Ст 217 1 налогового кодекса

Разберем нормы НК о налогообложении доходов, полученных от сделок с недвижимым имуществом, приобретенным налогоплательщиками после 01.01.2016 г. Приведем примеры судебной практики.

Также в статье поговорим о вступившем в силу п. 1.1. ст. 391 НК РФ, который применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2019 г., к порядку применения кадастровой стоимости земельных участков для целей исчисления земельного налога. В работе анализируется судебная практика, а также разъяснения Минфина России по затронутым вопросам.

С 01.01.2019 стартовала декларационная кампания 2019 года, а это означает, что физическим лицам необходимо отчитаться о полученных в 2018 году доходах до 30 апреля 2019 года. Уплата суммы налога, рассчитанной в декларации, подлежит осуществлению не позднее 15 июля 2019 года, что следует из п. 4 ст. 228 НК РФ.

В соответствии с п. п. 1и 6 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам подлежащим налогообложению относятся доходы, полученные от реализации недвижимого имущества.

Налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст. 217.1НК РФ, на что, безусловно, необходимо обращать внимание для целей исключения негативных налоговых последствий в виде применения ответственности по ст. 119, 122 НК РФ.

Так, в силу п. 5 ст. 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются.

Таким образом, для случая, когда доход от продажи недвижимости меньше 70% кадастровой стоимости объекта, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, предусмотрены особенности. В такой ситуации доходом, облагаемым НДФЛ, признается 70% кадастровой стоимости объекта недвижимости на указанную дату. В силу ч. 3 ст. 4Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения статьи 217.1части второй НК РФ применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года.

Следовательно, п. 5 ст. 217.1 НК РФ имеет относительно давнюю историю применения, вместе с тем, как показывает судебная практика, не все налогоплательщики — физические лица в курсе о данном порядке определения налоговой базы, в виду чего продолжают определять ее, исходя из фактической цены продажи, указанной в договоре купли-продажи недвижимого имущества, что приводит к многочисленным спорам физических лиц с налоговыми органами, которых только за 2017-2018 года насчитывается больше сотни по всей стране.

Очевидно, что случае исчисления и уплаты в рассматриваемой ситуации суммы НДФЛ исходя из стоимости объекта, указанной в договоре купли-продажи, в нарушение порядка, установленного п. 5 ст. 217.1НК РФ, налогоплательщик занижает величину налоговой базы и, соответственно, сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

Последствия занижения налоговой базы, и как следствие, суммы налога также не менее очевидны: за неполную уплату суммы НДФЛ в результате занижения налоговой базы согласно п. 1 ст. 122НК РФ налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности. Данное правонарушение влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Наглядные примеры ошибок в определении налоговой базы без учета положений подп. 5 ст. 217.1 НК РФ нашли свое отражение в следующих судебных актах:

— Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 04.07.2018 по делу N 33А-6543/2018;

— Определение Курского областного суда от 24.04.2018 г. по делу № 33а-1156/2018;

— Определение Орловского областного суда по делу № 33а-1775/2018 от 12 июля 2018 года;

— Определение Томского областного суда по делу № 33а-3417/2018 от 02 ноября 2018 года;

— Определение Омского областного суда по делу № 33а-4508/2018от 11 июля 2018 года;

— Определение Пензенского областного суда По делу № 33а-3899/2018 от 15 ноября 2018 года;

— Определение Белгородского областного судаот 17 января 2019 года По делу № 33а-401/2019, 33а-7468/2018 и т.д.

В большинстве случаев заявители указывают, что об изменениях налогового законодательства, вступивших в силу с 01.01.2016 г., в части применения ст. 217.1НК РФ не знали, что, безусловно, не являлось основанием для удовлетворения требований.

Логика заявителей понятна: такие доначисления НДФЛ действительно являются проявлением «профискальной предвзятости», направленными на нарушение принципов равенства, справедливости.

Безусловно, заявители с так сказать «человеческой стороны вопроса» правы в том, что определение налогооблагаемой базы в размере, многократно превышающем рыночную стоимость имущества, не соотносится с принципом разумности.

Один из заявителей указывал, что налоговый орган, применяя меры административного воздействия на налогоплательщика при условии нарушения баланса интересов сторон, не преследует цель справедливого распределения общественно полезных благ между личностью и государством, но «убивает» экономическою целесообразность ведения любой финансово-хозяйственной деятельности. Тем более, что речь идет о такой группе налогоплательщиков, как физические лица, не наделенных ни властными, ни административно распорядительными функциями, не обладающими специальными познаниями в области финансов и права. С этим также нельзя не согласиться.

