Ст 225 ТК РФ

Статья 225 ТК РФ. Обучение в области охраны труда

Полный текст ст. 225 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 225 ТК РФ.

Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений .
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Государство обеспечивает подготовку специалистов в области охраны труда.

Комментарий к статье 225 ТК РФ

1. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29. На основе данного Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать не противоречащие ему дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций.

Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

Могут не проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда имеющие непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее 5 лет:
— работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда;
— работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, государственного надзора и контроля;
— педагогические работники образовательных организаций, осуществляющие преподавание дисциплины «охрана труда».

2. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда:
— для всех принимаемых на работу лиц;
— для работников, переводимых на другую работу.

Выделяются следующие виды инструктажей: вводный, первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя:
— ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами;
— изучение требований охраны труда, содержащихся в ЛНА организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации;
— применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

3. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Работодатель (или уполномоченное им лицо) также обеспечивает в отношении лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда:
— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов;
— в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

4. Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Части 5 и 6 комментируемой статьи закрепляют обязанности государства по содействию организации обучения по охране труда и обеспечению профессиональной подготовки специалистов по охране труда.

В частности, Министерством труда и социальной защиты РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ разрабатываются и утверждаются требования к условиям осуществления обучающими организациями обучения по охране труда по соответствующим программам.

Консультации и комментарии юристов по ст 225 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 225 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: http://otkrf.ru/st225

Комментарии к СТ 217 ТК РФ

Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации

1. Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).

Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.

Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.

В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от шести единиц.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

3. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.

В соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации на службу охраны труда предлагается возложить следующие функции:

— учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

— разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами;

— оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

— участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

— оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;

— организация расследования несчастных случаев на производстве, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая, подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

— оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;

— организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

— составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

— обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда и др.

5. Руководитель организации, численность работников которой не превышает 50 человек, может ввести должность специалиста по охране труда, на которую назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы три-пять лет. Все указанные лица должны пройти специальное обучение по охране труда.

6. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации (ч. 3 ст. 217).

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н. Данные Правила устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций на право оказания ими услуг по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, а также по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Для организаций, оказывающих такую услугу в области охраны труда, как проведение специальной оценки условий труда, порядок аккредитации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, определены ч. 1 ст. 19 Закона о специальной оценке условий труда. Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 19).

Организации, аккредитованные в соответствии с Правилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона о специальной оценке условий труда аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно. Указанные организации, срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона о специальной оценке условий труда, до 31.12.2014 включительно (ч. ч. 1, 2 ст. 27 Закона о специальной оценке условий труда).

7. В организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с небольшой численностью работников и в структурных подразделениях организаций — уголка охраны труда. В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда. Решение о создании кабинета охраны труда или уголка охраны труда принимается руководителем организации (его представителем).

Для оказания помощи работодателям при формировании кабинета охраны труда и уголка охраны труда Постановлением Минтруда России от 17.01.2001 N 7 утверждены Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда. В указанном акте определены цели, основные направления работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, общие требования к процессу организации их работы.

8. С 01.07.2009 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.07.2007 N 169-ст введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования». Названный стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда. Рекомендации, содержащиеся в стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда.

Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», согласно которому организация работ по охране труда предусматривает наряду с другими организационными мероприятиями организацию службы охраны труда (п. 7.1.1). Данным стандартом установлено, что служба охраны труда в организации предназначена: для организации профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами; организации работы по обеспечению охраны труда и улучшению условий и охраны труда; организации работ по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; контроля соблюдения работниками требований охраны труда, содержащихся в законах, и иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов; информирования и консультирования работников организации, в т.ч. ее руководителей, по вопросам охраны труда; изучения и распространения передового опыта по охране труда, пропаганде перспективных направлений обеспечения охраны труда (п. 7.3.3.1). Структуру и численность работников службы охраны труда в соответствии с требованиями законодательства и рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает работодатель (п. 7.3.3.3).

