-инвалидами социального опыта, выявлению и раскрытию творческого потенциала, содействует саморазвитию и самореабилитации, повышению уровня самооценки, ориентирует на формирование жизненной устойчивости и активной позиции, тем самым, позволяет интегрировать детей в обществе.

Цель программы: интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также семей их воспитывающих, в современное общество средствами социо-культурной анимации.

Задачи программы:

  • организация социо-культурного досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, а также семей их воспитывающих;
  • создание условий для вовлечения в творческие, оздоровительные и иные виды социо-культурной деятельности;
  • способствовать освоению детьми-инвалидами социального опыта и реализации
  • как личностного творческого потенциала, так и семьи в целом;
  • содействовать саморазвитию и самореабилитации детей с ограниченными
  • возможностями, в качестве полноправного представителя той или иной
  • социо-культурной общности;
  • повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.

Целевая группа (объект программы): дети и подростки с ограниченными возможностями от 0 до 18 лет и семьи их воспитывающие.

Условия реализации программы

Место проведения основных мероприятий программы: ГБУ КО СРЦН «Ровесник» Отделение реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Кадровое обеспечение:

  • заведующая отделением;
  • социальный педагог;
  • педагог-психолог;
  • специалист по массажу;
  • специалист ЛФК;
  • медицинская сестра.

Количество участников: в зависимости от формы организации мероприятий количество участников варьируется.

Сроки реализации программы: с момента постановки на учет и до снятия с учета.

Количество мероприятий и занятий: согласно графику и плану работы отделения, мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц, занятия – еженедельно.

Продолжительность мероприятий и занятий: от 30 до 90 минут, в зависимости от возрастной категории.

Основные формы организации социальной реабилитации детей:

Традиционные – коррекционные индивидуальные и групповые занятия, проводимые в условиях реабилитационного центра, тренинговые занятия.
Нетрадиционные – творческие вечера, развлечения, встречи, экскурсии, посещение театра, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, показ музыкально-театрализованных представлений, конкурсы, викторины.

Методы организации социально-реабилитационного процесса:
Традиционные – рассказ, беседа, наглядность (просмотр видео-сюжетов), практические упражнения, игротерапия (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и др.),
Нетрадиционные – арттерапия (рисуночная терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, куклотерапия, песочная терапия).

Предусмотрены как теоретические занятия, так и практические. К организации крупных мероприятий привлекаются все специалисты отделения. Мероприятия проводятся таким образом, чтобы стимулировать детей-инвалидов к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации. Приемлемая и привлекательная досуговая деятельность должны обеспечить интеграцию детей-инвалидов в социум.

Схема межведомственного взаимодействия

Результаты сотрудничества:

– выявление и постановка на учет детей и подростков с ограниченными возможностями;
– создание Базы данных на всех детей и подростков с ограниченными возможностями;
– проведение социального патронажа детей и подростков с ограниченными возможностями, с целью определение социального климата семьи, контроля защиты прав ребенка, проведения консультаций по различным вопросам социального обслуживания;
– оказание посреднической помощи в установлении контактов и связей между семьями, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями и государственными учреждениями, службами, общественными объединениями, действующих в интересах семьи и детей через организацию клубной деятельности;
– обеспечение комплексной квалифицированной помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями.

Принципы работы:

Этапность, реализация реабилитации в рамках программы имеет этапный характер.

1 этап – социальная диагностика, которая включает в себя информационные беседы, системные наблюдения, анкетирование, тестирование, патронаж;
2 этап – социальная реабилитация выстраивается с учётом индивидуальных программ реабилитации (ИПР), учитывая особенности каждого ребенка;
3 этап – социальная коррекция, состоящая из коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятий, тренингов, игротерапии, арттерпии и др.

Последовательность – этапы программы реализуются друг за другом, последовательно.
Непрерывность – последовательность этапов реализуется непрерывно.
Дифферинцированность – индивидуальная программа реабилитации выстраивается с учетом индивидуальных особенностей и способностей ребенка и семьи в целом.
Преемственность – все компоненты программы: задачи, содержание, методы и формы подчинены идее системного взаимодействия специалистов отделения – зав.отделением, психолога, соц.педагога, специалист по массажу, инструктор ЛФК, медсестры. Это всестороннее рассматривание аспектов, связанных с социальной реабилитацией несовершеннолетних, носит дополняющий, преемственный характер.

Системное взаимодействие специалистов отделения

Комплексность – в ходе реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, используется комплексный подход. Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.

Партнерство (сотрудничество) – в процесс реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, привлекаются все члены семьи, т.к. это один из способов, способствующий «оживлению», «одухотворению» межличностных отношений, восстановлению смысложизненных ориентаций личности ребенка и семьи в целом. Опыт работы с несовершеннолетними показывает, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом.
На первый взгляд ребенок-инвалид должен быть центром внимания своей семьи. В действительности же этого может не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и определенных факторов: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.
При всем этом важно помнить, что все же большинство родителей все же хотят участвовать в развитии своего ребенка.

«Партнерство» – наиболее идеальный тип совместной деятельности родителей, ребенка-инвалида и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство — позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга

Системное взаимодействие ближайшего окружения

Доступность – все мероприятия, запланированные в рамках программы, доступны для всех, т.к. легки для понимания, как взрослого, так и ребенка.

Бесплатность – преимущество программы в том, что все услуги, оказываемые специалистами отделения, предоставляются бесплатно.

