Требования к водителю

Содержание

С января 2020 года начнут действовать нормы работы и отдыха водителей

Правила дорожного движения Российской Федерации (далее – Правила) дополнены новым разделом (26) о нормах времени управления транспортным средством (ТС) и отдыха, которые касаются водителей грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой, превышающей 3500 кг, и водителей автобусов.

Так, п. 26.1 Правил предусмотрено, что после 4 часов 30 минут (но не более) с момента начала управления ТС водитель обязан сделать перерыв для отдыха продолжительностью не менее 45 минут. Данный период может быть разделен на две или более части, но первая часть должна быть продолжительностью не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут.

Установлено, что общее время управления ТС в сутки не должно превышать 9 часов с момента начала следования в пути после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. При этом допускается увеличение этого времени:

  • до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели;
  • до 56 часов в течение календарной недели;
  • до 90 часов в течение двух календарных недель (п. 26.2 Правил).

В соответствии с п. 26.3 Правил отдыхать от управления ТС водитель должен непрерывно не менее 11 часов в течение суток (ежедневный отдых). Этот срок может быть сокращен до 9 часов, но:

  • не более 3 раз в течение шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха;
  • не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение двух недель подряд. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, должна использоваться водителем в течение 3 недель подряд после той недели, в которой еженедельный отдых был сокращен.

Предусматривается возможность увеличения водителем предельного времени управления ТС (можно увеличить установленный период с начала пути после 4 часов 30 минут, но не более чем на 1 час, или после 9 часового пребывания в пределах суток, но не более чем на 2 часа), если отсутствует место стоянки для отдыха. В этом случае водитель обязан соблюсти необходимые меры предосторожности и прибыть в течение допустимого времени до ближайшей стоянки для отдыха (п. 26.4 Правил).

Обращается внимание, что контроль за соблюдением режима работы и отдыха водителей указанных ТС осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции путем проверки данных тахографов, к которым водители обязаны предоставить доступ, в том числе вывести необходимые сведения из тахографа на печать.

Напомним, что с 1 ноября текущего года в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» вступили в действие поправки в части обязания юрлиц и ИП, осуществляющих пассажирские перевозки, и водителей грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3500 кг и водителей автобусов оснащать ТС тахографами.

Изменения в ПДД РФ вступают в силу с 1 января 2020 года.

1 С текстом Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2019 г. № 1733 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001201912240029).

Минтранс установил новые правила организации труда водителей

Если в вашей организации работают штатные водители, с 05.06.2018 организовывать режим труда и отдыха для них нужно по-новому. Каким образом, разъяснил Минтранс в приказе от 03.05.2018 № 170.

Что нового:

  1. Режим работы и отдыха водителей на обычных и междугородних перевозках следует установить одинаковым.
  2. Если вы считаете рабочее время водителей методом суммированного учета, с 05.06.2018 делать это нужно с учетом такого правила: водителю нельзя управлять автомобилем больше 56 часов в неделю (п. 4 приложения к приказу Минтранса № 170).
  3. Впервые прописано, как считать рабочую неделю автомобилистам: нужно взять время с 0 часов понедельника до 24 часов воскресенья. Из-за этого придется пересчитать нагрузку работников с ночными сменами. Междусменный отдых работника должен быть вдвое дольше смены. Также нужно запланировать еженедельный отдых не меньше 42 часов.
  4. Сверхурочкой на транспорте считается 12 часов вместе с трудом по графику в течение дня. Это равно максимальной трудовой смене.
  5. Водителям вменено в обязанность отдыхать (п. 5 приложения к приказу Минтранса № 170). Теперь именно работники отвечают за перерывы в течение смены. Все водители должны отдыхать в пути не меньше чем по четверти часа. В первый раз нужно сделать перерыв через 4 часа после начала движения, а затем через каждые 2 часа управления автомобилем. Если перерыв совпал со временем обеда, то отдельно отдыхать от руля не требуется.

Напомним, что за неправильные графики для водителей работодателя оштрафуют на сумму до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП). Инспектор ГИБДД выпишет штраф до 3 тыс. руб. водителю, который управляет машиной без перерыва (ч. 2 ст. 11.23 КоАП). Для работодателя за это ответственности нет.

Также работодатель вправе оформить водителю дисциплинарное взыскание, если сможет подтвердить самовольное нарушение режима. Подойдут сведения из системы ГЛОНАСС, данные тахографа.

Таким образом, если вы работаете с водителями, рекомендуем срочно пересмотреть режим их работы и внести соответствующие изменения в правила трудового распорядка. Это можно сделать как отдельным внутренним документом (только для водителей), так и путем внесения изменений в трудовой договор с каждым из водителей. В любом случае во всех договорах понадобится отразить новую обязанность водителя отдыхать.

О нюансах внесения изменений в трудовой договор читайте в нашем материале.

Изменятся ли путевые листы в связи с новыми правилами, можно уточнить в нашей ветке в ВК.

1. Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя

Общие требования к водителю в нормативных документах

Конспект скачан 2 раз(а)

учет скачиваний ведется с 10.01.2020 года

avtp-0109-ok

учебные Вопросы:

1. Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя.

1. Постановление
Правительства Российской Федерации
«О правилах дорожного движения»
от 23.10.1993 N 1090

(извлечения)

1.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

1.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

1.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

До начала движения водитель обязан пристегнуться ремнями безопасности проконтролировать, чтобы пристегнулись пассажиры.

Мотошлем – одно из основных средств пассивной безопасности мотоциклистов и их пассажиров. ПДД запрещают движение на мотоциклах без застегнутых мотошлемов.

2.2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:

  • иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа — и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;
  • иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа — и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках.

Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем — Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;

ПДД подразделяют неисправности ТС на две подгруппы. Первая подгруппа включает неисправности, при которых запрещается движение ТС. Их пять, они перечислены в этом пункте ПДД. Не начинаем и не продолжаем движение (стоим на месте) при неисправности:

  • рабочей тормозной системы;
  • рулевого управления;
  • сцепного устройства (в составе автопоезда);
  • негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;
  • не работающим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Вторая подгруппа включает неисправности, при которых запрещается эксплуатация ТС. При обнаружении неисправности второй подгруппы, движение ТС не запрещено. Следуя к месту ремонта, водитель должен помнить, что ответственность в случае ДТП за управление технически неисправным автомобилем ляжет на него. К мерам предосторожности, которые можно использовать при управлении ТС в данном случае, относятся: движение по крайней правой полосе с малой скоростью, включение аварийной сигнализации и другие действия в зависимости от возникшей неисправности.

2.3.2. По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.

В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

Водитель, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), подлежит отстранению от управления транспортным средством. В соответствии со ст. 27.12 КоАП. Достаточными основаниями полагать, что водитель, управляющий ТС, находится в состоянии опьянения, являются: характер движения ТС, вызывающий сомнение в способности водителя управлять им; наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке); заявления свидетелей об употреблении водителем спиртных напитков или наркотических средств. При наличии таких оснований сотрудники полиции в соответствии с действующим законодательством имеют право направлять(доставлять) данных лиц на медицинское освидетельствование, с целью установления состояния опьянения.

2.3.3. Предоставлять транспортное средство:

  • сотрудникам полиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
  • медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Примечание. Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники — выдать талон установленного образца.

По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

2. Федеральный закон Российской Федерации
«О безопасности дорожного движения»
(№ 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.)
(извлечения)

Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
  • создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

Статья 25. Условия получения права на управление транспортными средствами.

1. Граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

  • — мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
  • — автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
  • — автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «Д»), — лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;
  • — составами транспортных средств (категория «Е») — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», — при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;

Статья 26. Основные требования по подготовке водителей транспортных средств.

1. Допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории.

2. Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ.

3. Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации на основании соответствующих государственных образовательных стандартов.

Статья 27. Получение права на управление транспортными средствами.

1. Право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 настоящего Федерального закона.

2. Право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.

3. Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 28. Основания прекращения действия права на управление транспортными средствами.

1. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

  • истечение установленного срока действия водительского удостоверения;
  • ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;
  • лишение права на управление транспортными средствами.

2. Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами либо ограничение такого права, устанавливаются федеральным законом.

3. Положение
об обеспечении безопасности дорожного движения в
предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих
перевозки пассажиров и грузов
(Приказ Минтранса РФ № 27 от 9 марта 1995 г.)
(извлечения)

3.Обеспечение профессиональной надежности водительского состава.

3.1. Прием водителей на работу и допуск их к осуществлению перевозок.

3.1.1. Лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято на эту работу при условии:

  • наличия у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • наличия документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования;
  • соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок.

С целью проверки соответствия водителя поручаемой ему работе по безопасному осуществлению конкретного вида перевозок он может быть принят на работу с испытательным сроком в соответствии с действующим законодательством о труде.

3.1.2. Организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.

3.1.3. Лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.

3.2. Стажировка водителей

3.2.1. Организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки1 лиц, перечисленных в п. 3.1.3.

Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.

3.2.2. Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки.

3.2.3. Стажировка должна производиться под руководством водителя-наставника, назначаемого приказом по организации или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей.

3.2.4. После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя.

3.2.5. Водитель, не получивший допуск к управлению транспортным средством после прохождения стажировки, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.

3.4. Поддержание необходимого уровня информированности, повышение профессионального мастерства и дисциплинированности водителей.

3.4.1. Организация обязана обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:

  • об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
  • о состоянии погодных условий;
  • о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
  • о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
  • о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;
  • об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
  • об особенностях перевозки детей;
  • об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
  • об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
  • об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.

3.4.2. Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.2

Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.

3.4.3. С целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация:

  • — осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию;
  • — организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации;
  • — оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.

4. Положение
об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами
(Приказ РФ № 2 от 8 января 1997г.)
(извлечения)

2.3.1. К управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.