Заявители указывали, что налоговое обязательство возможно лишь на законных основаниях, хотя принятие ст. 217.1 НК РФ и ее пункта 5, как раз и является тем самым законным основанием, позволяющим достаточно формально подходить к определению налоговых обязательств продавцов недвижимого имущества, которое поступило в их собственность после 01.01.2016 г. Соответственно, с формально-юридической стороны, суды, конечно же, правы, так как применяют прямые императивные нормы НК РФ.

Тем не менее, с сугубо теоретической стороны данного вопроса, следует признать, что п. 5 ст. 217.1 НК РФ вряд ли можно признать адекватной нормой права.

Само собой, в принятой норме, вопреки приведенным доводам заявителей, нет законодательной неопределенности, все достаточно явно: бюджет нуждается в поступлениях, которые должны обеспечиваться теперь не только за счет отчислений коммерческих структур, но и непосредственно от физических лиц.

Между тем, п. 5 ст. 217.1 НК РФ, несмотря на указание законодателем на исключительный характер данной нормы, с очевидностью противоречит следующим общим нормам о налогообложении:

  • согласно ст. 41 НК РФ всоответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме;
  • согласно п. п. 1и 6 ст. 210НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212НК РФ.

Учитывая, что под кадастровой стоимостью объектов недвижимости, исходя из ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона, то вряд ли кадастровую стоимость можно, с точки зрения НК РФ, признать экономической, материальной выгодой налогоплательщика, так как эта стоимость доходом не выступает — это не денежные средства, это всего лишь очень умозрительное предположение государства о том, сколько стоит недвижимость. Учитывая количество споров о кадастровой стоимости объектов недвижимости, вряд ли можно признать эти предположения государства объективными и достоверными, чтобы класть их в основу формирования объекта налогообложения.

Согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание, таким основанием для НДФЛ является доход, между тем, доход физического лица от продажи объекта недвижимости выражается не в кадастровой стоимости, а в действительном размере полученного дохода, соответственно, налогообложение в порядке п. 5 ст. 217.1 НК РФ исходит из презумпции соответствия кадастровой стоимости рыночной и презумпции получения дохода от продажи в размере кадастровой стоимости, что совершенно оторвано от жизни и еще долго будет вызывать общественный резонанс, поскольку физические лица сейчас вынуждены платить налоги за те доходы, которых попросту не получали.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений (определения от 23 июня 2005 года № 272-О, от 15 мая 2012 года № 809-О, от 25 сентября 2014 года № 2014-О и т.п.).

В свою очередь, положения п. 5 ст. 217.1 НК РФ вряд ли можно признать отвечающими изложенным принципам, указанным в судебных актах Конституционного суда РФ и термин «необоснованная налоговая выгода» становится вполне применимым к случаям взимания в бюджет НДФЛ, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, когда такая стоимость не соответствует рыночной.

В большинстве случаев физическим лицам ничего не остается, кроме как прибегать к ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, где указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами. В свете озвученной проблемы, достаточно разумным представляется введение законодателем с 01.01.2019 г. п.1.1. ст. 391 НК РФ, где указано, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

По поводу данного нововведения есть письмо Минфина России от 27 сентября 2018 г. № 03-05-05-02/69137, где указано, что перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога (в порядке п. 1.1 ст. 391 НК РФ) для налогоплательщиков — физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения п. 7 ст. 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

Аналогичная норма была бы не лишней в массиве норм главы 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц», поскольку она хоть как-то позволяет налогоплательщикам произвести перерасчет налоговых обязательств, между тем, сама конструкция п.5 ст. 217.1 НК РФ, на наш взгляд, порождает порочную практику чрезмерных взиманий налогов в бюджет, не имеет надлежащего экономического основания, противоречит ст. 41, 210 НК РФ, а также принципам правового и социального государства, провозглашенным Конституцией РФ.

Конечно же, Конституционный суд РФ в оправдание этой ситуации может в очередной раз написать, что законодатель располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения.

