Ст 14 КоАП

1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Комментарий к Ст. 14.4 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемых деяний выступают общественные отношения в сфере продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг населению, в том числе посредством установления обязательных требований к товарам, работам и услугам и их поставщикам.

Объективная сторона рассматриваемых деяний предполагает нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ. Немаловажное значение имеют в рамках указанных правоотношений и предписания Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Основным показателем объективной стороны правонарушения выступает несоблюдение требований, предъявляемых к качеству товаров, работ и услуг. Несоответствие качества является основанием для применения мер административной ответственности. Следует также заметить, что нормы настоящей статьи предусматривают ответственность и в случае повторного нарушения требований к качеству товаров, работ, услуг, что является квалифицирующим признаком рассматриваемого противоправного деяния.

2. Субъектом правонарушения признается лицо, продавшее некачественный товар, некачественно выполнившее работы или оказавшее услуги. Перечень субъектов включает в себя как граждан, так и индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц.

В большинстве случаев субъективная сторона выражается в форме умысла, в отдельных случаях указанные нарушения могут быть совершены и по неосторожности. Как правило, неосторожная форма вины может быть характерна для выполнения работ и оказания услуг, когда результат выявляется по прошествии определенного времени.

Источник: http://stKoAPRF.ru/14-4

Комментарий к Статье 14.4 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения, возникающие в процессе продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг населению.

Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам устанавливаются техническими регламентами — документами, принятыми в соответствии с федеральными законами, указами Президента или постановлениями Правительства, а также ратифицированными международными договорами.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний: продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке (ч. 1 комментируемой статьи).

Технические регламенты в качестве обязательных должны содержать требования, гарантирующие безопасность продукции и процессов и их соответствие предоставленной о них информации.

Правительство РФ разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством РФ утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в совершении противоправных деяний — продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ.

Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством РФ (см. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства от 13 августа 1997 г. N 1009).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Формой подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов является декларирование соответствия. Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя;

информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

указание на схему декларирования соответствия;

заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;

сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия декларации о соответствии;

иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.

Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.

Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней.

Для регистрации декларации о соответствии заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию декларацию о соответствии.

Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.

Сказанное в полной мере подтверждается следующим примером из судебной практики.

Открытое акционерное общество (далее — ОАО) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее по тексту — Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в виде штрафа за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.4 КоАП.

В ходе проверки прокуратурой Советского района г. Томска был установлен факт нарушения ОАО действующего законодательства, регламентирующего поставку электрической энергии потребителям, выразившегося в том, что качество отпускаемой электрической энергии гражданам не подтверждено сертификатами соответствия.

По результатам проверки прокурором Советского района г. Томска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.4 КоАП, а ОАО привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО отпускает электрическую энергию гражданам без сертификата соответствия, то есть без документа, подтверждающего соответствие продукции установленным требованиям.

Таким образом, в действиях ОАО имеется состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП.

4. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

6. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП» при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.4 КоАП, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК).

Другой комментарий к Ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения выступают правила торговли, установленные с целью обеспечения прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, а также интересов государства, предусмотренные в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», иных законодательных и подзаконных актах.

2. Непосредственным объектом является нарушение правил продажи отдельных видов товаров либо оказание услуг населению ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил: нарушение правил продажи продовольственных товаров, текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви, сложных товаров бытового назначения, парфюмерно-косметических товаров, легковых автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. В частности, Правительством РФ утверждены правила продажи отдельных товаров; перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении на период ремонта или замены аналогичного товара; перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации; правила комиссионной торговли непродовольственными товарами.

Под продажей товаров по смыслу данной статьи следует понимать реализацию товаров путем заключения договора розничной купли-продажи, по которому согласно ст.492 ГК РФ продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этот критерий позволяет выделить предмет этой деятельности: не любая продажа товаров, а только продажа в розницу.

Под качеством товаров понимается совокупность характеристик товара, способных удовлетворить потребности человека при обычных условиях их использования.

Под продажей товара, выполнением работ либо оказанием населению услуг ненадлежащего качества следует понимать несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям (государственным стандартам), предусмотренным законом либо в установленном порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, характеризуется совершением противоправного деяния в форме действия либо бездействия и выражается в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке. Содержание диспозиции ч.1 ст.14.4 свидетельствует о том, что административное правонарушение совершается чаще всего путем невыполнения той или иной обязанности продавцом по продаже товаров (выполнению работ или услуг) населению. Например, неисполнение обязанности продавца передать покупателю все товары, входящие в комплект, одновременно, если такая комплектность предусмотрена; несоблюдение обязательных требований к таре и (или) упаковке или несоблюдение обязанности продавцом передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих обязательным требованиям.

Диспозиция ч.1 ст.14.4 является бланкетной: в каждом конкретном случае при привлечении лица к ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено и в чем это нарушение выразилось. Так, при привлечении к ответственности за нарушение правил продажи товаров по образцам следует руководствоваться Правилами продажи по образцам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. При этом квалификация нарушений по ч.1 ст.14.4 возможна в случае продажи продавцом товаров ненадлежащего качества.