5.26. Для работы на горных маршрутах допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы на автобусе не менее трех лет при условии прохождения стажировки на этих маршрутах сроком не менее 6 дней. При переводе с одного горного маршрута на другой проводится стажировка водителей на новом маршруте в течение 1-2 дней; при переводе с одной марки автобуса на другую — в течение 3 — 4 дней.

5. Правила
перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
(Приказ Минтранса РФ № 73 от 8 августа 1995г.)
(извлечения)

5.1.8. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Тема 3.2. Проверка знаний водителями Правил дорожного движения

Практическое занятие по определению уровня знаний Правил дорожного движения проводится либо с использованием карточек, либо с применением технических средств контроля уровня знаний (компьютерные классы, классы программированного обучения по программам и критериям оценки аналогичным существующим в сети учебных организаций и органов ГИБДД).

Результаты проверки и оценки по уровню знаний доводятся до сведения водителей. Группе обучаемых водителей, проявивших неудовлетворительные знания, предоставляется возможность повторной сдачи зачетов.

1 Водитель-предприниматель обязан владеть перечисленными в п. 3.4.1 сведениями.

2 Для водителя-предпринимателя достаточно наличия лицензии на соответствующий вид перевозок.

Требования к водителю автобуса

Портал «Опасный груз» — объединение участников рынка опасных веществ и изделий.
ДОПОГ 2019

Официальное печатное издание

6. К водителю автобуса дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям категорий «В», «ВЕ», предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

6.1. Водитель автобуса должен знать:

особенности законодательства в области организации регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров автобусами;

основы законодательства в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

6.2. Водитель автобуса должен уметь:

проверять техническое состояние транспортного средства перед выездом и после возвращения из поездки;

обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку грузов;

использовать в работе различные типы тахографов.

6.3. Водитель автобуса должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

6.4. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для иных водителей автобусов не предъявляются.

Какие требования к водителям предъявляются при приеме на работу

Нормативные акты, устанавливающие дополнительные требования к водителям при трудоустройстве

Требования к водителям

Обязательно ли водителю заполнять анкету для трудоустройства? Где взять бланк документа

Предварительный медосмотр и медицинская справка

Нормативные акты, устанавливающие дополнительные требования к водителям при трудоустройстве

Требования к любым работникам, принимаемым на работу, закреплены в гл. 10 и 11 ТК РФ. Однако иные нормативные акты могут устанавливать дополнительные критерии отбора сотрудников определенных должностей, перечни дополнительных требований к ним и представляемым для трудоустройства документам.

Приказом Минтранса от 11.03.2016 № 59 утвержден порядок, устанавливающий критерии для отбора и обучения лиц, трудоустраиваемых в качестве водителей (далее — Порядок). Им же закреплены дополнительные требования к водителям при приеме на работу.

В указанном документе речь идет о любом автомобильном транспорте, в том числе городском наземном.

Еще один нормативный акт, в котором содержатся дополнительные требования для водителей, — приказ Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287, которым утверждены профессиональные и квалификационные требования к работникам, осуществляющим перевозки автотранспортом.

Требования к водителям

Указанные выше акты предъявляют к водителям следующие требования:

  1. Необходимо представить все документы из общего списка, предусмотренного ст. 65 ТК, в том числе трудовую книжку, подтверждающую стаж работы по специальности (п. 8 Порядка).
  2. Дополнительно должен быть предоставлен подтверждающий водительскую квалификацию документ (в силу п. 5 Порядка это водительское удостоверение).
  3. Обязательно прохождение предварительных и периодических медосмотров (ст. 213 ТК РФ, п. 6 Порядка).
  4. Все водители должны соответствовать требованиям к управлению транспортным средством соответствующей категории, установленным приказом Минтранса РФ № 287.
  5. Необходимо прохождение устного собеседования, результаты которого работодатель должен хранить 5 лет (пп. 8–12 Порядка).
  6. Водители, у которых есть перерыв в стаже более года, должны пройти стажировку, по результатам которой составляется стажировочный лист (пп. 13–19 Порядка).

Обязательно ли водителю заполнять анкету для трудоустройства? Где взять бланк документа

Анкета — это письменный документ, в котором водитель заполняет необходимые графы, определяемые работодателем. Он необходим для того, чтобы получить исчерпывающую информацию о соискателе.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что для водителя анкета при приеме на работу не является обязательной, но может использоваться работодателем, если он посчитает это необходимым.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Обязателен данный документ исключительно для государственных и муниципальных служащих, к которым водители не относятся. О том, как составить такую анкету, мы писали в одной из наших статей. Бланк анкеты водителя при приеме на работу можно скачать на нашем сайте:

Скачать бланк

Предварительный медосмотр и медицинская справка

Медицинские осмотры в силу ст. 69 ТК являются обязательными еще на стадии вступления в трудовые отношения, если на это прямо указано в ТК или иных нормативных документах.

Согласно ст. 213 ТК все задействованные в управлении транспорта сотрудники подлежат обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию.

Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н. Без прохождения медосмотра водителем при приеме на работу заключить с ним договор нельзя. Именно в ходе проведения медобследования врачи различных специальностей (невролог, офтальмолог, лор, хирург, дерматовенеролог) дают заключение о пригодности конкретного лица к исполнению трудовой функции водителя транспортного средства. По итогам осмотра председатель врачебной комиссии составляет заключение, на основании которого выдается соответствующая справка.

***

Подведем итоги:

  1. Особые правила трудоустройства предъявляются к водителям автомобилей, автобусов, иных видов наземного транспорта.
  2. Анкета используется по усмотрению работодателя, но собеседование водители проходят в обязательном порядке. При этом результаты последнего должны храниться работодателем в течение 5 лет с момента заключения договора.
  3. Проведение медосмотра, результатом которого является справка для водителя при приеме на работу, обязательно. Без него заключить договор невозможно.

***

Еще больше материалов по теме в рубрике «Работа».

От того, насколько сотрудник квалифицирован, нередко зависит здоровье, и даже жизнь окружающих его людей. Это в полной мере относится к работе водителей автобуса. Прием на соответствующую вакансию имеет особенности: для претендентов разработаны специальные требования, которые остаются актуальными не только на момент трудоустройства, но и процессе работы. Именно об этом идет речь ниже.

Обязательные документы при устройстве на работу

Предприятия и организации, в деятельности которых предусмотрена эксплуатация различных видов транспортных средств, обязаны организовать работу водителей так, чтобы она полностью соответствовала требованиям безопасности движения на дорогах (п. 1 Ст. 20 Закон № 196-ФЗ).

При устройстве на должность водителя претендент обязан предоставить стандартный пакет документов. Перечень его содержимого предусмотрен в Ст. 65 ТК. Он актуален для всех тех, кто претендует занять любую должность.

№ п/п Документы Примечание
Паспорт или другой документ, который удостоверит личность претендента
Трудовая книжка Она не требуется, если претендент:

– будет работать по совместительству;

– впервые в жизни заключает трудовой договор.

В последнем случае книжку оформляет работодатель

Страховое свидетельство по обязательному пенсионному страхованию Если трудовой договор – первый в жизни, то свидетельство также оформит работодатель
По воинскому учету Только для военнообязанных граждан и тех, кто подлежит призыву на военную службу
Подтверждающие образование и (или) квалификацию (п. 1 Ст. 328 ТК) Если работа того требует – прочие документы, которые свидетельствуют о наличии у претендента специальных знаний, дополнительной подготовки

Важно! Водитель автобуса не может работать по совместительству, если на основном месте работы он занимает аналогичную должность.

Дополнительные требования к водителям автобуса

Кандидат на должность водителя должен отвечать дополнительным требованиям, которые носят обязательный характер. Они включают:

  1. Возраст. Работать водителем автобуса имеет право только человек, достигший совершеннолетия.
  2. Наличие водительского удостоверения. При этом важен не только тот факт, что этот документ у претендента присутствует. В водительском удостоверении должна быть отметка о соответствующей категории транспорта, позволяющая управлять автобусами (категория D).
  3. Медицинская справка, которая подтверждает право претендента на вождение транспортным средством. Она должна быть у будущего сотрудника до того, как с ним подпишут трудовой договор.

Работодатель обязательно направляет водителя на прохождение предварительного медосмотра (Ст. 328 ТК). Соискатель проходит его или в клинике, с которой у предприятия имеется заключенный договор, или же в ином лицензированном медучреждении. Расходы на проведение осмотра должен покрыть работодатель.

Когда претендент на водительскую должность не желает пройти медкомиссию, в приеме на работу ему следует отказать.

Важно! Если водителю автобуса предстоит перевозить пассажиров, ему должно быть не менее 21 года.

Пошаговая инструкция приема претендента на водительскую должность

Последовательность приема водителя автобуса на работу можно описать так:

Шаги
Изучение нанимателем предоставленного пакета обязательных документов
Проверка наличия водительского удостоверения и необходимой категории, позволяющей водить автобус
Направление претендента на медкомиссию
Проведение устного собеседования. Его можно заменить письменным тестовым заданием
Ознакомление работника с локальными трудовыми актами
Подписание трудового договора
Издание соответствующего приказа по ф. Т-1 или по установленной в компании форме
Ознакомление водителя с приказом. Письменное подтверждение: сотрудник ставит свою подпись и пишет дату ознакомления
Заполнение личной карточки водителя (ф. Т-2)
Кадровик заносит в трудовую книжку водителя запись, которая содержится в приказе о заполнении вакансии. Проводится она через 5 дней

Скачать Заявление водителя

Скачать Приказ на водителя Т-1

В трудовом соглашении разумно указать о:

  • особенностях разъездного характера работы;
  • наличии или отсутствии материальной ответственности (частичной или полной).

Важно! Оформление договора, который предусматривает полную материальную ответственность, обязательно и правомерно тогда, когда водитель автобуса параллельно работает как экспедитор.