Основные направления реализации программы:

1. Организационно-методическое направление

Данное направление предполагает выявление семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями, создание базы данных. Изучение запроса семей и информирование о предоставляемых услугах. Составление программы сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями, отслеживание эффективности реабилитационной помощи, внесение дополнений и изменений в разработанную программу. Организация и проведение на базе центра тренингов для родителей, исходя из их запроса и потребностей.
Разработка и составление сценариев, программ, буклетов (Приложение 1), памятки, публикации в СМИ. Организация консультаций, «круглых столов», встреч, акций и других мероприятий для развития межведомственного взаимодействия и объединения усилий в поддержку семьи с ребенком-инвалидом.
Ответственные: заведующая отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

2. Консультативно-просветительское направление

Данной работе способствует издание справочной и информационной литературы (буклеты, справочник, информационные листы и др.), их содержание направлено на информирование семей об услугах, предоставляемых отделением, обучение родителей приемам и средствам абилитации и реабилитации ребенка, а также на информирование широкой общественности о проблемах детской инвалидности и воспитывающих детей-инвалидов семей. С этой же целью публикуется информация в средствах массовой информации. Важную консультативно-просветительскую и психотерапевтическую роль играет родительский клуб «В кругу друзей» (Приложение 2), где организуется досуговое общение родителей и детей в форме практических занятий с элементами тренинга, на которых обсуждаются актуальные вопросы взаимоотношений Ребенок – Родитель. Вне клуба, работа по этому направлению, осуществляется взаимодействие с родителями в форме лекций, бесед, индивидуальных и групповых консультаций.
Ответственные: заведующая отделением, педагог-психолог, соц.педагог.

3. Коррекционно-развивающее направление

Коррекционно-развивающая деятельность направлена, в первую очередь, на оказание психолого-педагогической помощи родителям и членам семьи, воспитывающих ребенка с нарушениями развития. Кроме того, в целях дальнейшей психологической поддержки, по желанию родителей организуются психокоррекционные группы, в которых родители обсуждают специально
отобранные психологом темы, а также проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом, тренинги, просмотр видео-сюжетов, практические упражнения. В процессе психолого-педагогической работы осуществляется визитирование семьи специалистами службы; происходит консультирование родителей по вопросам развития ребенка, организации развивающей среды, обучения и воспитания ребенка
в условиях семьи. В случае, если ребенок не посещает детские учреждения, специалисты проводят с ним индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия в помещении центра.
Ответственные: педагог-психолог, соц.педагог.

4. Физкультурно-оздоровительное направление

В рамках данного направления проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые организуются с учетом заболеваний и ограничений, направленные на укрепление и охрану здоровья. В задачи данного направления входит, обучение детей-инвалидов навыкам лечебной физкультуры, организация «Группы здоровья» и проведение занятий на тренажерах, массаж. Кроме того, в целях психологической поддержки и разгрузки, для родителей организуется фитнес-клуб. В процессе социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, происходит консультирование родителей по социально-медицинским вопросам, организуется санитарно-просветительская деятельность для решения вопросов возрастной адап­тации, профилактике вредных привычек и т.д.
Ответственные: специалист по массажу, инструктор ЛФК, ст.медсестра.

5. Социо-культурное направление

Данное направление предполагает организацию мероприятий, обеспечивающие развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки детей с ограниченными возможностями, творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции. Мероприятия по социо-культурной реабилитации могут состоять из тематических праздников и различных вечеров, развлечений, встреч, экскурсий, посещение театра, показ музыкально-театрализованных представлений, конкурсы, викторины. Социо-культурная реабилитация проводиться таким образом, чтобы стимулировать детей-инвалидов к активным формам отдыха, что будет способствовать их социализации. Приемлемая и привлекательная досуговая деятельность, обеспечит возможность справиться с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
Ответственные: специалисты отделения – зав.отделением, педагог-психолог, соц.педагог, специалист по массажу, инструктор ЛФК, ст.медсестра.

Ожидаемые результаты программы

В процессе социальной реабилитации, организованной в различных формах анимационной деятельности, дети и подростки с ограниченными возможностями, а также семьи их воспитывающие, мобилизуют потенциал семьи в целом, улучшат межличностные отношения, смогут восстановить смысложизненные ориентации личности ребенка и семьи в целом.

Дети, вовлеченные в творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности, получат возможность воспитать в себе такие личностные качества как способность утвердить себя и проявить своё неповторимое «Я».

Социо-культурная анимация обеспечит условия для свободного развития, творческого самовыражения личности, что будет способствовать их социализации и интеграции в общую социо-культурную среду.

Перспективный план работы на год (Приложение 3)

Библиография:

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
2. Калинина Р.Р. «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду» – С-Петербург, «Речь», 2004, 146 с.
3. Мамайчук И.И. «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии» – С-Петербург, «Речь», 2008, 220 с.
4. Нестерова Г.Ф, Безух С.М., Волкова А.Н. «Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна» – С-Петербург, «Речь», 2007, 123 с.
5. Практикум по игровой психотерапии. – С-Петербург, «Питер», 2003, 415 с.
6. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов/под ред. Г.Ф, Безух. С-Петербург, «Речь», 2007, 112 с.
7. Сайкина Л.В. Технологии социально-культурной анимации в процессе коррекции девиантного поведения подростков Дисс.. канд пед наук Т. 2007
8. Семенова И.С. «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, №7
9. Тарасов Леонид Викторович Формирование жизненной неустойчивости инвалидов в процессе социально-культурной анимации в учреждении культуры (Дисс..канд пед наук М. 2005)
10. Тихоновская Г.С. Функциональные свойства сценария культурно-досуговых программ. В кн.: Инновационные технологи обучения культурно-досуговой деятельности. Сб.науч.ст./ Под науч.ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2008.
11. Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями в развитии» – Москва, Книголюб, 2007, 140 с.
12. Устинова Е.В. «Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам» – Москва, Книголюб, 2007, 167 с.
13. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс,1995. – С.36.
14. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006, 75 с.
15. Чистякова М.И. «Психогимнастика» – Москва, «Просвещение», 2002, 158 с.

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/646183/