Приказом Ростехрегулирования от 10.08.2009 N 283-ст утвержден ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению», в п. 4.3.1 которого указано, что система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников менее 50 человек накладывает на работодателя большой круг ответственности по выполнению обязанностей отсутствующих специалистов по охране труда. Замена специалистов может быть выполнена по договорам обслуживания, совместительства (в т.ч. по основному месту работы), услуги. Система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников более 50 человек обязывает работодателя создавать службу по охране труда (п. 4.3.1.2).

С учетом требований ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» и ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» в организациях разрабатываются собственные стандарты системы управления охраной труда. Так, например, распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12.2012 N 2744-р утвержден Стандарт ОАО «РЖД» «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения» (СТО РЖД 15.002-2012), который введен в действие с 01.03.2013.

Источник: http://www.TrudKod.ru/kommentarii/chast-3/razdel-10/glava-35/st-217-tk-rf

Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации

Полный текст ст. 217 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 217 ТК РФ.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области .

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности .

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда .

Комментарий к статье 217 ТК РФ

1. Статья 217 ТК РФ, закрепляя правила организации работодателями системы управления охраной труда, направлена на предоставление работникам дополнительных гарантий по обеспечению безопасных условий труда путем возложения на работодателя обязанности при названных в данной статье условиях принять меры по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

При этом указанные требования обязательны к исполнению всеми работодателями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с ч.9 ст. 209 ТК РФ производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

В данное понятие включается оказание различных видов услуг, т.е. деятельность не только в сфере материального производства, но и в нематериальном производстве: образовании, здравоохранении, культуре, науке, государственном управлении и других.

В таком случае правовые основы регулирования отношений в области охраны труда относятся к организациям как материального, так и нематериального производства.

Однако в судебной практике имеет место и противоположное мнение. Так, Оренбургский областной суд установил: поскольку администрация муниципального образования «Акбулакский район» производственную деятельность не осуществляет, закон не предусматривает для этой организации обязательное наличие в штате должности специалиста по охране труда, независимо от численности работающих в организации. При этом право определять численность и штат работников согласно трудовому законодательству принадлежит работодателю (подробнее см. апелляционное определение Оренбургского областного суда от 5 июня 2012 года по делу N 33-2999-2012).

С 1 июля 2009 года для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта введен в действие ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», 1LO-OSH 2001 «Guidelines on occupational safety and health management systems» (1DT) (подробнее см. приказ Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года N 169-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта»).

Пункт 2.22 указанного стандарта определяет Систему управления охраной труда (occupational safety and health management system) как набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.

Одним из элементов системы управления охраной труда в организации является служба охраны труда. Структура службы охраны труда в организации, задачи, функции, а также численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. На сегодняшний день данные рекомендации утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ (подробнее см. постановление Минтруда РФ от 8 февраля 2000 года N 14 «Об Утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»).

На основе указанных Рекомендаций работодателю необходимо принять соответствующий ЛНА, регулирующий деятельность службы, например положение о службе охраны труда (подробнее см. комментарий к ст. 8).

Должность специалиста по охране труда также вводится работодателем. Для этого работодателю необходимо:
— ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание;
— разработать должностную инструкцию;
— заключить трудовой договор с новым специалистом, либо издать приказ о назначении на должность/ возложении обязанностей.

На должность специалиста по охране труда может быть назначен работник организации, получивший квалификацию в области охраны труда. Как правило, назначают лиц, имеющих квалификацию инженера по охране труда, либо специалистов, имеющих высшее профессиональное (техническое) образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1-й категории не менее 3 лет (в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, — не менее 5 лет). Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

2. Часть вторая комментируемой статьи предоставляет работодателю, численность работников которого 50 человек и меньше, право создать службу охраны труда или ввести должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности данной организации. Представляется, что под спецификой деятельности организации в данном контексте следует понимать наличие вредных и/или опасных производственных факторов, а также риска несчастных случаев, аварий и профессиональных заболеваний.