Проведение собеседования с претендентом на должность водителя

С кандидатом на водительскую должность проводится собеседование. Минтранс обязал нанимателей его осуществлять.

По результатам собеседования оформляются итоговые листы. Компания должна сохранять их не менее 5 лет. По решению работодателя можно провести письменный тест.

Наниматель вправе потребовать от претендента заполнить анкету. В нее важно включить вопросы, ответы на которые позволят работодателю получить максимальную информацию о будущем работнике. Стандартного образца такого документа нет. Работникам организации необходимо разработать его самостоятельно, обязательно утвердить готовый бланк.

Типовая анкета состоит из нескольких блоков. Ниже приведены возможные их виды.

Скачать типовую анкету водителя

Пример блоков типовой анкеты для претендента на должность водителя автобуса:

Блоки Что в них содержится
Персональные данные претендента
Информация о полученном образовании и удостоверении водителя
Наличие опыта работы водителем
Сведения о семье и детях
На какую зарплату рассчитывает кандидат
Что ожидает получить, кроме дохода

К разработке анкеты необходимо отнестись внимательно. Нужно помнить, что некоторые вопросы попросту запрещены УК РФ. Нельзя требовать от кандидата ответа на то:

  • какой он национальности;
  • какую веру исповедует;
  • кто его родители;
  • насколько обеспечен материально.

Работодатель не может заставить претендента заполнить предлагаемую форму, если тот отказывается.

Важно! Нежелание кандидата ответить на вопросы анкеты не выступает основанием отказа в приеме на работу.

Несколько вопросов и ответов

Вопрос 1. Работник предоставил при собеседовании ложную информацию. Имеет ли наниматель право уволить его, ссылаясь на эту причину?

Ответ. Если сотрудник при приеме на работу представил подложные документы, у нанимателя имеется право на его увольнение (п. 11 Ст. 81 ТК).

Вопрос 2. Обязательно ли проходить стажировку водителю автобуса, и кем она организуется?

Ответ. Стажировка обязательна тогда, когда человек ранее не работал на аналогичной должности, длительное время не применял свои практические навыки, прошел переподготовку. Организует ее прохождение работодатель. Требования и порядок стажировки регламентируются внутренним документом компании.

Распространенные ошибки при оформлении на работу

Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.

Частые ошибки:

  1. Прием на работу без предварительного медосмотра. Соблазн сэкономить средства появляется у работодателя, когда будущий сотрудник предоставил медсправку, подтверждающую допуск кандидата к управлению транспортными средствами. Однако такой документ не может исключить прохождение осмотра в клинике. В ТК он предусмотрен, как обязательный.
  2. Кандидата не ознакомили под роспись с локальными нормативными документами (ЛНД), которые действуют в компании. В ЛНД могут содержаться дополнительные требования к водителю, обязанности и права, которые подробно не отображены в подписанном соглашении. Но ссылки на них в трудовом договоре имеются. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций возможно принятие решения не в пользу невиновного.

Вопрос к эксперту

Для должности «водитель автобуса» предусмотрены классы (1, 2, 3). Обязан ли работодатель их присваивать и когда?

Ответ. Присваивать ли водителю классность и выплачивать ли соответствующую надбавку – решает работодатель. Ему следует учесть, что при установлении квалификации учитывается количество лет стажа работы сотрудника в конкретной организации. Класс повыше присваивают, если отработано непрерывно:

  • не менее 3 лет водителем 3-го класса 2-й класс;
  • минимум 2 года водителем 2-го класса 1-й класс.

При переходе на новое место работы классность аннулируется. Но наниматель вправе подтвердить ее, издав соответствующий приказ.

Руководитель отдела управления персоналом Макеева Н. Л.

Труд наемных водителей автобусов используется немалым количеством работодателей. Поэтому так важно владеть информацией об особенностях приема на работу данной категории сотрудников.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Требования по приему на работу водителей спец техники

В нашем случае российское национальное водительское удостоверение с разрешающими отметками в графах (A, B, C, D и т. д.) подтверждает наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий (делаем ксерокопию документа). В настоящее время действуют водительские права трех видов: — нового образца (выдают с 01.03.

2011); — старого образца; — международное водительское удостоверение. Международное водительское удостоверение выдается на срок до 3 лет, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения, которое выдается на 10 лет.

Кадровому работнику следует обратить внимание на категории/подкатегории и виды транспортных средств, которые прописаны в водительском удостоверении будущего сотрудника (см. таблицу).

Справка имеет высокую степень защиты и относится к категории документов строгой отчетности.

Оформляем на работу водителя

Кадровым сотрудникам, проверяющим документы кандидата по профессии водителя, стоит обратить внимание также на то, что изменения затронули правила сдачи экзаменов на управление транспортным средством.

Теперь их можно сдавать на транспортных средствах и с механической, и с автоматической трансмиссией.

Однако лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, будет предоставляться право на управление транспортными средствами с любым видом трансмиссии, включая коробку-автомат.