Между тем, законодателю при реализации своей свободы усмотрения еще периодически следует обращаться не только к потребностям удовлетворения фискальных интересов государства, но и к вопросу о том, не нарушает ли эта свобода усмотрения права и законные интересы налогоплательщиков в ситуации, когда в большом количестве случаев кадастровая стоимость объектов недвижимости не отвечает требованиям рыночности, что, конечно, поддерживает индустрию оценочной деятельности, но необоснованно вытряхивает карманы налогоплательщиков.

С аналогичным успехом можно установить такие же объекты налогообложения по НДС, налогу на прибыль и прочим налогам, где исходить не из действительного размера экономической выгоды, а из предполагаемого, что, естественно, приведет к краткосрочному пополнению бюджета, но уничтожит экономику, ведь чтобы она была, нужны экономические субъекты, которые должны вести экономическую деятельность и иметь на то стимулы, а если таковых нет, и налогообложение определяется исходя из представлений о том, кто и сколько должен бюджету, то никакие разговоры и статистика об экономическом росте к действительной деловой активности не ведут.

Тем не менее, как говорил один современник: «Это как-то очень по-русски — поставить себя в затруднительное положение, а потом из него выбираться».

Что меняется в Налоговом кодексе с 2017 года

Самые многочисленные изменения в ч. 1 и 2 НК РФ внесены федеральными законами от 30.11.2016 № 401-ФЗ и № 405-ФЗ, рассмотрим наиболее значимые из них.

Оплата налогов третьими лицами

Ранее в НК РФ было прописано, что на основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Это означает, что нельзя было перечислять личные налоги за родственника или друга или одной компании платить налоги за другую. На практике была распространена ситуация, когда у компании по тем или иным причинам (например, на расчетный счет наложен арест) нет денежных средств для расчета с налоговыми органами. Но при этом руководитель компании — физлицо не имеет законных оснований заплатить налоги за компанию. В итоге страдает и компания, и бюджет.

Законом № 401-ФЗ внесены поправки в п. 1 ст. 45 НК РФ, а именно: слово «организация» изменено на слово «лицо». Теперь задолженность по налогам компаний смогут взыскивать с аффилированных физлиц. Третьим лицам разрешается оплачивать налоги за налогоплательщика, но при этом лицо, оплатившее налоги, не вправе требовать возврата налоговых платежей. Данная норма действует со дня официального опубликования Закона № 401-ФЗ, то есть с 30.11.2016.

На основании внесенных изменений налоговики через суд смогут взыскать недоимки с аффилированных компаний должника и физлиц, с которыми неплательщик связан: со всех тех, кому компания переводила выручку, денежные средства, активы и т.д. Подобные выводы можно сделать и из письма ФНС России от 19.12.2016 № СА-4-7/24347@. Таким образом, уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Уплачивать налоги и сборы за компанию и ИП смогут их законные представители на основании доверенности.

Предусмотрительный Минфин РФ уже подготовил проект от 19.08.2016 «О внесении изменений в приказ Минфина от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ», в котором для поля 101 «статус плательщика» предусмотрены следующие коды:

  • «28» — законный представитель налогоплательщика;
  • «29» — иные юридические лица;
  • «30» — иные физические лица.

В реквизите «Плательщик» приводятся данные представителя, а в скобках указывается наименование плательщика, чья обязанность по уплате налогов исполняется (то есть данные того, за кого он платит). Но в графах ИНН и КПП плательщика должны указываться не данные лица, уплатившего налоги, а ИНН и КПП самого налогоплательщика (за кого уплачиваются налоги).

Освобождение самозанятых граждан от уплаты НДФЛ

К самозанятым гражданам относятся физлица, которые работают сами на себя, без привлечения наемных работников и сами организуют свой рабочий процесс. Это няни, домработницы, садовники, фрилансеры из разных сфер, мастера, работающие на дому (мастера по маникюру, парикмахеры), репетиторы. По сути, такая деятельность является предпринимательской. С 01.01.2017 ст. 217 НК РФ дополнена п. 70, в котором обозначены новые виды доходов физлиц, освобожденные от налогообложения.

Освобождены от уплаты НДФЛ доходы в виде выплат (вознаграждений), которые получены физлицами, не являющимися ИП, от физлиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:

  • по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
  • по репетиторству;
  • по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Законом субъекта РФ могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых будут освобождены от налогообложения НДФЛ в соответствии с п. 70 ст. 217 НК РФ.