Следует отметить, что работодатель вправе самостоятельно определять необходимость создания службы или введения должности специалиста по охране труда. Так, Приморский Краевой суд, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, признавшего требование предписания государственной инспекции труда о введении в штатное расписание учреждения службы охраны труда незаконным, установил, что подобные требования находятся за пределами компетенции государственной инспекции труда, нарушают право учреждения, установленное в ст. 217 ТК РФ, самостоятельно определять способы соблюдения требований охраны труда (подробнее см. определение Приморского Краевого суда от 9 августа 2012 года по делу N 33-7047).

3. Согласно ч.3 ст. 217 ТК РФ функции службы охраны труда могут осуществлять руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Таким образом, указанная норма не содержит императивного предписания обязательного наличия штатной должности руководителя службы охраны труда, а предоставляет работодателю возможность выбора мер по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Исключением являются организации, проводящие специальную оценку условий труда. В отношении таких организаций постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 года N 599 утвержден порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
— указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
— наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
— наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных п.п.1-11 и 15-23 ч.3 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ.

Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Таким органом является Министерство труда и социальной защиты РФ.

Согласно п.3 приказа Минздравсоцразвития РФ от 1 апреля 2010 года N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» организации, включенные в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, вправе были оказывать услуги после вступления в силу этого приказа до 1 декабря 2010 года. В настоящее время оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

Учитывая, что приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 апреля 2010 года N 205н является подзаконным нормативным правовым актом, принятым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, исполнение его требований является объектом надзора государственных инспекций труда, в том числе и контроля за деятельностью аккредитованной организации, оказывающей услуги в области охраны труда, включая соблюдение аккредитованной организацией, оказывающей услуги в области охраны труда, критериев аккредитации, государственных нормативных требований охраны труда в сфере деятельности в соответствии с областью аккредитации (подробнее см. письмо Роструда от 12 апреля 2011 года N 308-ПР).

Следует отметить, что на практике суды отождествляют понятия «аттестующая организация» и «аккредитованная организация» (подробнее см. Кассационное определение Смоленского областного суда от 26 июля 2011 года по делу N 33-2428). Указанная правовая позиция также изложена в Определении ВС РФ от 9 декабря 2010 года N КАС10-634.

Тем не менее, привлечение аттестующей организации является правом работодателя (кроме услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда). Так, Нижегородский областной суд установил, что привлечение аттестующей организации не обязательно, что вытекает из закрепленного в ч.3 ст. 217 ТК РФ права (а не обязанности) работодателя привлекать стороннюю организацию, оказывающую услуги в области охраны труда (подробнее см. Кассационное определение Нижегородского областного суда от 20 октября 2009 года по делу N 33-7861).

4. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда в организации.

Структура службы и численность ее работников определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (подробнее см. Межотраслевые нормативы численности работников служб охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22 января 2001 года N 10).

Службами охраны труда организаций проводится проверка состояния условий и охраны труда на рабочих местах, соблюдения работниками требований инструкций охраны труда, а также информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты и др.

Организационно-методическое руководство названными службами охраны труда осуществляется подразделениями по охране труда (управлениями, отделами) органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации.

В организациях, деятельность которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создавать кабинеты охраны труда и уголки охраны труда (подробнее см. постановление Минтруда России от 17 января 2001 года N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»).

В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), рекомендуется оборудовать передвижные кабинеты (уголки) охраны труда. Кабинеты помогают решать проблемы безопасности труда; создают систему информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда; ведут пропаганду охраны труда и др. (см. постановление Минтруда России от 17 января 2001 года N 7).

Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации. Работники службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе охраны труда и должностными инструкциями.