Тем же, кто сдавал экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами только с автоматической коробкой передач. Другими словами, если сдал экзамены на коробке-автомат, то и права будут с особой отметкой, не дающей права управления автомобилем с механической коробкой передач.

Должностная инструкция водителя специализированной техники

Например, наличие водительского удостоверения категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, но принимать такого соискателя на должность водителя пассажирского автобуса нельзя (для этого необходимо открыть категорию D, D1 или DE в зависимости от типа автобуса).

Кроме того, принимая на работу водителя пассажирского транспорта автобуса, троллейбуса или трамвая необходимо помнить, что в этом случае возрастной порог повышается до 21 года.

14 июня 2016 года вступят в силу профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287).

Требования установят необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.

Прием водителя на работу

Необходимо обратить внимание, что указанный перечень документов является общим, поэтому в каждом отдельном случае он должен конкретизироваться с учетом специфики труда работника. Согласно ст.

328 ТК РФ лица, не прошедшие обязательный медицинский осмотр или имеющие заключение врачебно-экспертной комиссии о профессиональной непригодности к работе, связанной с вождением автотранспорта, не допускаются.

Таким образом, работодатель обязан потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки (диплом, удостоверение и т.д.), а также медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.

Водители некоторых видов транспорта должны иметь определенную квалификацию, опыт работы и иные профессиональные характеристики, установленные для конкретного вида перевозок (например, для пассажирских).

Работа водитель на спецтехнику в москве: 85 вакансий

Сроки и порядок стажировки устанавливаются организацией или ИП на основании внутренних нормативных актов. Однако, Минтранс настаивает, что она должна проходить на транспортном средстве того типа и модели и на том маршруте, на которых водитель будет в дальнейшем работать самостоятельно. Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом с утвержденными реквизитами.

Важно

Такие листы работодатели также должны хранить не менее 5 лет. Профессиональное обучение водителей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». К работе могут быть допущены только лица, имеющие необходимую квалификацию.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Внимание

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.

2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» такими документами для граждан, пребывающих в запасе, является военный билет, а для тех, кто только собирается служить, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. 5. Документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний. При оформлении на работу водителя автотранспорта необходимо руководствоваться ст.

328 ТК РФ, согласно которой работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта

Требование к водителю при приём на работу

Организация вправе отказать в приеме на работу водителю, если справка просрочена и в заключении указано о профессиональной непригодности. 7. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (не обязательно, при наличии).
В соответствии со ст.

84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов идентификационный номер. В заключение напомним, что согласно ст.

68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) следует ознакомить принимаемого водителя под личную подпись с локальными нормативными актами организации (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, требованиями охраны труда), заключить трудовой договор между работником и работодателем в двух экземплярах, издать приказ о приеме на работу, заполнить личную карточку сотрудника и не позднее чем на пятый день его работы в организации — трудовую книжку (ч.

Прием водителя автобуса на работу: образец заявления, оформление, документы

От того, насколько сотрудник квалифицирован, нередко зависит здоровье, и даже жизнь окружающих его людей. Это в полной мере относится к работе водителей автобуса. Прием на соответствующую вакансию имеет особенности: для претендентов разработаны специальные требования, которые остаются актуальными не только на момент трудоустройства, но и процессе работы. Именно об этом идет речь ниже.

Предприятия и организации, в деятельности которых предусмотрена эксплуатация различных видов транспортных средств, обязаны организовать работу водителей так, чтобы она полностью соответствовала требованиям безопасности движения на дорогах (п. 1 Ст. 20 Закон № 196-ФЗ).

При устройстве на должность водителя претендент обязан предоставить стандартный пакет документов. Перечень его содержимого предусмотрен в Ст. 65 ТК. Он актуален для всех тех, кто претендует занять любую должность.

№ п/п Документы Примечание
Паспорт или другой документ, который удостоверит личность претендента
Трудовая книжка Она не требуется, если претендент:– будет работать по совместительству;– впервые в жизни заключает трудовой договор.В последнем случае книжку оформляет работодатель
Страховое свидетельство по обязательному пенсионному страхованию Если трудовой договор – первый в жизни, то свидетельство также оформит работодатель
По воинскому учету Только для военнообязанных граждан и тех, кто подлежит призыву на военную службу
Подтверждающие образование и (или) квалификацию (п. 1 Ст. 328 ТК) Если работа того требует – прочие документы, которые свидетельствуют о наличии у претендента специальных знаний, дополнительной подготовки

Важно! Водитель автобуса не может работать по совместительству, если на основном месте работы он занимает аналогичную должность.

Кандидат на должность водителя должен отвечать дополнительным требованиям, которые носят обязательный характер. Они включают:

  1. Возраст. Работать водителем автобуса имеет право только человек, достигший совершеннолетия.
  2. Наличие водительского удостоверения. При этом важен не только тот факт, что этот документ у претендента присутствует. В водительском удостоверении должна быть отметка о соответствующей категории транспорта, позволяющая управлять автобусами (категория D).
  3. Медицинская справка, которая подтверждает право претендента на вождение транспортным средством. Она должна быть у будущего сотрудника до того, как с ним подпишут трудовой договор.