4. Объективная сторона ч.2 ст.14.4 выражается в продаже товаров, выполнении работ либо оказанию населению услуг: с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

Санитарные правила — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Так, при продаже продуктов питания нарушения санитарных правил могут быть выражены в нарушении требований к оборудованию, инвентарю, посуде, к приему и хранению пищевых продуктов, отпуску продуктов, влияющих на качество товаров, что в конечном итоге влечет угрозу жизни и здоровью человека. Перечень нарушений является далеко неисчерпывающим, поэтому в каждом конкретном случае следует руководствоваться соответствующими правилами, установленными законодательством. В настоящее время правовое регулирование качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется Федеральным законом о качестве и безопасности пищевых продуктов, санитарными правилами и нормами СанПИиН 2.3.5.021-94 для предприятий продовольственной торговли, утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 30 декабря 1994 г.

5. Качество товаров при их продаже, качество работ при их выполнении либо качество оказания услуг должно подтверждаться сертификатом, знаком или декларацией соответствия.

Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям (ст.6 Закона РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг».

Декларация о соответствии — документ, которым изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая, продаваемая им продукция или оказываемая услуга соответствует установленным требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации данной продукции или услуги (п.1 Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г.).

6. Необходимо отметить, что под действие ст.14.4 не подпадают случаи нарушения правил торговли, составы которых предусмотрены специальными нормами КоАП РФ. Например, специальные составы предусмотрены: за незаконную торговлю товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст.14.2); за продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин (ст.14.5); за обман потребителей (ст.14.7); за нарушение иных прав потребителей (ст.14.8); за нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст.14.15); за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.14.16).

7. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом: лицо осознает, что совершаемое им действие либо бездействие носит противоправный характер.

8. Субъектом правонарушения по данному составу может быть как общий субъект — лицо, достигшее 16 лет, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, так и специальный субъект — должностное лицо торговой организации независимо от ее организационно-правовой формы. Как вытекает из смысла данной статьи, субъектом ответственности может выступать и юридическое лицо — организация независимо от ее организационно-правовой формы, осуществляющая продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

Источник: http://KoAPKodeksRF.ru/rzd-2/gl-14/st-14-4-koap-rf

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Утратило силу.

Примечания:

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Комментарий к Ст. 14.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения, регламентированного настоящей статьей 14.1 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, а также отношения в области государственной рыночной политики.

Объективная сторона охватывает собой как действия, так и бездействие виновного лица. Пассивная часть объективной стороны, выражающаяся посредством бездействия, заключается в непринятии лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, необходимых и достаточных мер для своевременной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации созданного им юридического лица. Бездействие может выражаться также и в отказе от совершения действий, необходимых для получения специального разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Традиционно принято под таким разрешением понимать лицензию. Однако в настоящее время следует учитывать, что в отношении некоторых видов деятельности лицензирование заменено иной формой контроля — членством в саморегулируемой организации. Причем такое членство является обязательным и не позволяет в его отсутствие осуществлять соответствующие виды деятельности, например ряд строительных и отделочных работ, аудиторскую деятельность и т.п. В этой связи в качестве получения специального разрешения следует понимать не только факт получения (неполучения) лицензии, но и вступление в соответствующую саморегулируемую организацию.

Активную часть объективной стороны настоящего правонарушения составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий специального разрешения. При этом следует обратить внимание, что квалифицирующим признаком данного деяния выступает грубость допущенного нарушения, которое определяется Правительством РФ в отношении отдельных лицензируемых видов деятельности. Например, Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности» грубым нарушением лицензионных требований признается невыполнение лицензиатом требований о наличии объектов недвижимости, оборудования, необходимых для осуществления данного вида деятельности, а также отсутствие работников, которые будут осуществлять соответствующий вид деятельности, при условии, что указанные обстоятельства повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также человеческие жертвы и ряд иных последствий.

2. Субъекты рассматриваемых деяний также конкретизируются применительно к особенностям объективной стороны каждого отдельного деяния. Так, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации указывает, что субъектом данного нарушения может выступать исключительно гражданин РФ, достигший 16 лет. В большинстве случаев речь идет о субъекте, достигшем возраста совершеннолетия, поскольку регистрация в качестве индивидуального предпринимателя до достижения указанного возраста требует соблюдения специальной процедуры. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения влечет за собой ответственность того лица, который осуществляет указанную деятельность, т.е. субъектом данного деяния в полной мере могут выступать граждане, как правило, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица и их руководители, которые в данном случае рассматриваются в качестве должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства.

Субъективная сторона может выражаться как в умышленном совершении объективной стороны рассматриваемых деяний, так и по неосторожности.

Источник: http://stKoAPRF.ru/14-1