Консультации и комментарии юристов по ст 217 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 217 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: http://otkrf.ru/st217

Статья 225 ТК РФ. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда

1. Согласно ч. 1 ст 225 ТК РФ обучение указанных работников должно проводиться в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. До установления порядка обучения работников по охране труда в соответствии с изложенными правилами подлежит применению Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 (БНА РФ. 2003. N 17). Названный нормативный акт обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями — физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателями.

Вводный инструктаж по охране труда проводится для всех принимаемых на работу лиц, а также для переводимых на другую работу. Инструктаж проводится по программе, разработанной на основании законодательства, с учетом специфики деятельности организации и утвержденной работодателем. Проводит такой инструктаж специалист по охране труда или работник, на которого возложены эти обязанности (ч 2 ст 225 ТК РФ).

Помимо вводного инструктажа по охране труда проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктаж.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми в организацию, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися и студентами, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также со строителями при выполнении строительно-монтажных работ на территории предприятия. Инструктаж проводится с каждым работником индивидуально и должен включать демонстрацию безопасных приемов труда. Проводит инструктаж руководитель структурного подразделения.

Повторный инструктаж имеет целью повысить уровень знаний правил и инструкций по охране труда; он проводится индивидуально или с группой работников одной профессии (бригадой) по программе инструктажа на рабочем месте. Такой инструктаж проходят все работающие не реже чем через 6 месяцев, за исключением тех, кто не связан с использованием инструментов и оборудования.

Внеплановый инструктаж проводится при: изменении технологического процесса; нарушении работником правил по охране труда, если эти нарушения создали реальную угрозу тяжких последствий; замене оборудования и при других обстоятельствах, влияющих на безопасность труда.

Целевой инструктаж проводится в случаях: выполнения разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и т.п.); ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и катастроф; производства работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие документы.

Повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственно руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).

Согласно статье 225 ТК РФ, помимо инструктажей работодатель обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу (в течение месяца с момента приема на работу или перевода на новую работу).

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям. Помимо этого работодатель организует периодическое, не реже одного раза в год, обучение таких работников по оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем, но не позднее месяца после приема на работу.

На предприятиях, где имеются службы по охране труда, обучение работников организуется этими службами; на них возлагается разработка программ обучения по охране труда работников организации, в т.ч. ее руководителя, проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу, участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда и др.

Содействие работодателю в организации на предприятии обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении своевременного и качественного инструктажа работников по безопасности труда оказывают также комитеты (комиссии) по охране труда.

Проверку теоретических знаний и практических навыков безопасной работы проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

2. Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей в течение первого месяца своей работы.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления с должностными обязанностями, в т.ч. по охране труда.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам непосредственно самой организацией, если она имеет комиссию по проверке знаний требований охраны труда, или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них соответствующей лицензии, преподавателей и необходимой материально-технической базы.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется при повышении их квалификации по специальности.

Примерные учебные программы по охране труда разрабатываются и утверждаются Минздравсоцразвития России.

Очередную проверку знаний требований охраны труда руководители и специалисты организаций проходят не реже одного раза в 3 года. В установленных Порядком случаях для них организуется внеочередная проверка (при принятии новых актов по охране труда, вводе в эксплуатацию нового оборудования, по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда и др.).

Для проведения таких проверок приказом работодателя создается комиссия в составе не менее 3 человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

Работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку в срок не позднее одного месяца.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается. Указанные лица не допускаются к работе на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе (ст. 76 ТК).

3. Отдельные категории работников, застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направляются на обучение по охране труда за счет средств Фонда социального страхования РФ. К таким работникам относятся специалисты и руководители служб охраны труда организаций; члены комитетов (комиссий) по охране труда; уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

4. Контроль за своевременной проверкой знаний требований охраны труда работников, в т.ч. руководителей организаций, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Государственные инспекторы по охране труда вправе выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда (ст. 357 ТК).

5. Обучение работников безопасным методам и приемам работы осуществляется работодателем за счет собственных средств.