Работодатель обязательно направляет водителя на прохождение предварительного медосмотра (Ст. 328 ТК). Соискатель проходит его или в клинике, с которой у предприятия имеется заключенный договор, или же в ином лицензированном медучреждении. Расходы на проведение осмотра должен покрыть работодатель.

Когда претендент на водительскую должность не желает пройти медкомиссию, в приеме на работу ему следует отказать.

Важно! Если водителю автобуса предстоит перевозить пассажиров, ему должно быть не менее 21 года.

Последовательность приема водителя автобуса на работу можно описать так:

Шаги
Изучение нанимателем предоставленного пакета обязательных документов
Проверка наличия водительского удостоверения и необходимой категории, позволяющей водить автобус
Направление претендента на медкомиссию
Проведение устного собеседования. Его можно заменить письменным тестовым заданием
Ознакомление работника с локальными трудовыми актами
Подписание трудового договора
Издание соответствующего приказа по ф. Т-1 или по установленной в компании форме
Ознакомление водителя с приказом. Письменное подтверждение: сотрудник ставит свою подпись и пишет дату ознакомления
Заполнение личной карточки водителя (ф. Т-2)
Кадровик заносит в трудовую книжку водителя запись, которая содержится в приказе о заполнении вакансии. Проводится она через 5 дней

Скачать Заявление водителя

Скачать Приказ на водителя Т-1

В трудовом соглашении разумно указать о:

  • особенностях разъездного характера работы;
  • наличии или отсутствии материальной ответственности (частичной или полной).

Важно! Оформление договора, который предусматривает полную материальную ответственность, обязательно и правомерно тогда, когда водитель автобуса параллельно работает как экспедитор.

С кандидатом на водительскую должность проводится собеседование. Минтранс обязал нанимателей его осуществлять.

По результатам собеседования оформляются итоговые листы. Компания должна сохранять их не менее 5 лет. По решению работодателя можно провести письменный тест.

Наниматель вправе потребовать от претендента заполнить анкету. В нее важно включить вопросы, ответы на которые позволят работодателю получить максимальную информацию о будущем работнике. Стандартного образца такого документа нет. Работникам организации необходимо разработать его самостоятельно, обязательно утвердить готовый бланк.

Типовая анкета состоит из нескольких блоков. Ниже приведены возможные их виды.

Скачать типовую анкету водителя

Пример блоков типовой анкеты для претендента на должность водителя автобуса:

Блоки Что в них содержится
Персональные данные претендента
Информация о полученном образовании и удостоверении водителя
Наличие опыта работы водителем
Сведения о семье и детях
На какую зарплату рассчитывает кандидат
Что ожидает получить, кроме дохода

К разработке анкеты необходимо отнестись внимательно. Нужно помнить, что некоторые вопросы попросту запрещены УК РФ. Нельзя требовать от кандидата ответа на то:

  • какой он национальности;
  • какую веру исповедует;
  • кто его родители;
  • насколько обеспечен материально.

Работодатель не может заставить претендента заполнить предлагаемую форму, если тот отказывается.

Важно! Нежелание кандидата ответить на вопросы анкеты не выступает основанием отказа в приеме на работу.

Вопрос 1. Работник предоставил при собеседовании ложную информацию. Имеет ли наниматель право уволить его, ссылаясь на эту причину?

Ответ. Если сотрудник при приеме на работу представил подложные документы, у нанимателя имеется право на его увольнение (п. 11 Ст. 81 ТК).

Вопрос 2. Обязательно ли проходить стажировку водителю автобуса, и кем она организуется?

Ответ. Стажировка обязательна тогда, когда человек ранее не работал на аналогичной должности, длительное время не применял свои практические навыки, прошел переподготовку. Организует ее прохождение работодатель. Требования и порядок стажировки регламентируются внутренним документом компании.

Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.

Частые ошибки:

  1. Прием на работу без предварительного медосмотра. Соблазн сэкономить средства появляется у работодателя, когда будущий сотрудник предоставил медсправку, подтверждающую допуск кандидата к управлению транспортными средствами. Однако такой документ не может исключить прохождение осмотра в клинике. В ТК он предусмотрен, как обязательный.
  2. Кандидата не ознакомили под роспись с локальными нормативными документами (ЛНД), которые действуют в компании. В ЛНД могут содержаться дополнительные требования к водителю, обязанности и права, которые подробно не отображены в подписанном соглашении. Но ссылки на них в трудовом договоре имеются. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций возможно принятие решения не в пользу невиновного.

Для должности «водитель автобуса» предусмотрены классы (1, 2, 3). Обязан ли работодатель их присваивать и когда?

Ответ. Присваивать ли водителю классность и выплачивать ли соответствующую надбавку – решает работодатель. Ему следует учесть, что при установлении квалификации учитывается количество лет стажа работы сотрудника в конкретной организации. Класс повыше присваивают, если отработано непрерывно:

  • не менее 3 лет водителем 3-го класса 2-й класс;
  • минимум 2 года водителем 2-го класса 1-й класс.