Чтобы воспользоваться льготным правом, такая категория граждан должна уведомить налоговый орган в соответствии с правилами, установленными п. 7.3 ст. 83 НК РФ. То есть самозанятые граждане, не являющиеся ИП и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, должны встать на налоговый учет по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физлица места жительства на территории РФ).

Положения п. 70 ст. 217 НК РФ применяются в отношении доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных в налоговых периодах 2017 и 2018 годов. По истечении двух лет самозанятые граждане должны либо уплачивать НДФЛ, либо регистрироваться в качестве ИП.

Изменения в исчислении налога на прибыль

Ряд внесенных Законом № 401-ФЗ поправок касается порядка исчисления налога на прибыль.

Ставки по налогу на прибыль

Законом № 401-ФЗ перераспределены ставки процентов по налогу на прибыль для зачисления в федеральный и региональный бюджеты (изменения вступили в силу с 01.01.2017). При этом сама ставка налога на прибыль не изменилась и составляет 20 %. Согласно изменениям, внесенным в ст. 284 НК РФ, в 2017–2020 годах ставка налога на прибыль будет распределяться следующим образом:

  • в федеральный бюджет — 3 % (было — 2 %);
  • в бюджет субъекта РФ — 17 % (было — 18 %).

Изменения, внесенные Законом № 401-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2017. Таким образом, региональные бюджеты в 2017 году недополучат налоговые платежи по прибыли. Вместе с этим региональная ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков региональными законами.

С 1 января 2017 года налоговая ставка не может быть ниже 12,5 % (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ). В прошлом году — не ниже 13,5 %. Однако, учитывая дефициты региональных бюджетов, вряд ли субъекты установят минимальную ставку по налогу на прибыль.

Контур.Экстерне в новой форме декларации реализованы авторасчеты налога на прибыль по всем разделам.

Попробовать бесплатно

Перенос убытков прошлых лет

Законом № 401-ФЗ ограничен размер убытков прошлых налоговых периодов, которые можно перенести на отчетный или налоговый период. Статья 283 НК РФ дополнена п. 2.1: в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 %. В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующие годы.

Ограничение срока переноса убытков десятью годами отменено. То есть если раньше компании могли списывать убытки без ограничений, но в пределах 10 лет, то теперь придется ограничиваться только 50 %.

Положение о переносе убытков вступило в силу с 01.01.2017.

Указанные ограничения не распространяются на налоговую базу, по которой налог на прибыль исчисляется с применением специальных ставок. Например, это касается организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон.

Перечень необлагаемых доходов

Законом № 401-ФЗ расширен перечень доходов, не подлежащих налогообложению. С 2017 года не будут облагаться налогом доходы:

  • полученные АО, 100 % акций которого принадлежат РФ, от реализации акций иных организаций, при условии перечисления таких доходов в полном объеме в федеральный бюджет (пп. 54 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде услуг, указанных в пп. 6 п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Речь идет о сделках по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки — российские организации, которые не являются банками (пп. 55 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Соответственно, ст. 270 НК РФ дополнена п. 48.22, в котором содержится запрет на учет в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по прибыли, стоимости акций, доходы от реализации которых не учитываются на основании с пп. 54 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Запишитесь на онлайн-курс «Налог на прибыль для бухгалтеров» и узнайте, как правильно признать доходы и учесть расходы

Зарегистрироваться

Перечень контролируемых сделок

Законом № 401-ФЗ внесены изменения в ст. 105.14 НК РФ, которые исключают из контролируемых сделок следующие операции:

  • беспроцентные займы между организациями и (или) физическими лицами, зарегистрированными или проживающими на территории России;
  • поручительство по налоговым платежам по НДС и акцизам.

Изменены правила начисления пеней

На данный момент процентная ставка пени для всех налогоплательщиков вне зависимости от периода задолженности составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, действующей в этот день (п. 4 ст. 75 НК РФ). С 19.09.2016 ключевая ставка ЦБ РФ составляет 10 %.

С 01.10.2017 ставка начисления пени организациям будет определяться исходя из срока налоговой задолженности (пп. «б» п. 13 ст. 1, п. 7 ст. 13 Закона № 401-ФЗ):

  • если срок недоимки менее или равен 30 календарным дням, за каждый день просрочки будет начислена 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот день;
  • если же задолженность не будет погашена в указанный срок, то с 31-го календарного дня пени с организаций будут взиматься в двойном размере, то есть ставка будет равна 1/150.