6. Применяя ст 225 ТК РФ следует учитывать, что все работники организаций должны допускаться к работам только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение в порядке, установленном руководителем (п. 7 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утв. Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 // РГ. 2003. N 129).

7. На уровне субъектов РФ проведение обучения по охране труда в установленном порядке организуют органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (ч. 6 ст. 216 ТК).

Источник: https://trud-kodeks.ru/statya-225-tk-rf

Комментарий к Статье 225 ТК РФ

Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда. Работники, в том числе руководители, в свою очередь, обязаны пройти это обучение. На это указано в комментируемой статье.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден совместным Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее по тексту комментария к указанной статье — Порядок). При этом учитывается мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для сотрудников, которые переводятся на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны:

— проводить инструктаж по охране труда;

— организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Инструктаж по охране труда

О том, что инструктаж проведен, делается запись в соответствующем журнале, с расшифровкой подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также с указанием даты, когда это было сделано. Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения инструктажей работников отдельных отраслей и организаций определяется соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

Чтобы провести инструктаж работников по охране труда, необходимы:

1) локальные нормативные акты по вопросам охраны труда (инструкции по охране труда, инструкции по технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);

2) программа проведения вводного инструктажа работников по охране труда;

3) приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного инструктажа;

4) журналы проведения инструктажей работников по охране труда;

5) программа проведения первичного инструктажа работников по охране труда;

6) приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению первичного инструктажа;

7) перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа.

Выделяют следующие виды инструктажа:

— вводный;

— первичный инструктаж на рабочем месте;

— повторный;

— внеплановый;

— целевой.

Вводный инструктаж проводится специалистом по охране труда либо работником, специально уполномоченным работодателем на проведение подобного рода инструктажа.

Вводный инструктаж в обязательном порядке проводится для следующих категорий работников:

— лиц, принимаемых на работу, независимо от их образования и стажа работы;

— командированных в организацию лиц;

— работников сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке;

— обучающихся в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящих в организации производственную практику;

— иных лиц, участвующих в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится непосредственным руководителем либо производителем работ (мастером, прорабом и т.д., прошедшим в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда) до начала выполнения работником самостоятельной работы. Первичный инструктаж на рабочем месте может проводить также руководитель структурных подразделений организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с:

— вновь принятыми в организацию работниками, включая временных (ст. 289 Трудового кодекса РФ), сезонных работников (ст. 293 Трудового кодекса РФ), совместителей (ст. 282 Трудового кодекса РФ) и надомников (ст. 310 Трудового кодекса РФ);

— сотрудниками организации, переведенными из другого структурного подразделения, либо с работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

— командированными работниками сторонних организаций, учащимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и с другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте могут не проходить работники, которые не связаны с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, в соответствии с перечнем профессий и должностей, утвержденным работодателем.

Повторный инструктаж проходят те же категории работников, что и первичный инструктаж на рабочем месте. Срок его — не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится в случаях, которые предусмотрены пунктом 2.1.6 Порядка при:

— введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

— изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

— нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

— перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев).

А также по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля.

Целевой инструктаж проводят с работниками, которые выполняют разовую работу, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Итак, инструктаж обязателен для тех, кто устраивается на работу или переводится на другую работу.

В ходе инструктажа сотрудников знакомят с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, с требованиями охраны труда, содержащимися в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также с безопасными методами и приемами выполнения работ. Инструктаж также может включать в себя изучение правил пожарной безопасности.

После окончания инструктажа проводят проверку приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы.

Если сотрудники имеют непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, то в течение года после поступления на работу могут не проходить обязательное обучение и проверку знаний требований охраны труда. Это касается работников:

— имеющих квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда;

— федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, государственного надзора и контроля;

— образовательных учреждений, осуществляющих преподавание дисциплины «охрана труда».

Обратите внимание: специальное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ проходят сотрудники, которые будут трудиться на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Обучение таких работников проводится с обязательной стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и последующим периодическим обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда в период работы. На этом настаивает часть 3 статьи 225 Трудового кодекса РФ.

Обучение работников по охране труда

Обучение работников по охране труда направлено на ознакомление их с нормативными требованиями по охране труда, а также с безопасными методами и приемами выполнения работ и правилами оказания первой помощи пострадавшим.

По нашему мнению, обучение работников по охране труда в первую очередь касается организаций, относящихся к отраслям материального производства (промышленности, транспорта, строительства и др.), поскольку именно в таких организациях производственные факторы в большей степени могут создавать угрозу жизни и здоровью работников.

Работники рабочих профессий проходят обучение при поступлении на работу либо при переводе на другую работу в течение месяца после поступления на работу (п. 2.2.1 Порядка).

При поступлении работников рабочих профессий на работу с вредными и (или) опасными условиями труда такие работники проходят обучение в течение первого месяца после назначения на работу с обязательной стажировкой на рабочем месте и последующей сдачей экзаменов.

Обучение работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим осуществляется работодателем периодически: не реже одного раза в год — для работающих лиц и не позднее одного месяца после приема на работу — для вновь принятых работников (п. 2.2.4 Порядка).

На основании п. 2.2.3 Порядка работодателям необходимо самостоятельно определить порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения и проверки знаний работников рабочих профессий в своей организации в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Поэтому в каждой организации должны быть приняты соответствующие положения о порядке организации и проведения обучения по охране труда работников рабочих профессий.

Специальные требования по прохождению обучения по охране труда для руководителей и специалистов организаций установлены разд. 2.3 Порядка.

Руководители и специалисты организаций проходят обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение по соответствующим программам по охране труда руководители и специалисты организаций могут проходить:

— в самой организации — при наличии специальной комиссии по проверке знаний требований охраны труда (п. 3.4 Порядка);

— в образовательных учреждениях профессионального образования и других обучающих организациях — при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Перечень лиц, которые проходят обучение в специализированных организациях, содержится в п. 2.3.2 Порядка.

К ним, например, относятся руководители организаций, их заместители, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, специалисты служб охраны труда и другие специалисты.

Однако, как нами было отмечено выше, такие работники альтернативно могут проходить обучение в специальной комиссии, образованной внутри организации.

Комиссия образуется на основании приказа (распоряжения) работодателя (руководителя организации) из числа работников, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, в составе не менее трех человек.

В состав комиссий могут входить руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.).

В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда должна состоять из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Обучение в комиссии может осуществляться работниками служб охраны труда организаций (ст. 217 ТК), имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.

Согласно п. 2.3.4 Порядка обучение по охране труда осуществляется:

— обучающими организациями — в соответствии с собственными рабочими учебными планами и программами, разработанными и утвержденными на основе примерных учебных планов и программ, принятых Минтрудом России;

— в организациях — в соответствии с утвержденными работодателем программами обучения, разработанными на основе примерных учебных планов и программ, принятых Минтрудом России.

Перечень документов, необходимых для организации обучения работников по охране труда:

1) положение о порядке организации и проведения обучения по охране труда работников рабочих профессий (в том числе работников, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда);

2) приказ об образовании комиссии по проверке знаний требований охраны труда;

3) положение о комиссии по проверке знаний требований охраны труда;

4) программы обучения по охране труда.

Проверка знаний требований охраны труда

Понятно, что после того, как инструктаж закончен необходимо проверить, как сотрудники их усвоили. Проверка знаний и практических навыков безопасной работы сотрудников рабочих профессий осуществляется непосредственными руководителями работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда (п. 3.1 Порядка).

Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года в соответствующей комиссии.

Если обучение проводилось в своей организации, то и проверка знаний проводится в комиссии, созданной в фирме. Если же тренинг проводила специализированная обучающая фирма, то проверка знаний производится в комиссии, созданной в данной обучающей организации (п. 3.4 Порядка).