Изменения коснутся только юрлиц, для физлиц и ИП все останется по-прежнему.

Кроме того, появится возможность вернуть проценты, уплаченные в связи с принятием решения об отмене возмещения НДС. Налоговая инспекция в ходе проверки может принять решение об отмене ранее принятого решения о возмещении НДС в ускоренном порядке. В таком случае налогоплательщику полагается вернуть полученную в качестве возмещения сумму с учетом процентов (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

В случае если налогоплательщик в дальнейшем подтверждал свое право на получение НДС, уплаченные проценты ему не возвращались. Согласно пп. «в» п. 14, пп. «б» п. 15 ст. 1, ст. 13 Закона № 401-ФЗ правила возврата или зачета излишне уплаченных налоговых платежей, содержащиеся в ст. 78, 79 НК РФ, распространяются теперь также и на возврат или зачет процентов, уплаченных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ.

НДС

Поправки, внесенные Законом № 401-ФЗ, затронули целый ряд норм, регулирующих порядок исчисления НДС.

Нулевая ставка по НДС

С 01.01.2017 по 31.12.2029 по нулевой ставке НДС будут облагаться услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении. Также до 01.01.2030 продлевается льгота в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (ст. 7 Закона № 401-ФЗ).

Для подтверждения обоснованности права на применение нулевой ставки и налоговых вычетов компания должна представить в налоговый орган реестр единых перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки, с указанием в нем номеров перевозочных документов, пунктов отправления и назначения, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа (п. 5.3 ст. 165 НК РФ в редакции Закона № 401-ФЗ).

Восстановление НДС получателям субсидий

В настоящее время в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма НДС подлежит восстановлению в размере, ранее принятом к вычету (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). Если субсидия фактически получена из регионального бюджета, то обязанности восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, у компании нет.

Согласно нововведениям, с 01.07.2017 получатели региональных и местных субсидий обязаны восстанавливать НДС (если размер полученной субсидии включает НДС). Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ).

Акцизы

В новый перечень подакцизных товаров вошли (пп. 15–17 п. 1 ст. 181 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ):

  • электронные системы доставки никотина (более известны на практике как электронные сигареты и вейпы);
  • жидкости для электронных систем доставки никотина (жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для электронных сигарет и вейпов);
  • табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

Новый перечень применяется с 01.01.2017. Помимо этого, предусмотрен рост ставок акцизов на некоторые подакцизные товары (п. 1 ст. 193 НК РФ). Ниже в таблице для примера представлены ставки акцизов на вышеуказанные изделия.

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно
Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания 4 800 ₽/кг 5 280 ₽/кг 5 808 ₽/кг
Электронные системы доставки никотина 40 ₽/шт. 44 ₽/шт. 48 ₽/шт.
Жидкости для электронных систем доставки никотина 10 ₽/мл 11 ₽/мл 12 ₽/мл

Налог на имущество

Законом № 401-ФЗ вводится новая ст. 381.1 НК РФ, которая отдает льготу по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого к учету с 01.01.2013 в качестве основных средств, в ведение субъектов. Такое имущество освобождено от налогообложения, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юрлиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми по правилам п. 2 ст. 105.1 НК РФ (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Начиная с 01.01.2018 налоговые льготы, указанные в п. 24 (в части имущества, расположенного в российской части дна Каспийского моря) и п. 25 ст. 381 НК РФ, применяются на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ. Это значит, что теперь региональные власти будут определять: вводить ли такую льготу или нет. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию и дефицит бюджета, маловероятно, что во многих регионах будет введена такая льгота.

Читайте также «Готовим декларацию по налогу на имущество».

Резерв по сомнительным долгам — 405-ФЗ

Положительные изменения в части ограничений размера выручки для расчета резерва по сомнительным долгам внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 405-ФЗ. Изменения вступают в силу с 01.01.2017. Согласно нововведениям, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать большую из двух величин:

  • 10 % от выручки за предыдущий налоговый период;
  • 10 % от выручки за текущий отчетный период.

Ранее сумма создаваемого по итогам отчетного периода резерва по сомнительным долгам не должна была превышать 10 % от выручки за текущий отчетный период.

Следующая поправка связана с уточнением самого понятия «сомнительная задолженность» и внесена Законом № 401-ФЗ. Теперь при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ). Норма вступила в силу 01.01.2017.