В состав комиссий обучающих организаций могут входить руководители и штатные преподаватели этих организаций, а также руководители (специалисты) органов исполнительной власти РФ и субъектов Российской Федерации в области охраны труда, члены профсоюзных или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Результаты проверки знаний работников оформляют протоколом заседания комиссии независимо от того, в какой организации эта комиссия образована (п. 3.6 Порядка).

По результатам успешной проверки знаний работник получает специальное удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Если уже работник не сдал экзамен, то он обязан пройти повторную проверку в срок не позднее одного месяца. Допустимо проводить внеочередные проверки знаний требований охраны труда работников независимо от срока проведения предыдущих проверок (п. 3.3 Порядка).

Перечень документов, необходимых для проведения проверки знаний требований охраны труда:

1) положение об организации и проведении проверок знаний требований охраны труда работников рабочих профессий;

2) журнал учета выданных удостоверений о проверке знаний требований охраны труда.

Ответственность работодателей в сфере охраны труда

Итак, работодатели обязаны обучать сотрудников на предмет охраны труда и проверять усвоенное. Невыполнение таких требований влечет административную ответственность по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно указанной статье нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение на должностных лиц и предпринимателей административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ.

Фирма может быть оштрафована на сумму от 300 до 500 МРОТ. Более того, она может быть подвергнута административному приостановлению деятельности на срок до девяноста суток.

Контроль над соблюдением трудового законодательства осуществляется должностными лицами органов федеральной инспекции труда (гл. 57 Трудового кодекса РФ). Если при проведении проверки работодателя государственный инспектор труда установит, что работники организации не прошли в установленном порядке обучение и проверку знаний, то помимо отстранения таких работников от работы (ст. 357 Трудового кодекса РФ) он вправе выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.

Невыполнение в срок законного предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений на основании статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях может повлечь наложение административного штрафа на:

— граждан — в размере от 3 до 5 МРОТ;

— должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет;

— юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ.

Другой комментарий к Ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Процедуры и сроки проведения инструктажей по охране труда определены Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденным Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 12 января 2003 г. N 1/29 (БМТ РФ. 2003. N 3).

Порядок обучения по охране труда обязателен для исполнения для всех работодателей и работников. На основе данного Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям Порядка.

2. Предусмотрены следующие виды инструктажей.

Вводный инструктаж проводится со всеми работниками при приеме на работу, а также с работниками, командированными в организацию, с практикантами и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж проводится на рабочем месте до начала самостоятельной работы с теми же лицами, индивидуально с показом безопасных приемов труда.

Повторный инструктаж проводится для проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда — не реже чем через шесть месяцев работы.

Внеплановый инструктаж проводится при введении в действие или изменении правил по охране труда, замене оборудования, изменении технологического процесса и других факторов, влияющих на безопасность труда.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы, а также при проведении и организации массовых мероприятий.

О проведении первых трех видов инструктажей и о допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

3. Для работников рабочих профессий работодатель обязан организовать в течение месяца после приема на обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также переводимых на другую работу.

При приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. В процессе трудовой деятельности для этих работников необходимо проводить периодические обучения по охране труда с проверкой знаний требований охраны труда.

4. Обучение руководителей и специалистов по охране труда проводится в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, а далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам как в самой организации, так и в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности.

5. Проверка теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводится непосредственно руководителями работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Руководители и специалисты организаций проходят проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

Объем и порядок процедуры внеочередных проверок определяется стороной, инициирующей ее проведение.

Внеочередные проверки проводятся: при введении новых или при внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты по охране труда; при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда; при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда; по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления и работодателя при установлении нарушений требований охраны труда; после аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками требований нормативных актов по охране труда; при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Проверка знаний проводится комиссией в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение. Повторная проверка знаний возможна в срок не позднее одного месяца.

Источник: http://TKodeksRF.ru/ch-3/rzd-10/gl-36/st-225-tk-rf