При переходе на новое место работы классность аннулируется. Но наниматель вправе подтвердить ее, издав соответствующий приказ.

Руководитель отдела управления персоналом Макеева Н. Л.

Труд наемных водителей автобусов используется немалым количеством работодателей. Поэтому так важно владеть информацией об особенностях приема на работу данной категории сотрудников.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Работа водитель на спецтехнику в москве: 70 вакансий

Кроме того, принимая на работу водителя пассажирского транспорта автобуса, троллейбуса или трамвая необходимо помнить, что в этом случае возрастной порог повышается до 21 года.

14 июня 2016 года вступят в силу профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287).

Требования установят необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.
Необходимый уровень знаний и умений работников будет достигаться посредством прохождения обучения в образовательных организациях по соответствующим программам.

Особенности труда водителей

Подробнее о приёме на работу читайте здесь: Порядок проведения обследований, частота медосмотров для водителей автомобилей разных категорий и перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г.

№ 302н Медосмотр при приеме на работу водителя в 2016 году может проводить только учреждение, располагающее соответствующей лицензией, а оплачивать его услуги обязан работодатель, выдавший соискателю направление, но никак не работник из своих личных средств.

Соискателю, который отказывается проходить медосмотр, придется отказать в трудоустройстве (ст.76 ТК РФ).

Медосмотры, пробки и другие сложности в работе с водителями: расскажем, как избежать Медицинская справка при приеме на работу водителя По результатам обследования составляется медицинское заключение в двух экземплярах: один передается работодателю, второй остается в медицинском учреждении и подшивается к амбулаторной карте пациента.

Заверенная медицинская справка при приеме на работу водителя в 2016 году дает право на фактический допуск к работе, причем если трудовой договор можно заключить в течение трех первых рабочих дней, то предварительный медосмотр однозначно должен предшествовать принятию окончательного решения о трудоустройстве.

Работодатели, принимающие на работу водителей любого наземного транспорта, должны руководствоваться новыми правилами профессионального отбора и обучения персонала. Новый порядок, разработанный Минтрансом России, начнет действовать 12 августа 2016 года Минтранс России приказом от 11.03.

2016 N 59 утвердил Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Документ вступает в силу 12 августа и его требования распространяются на все, без исключения, организации и индивидуальных предпринимателей, которые нанимают на работу граждан, непосредственно связанных с движением транспортных средств.

Принимая совместителя на должность водителя, следует поинтересоваться обязанностями, которые он выполняет на другом месте работы. Ст. 329 ТК РФ содержит категорический запрет на совместительство двух и более должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами.

Водитель может трудиться по совместительству только при условии, что не выполняет аналогичную трудовую функцию у другого работодателя.

Полезно знать: заключаем трудовой договор с водителем-иностранцем Медосмотр при приеме на работу водителя Водители относятся к категории работников, которых закон обязывает проходить предварительные (ч.2 ст.238 ТК РФ) и регулярные (ч.1 ст.

213 ТК РФ) медицинские осмотры для подтверждения профпригодности. Если медкомиссия выявляет противопоказания или ограничения к водительской деятельности, работодатель не имеет права принимать такого сотрудника на должность водителя.

Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального об

Какие работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны проходить профессиональный отбор и профессиональное обучение?

Что включает в себя профессиональный отбор работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств?

Как оформляются результаты профессионального отбора?

Что включает в себя профессиональное обучение работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств?

Как оформляются результаты прохождения профессионального обучения?

Как осуществляется допуск к самостоятельной работе?

Автомобильный транспорт — источник повышенной опасности, его владельцы несут юридическую ответственность даже при отсутствии вины в совершенном правонарушении.

Работники, непосредственно управляющие транспортными средствами или управляющие движением транспортных средств, ответственны за жизнь и здоровье многих людей.

Поэтому трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

Цель этих требований — свести к минимуму возможность причинения ущерба лицам, пользующимся транспортными средствами, иным лицам и окружающей среде.

Важно!

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16.

Требования к порядку прохождения профессионального отбора и профессиональному обучению работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

В системе обеспечения безопасности движения надежность водителя играет существенную и основную роль — 70 % ДТП происходит по вине водителей автомобилей. Поэтому повышение профессиональной надежности водителей — одно из важнейших направлений деятельности по профилактике и снижению уровня аварийности на автомобильном транспорте.

Надежность водителя рассматривается как его способность действовать в соответствии с определенными требованиями профессии как в обычных, так и в критических ситуациях в течение определенного промежутка времени. В конечном итоге надежность водителя включает:

  • профессиональную пригодность, в которую входит состояние здоровья, психологические и личностные качества;
  • профессиональную подготовленность (уровень профессиональных знаний и навыков) и опыт вождения;
  • высокую работоспособность и степень утомления;
  • состояние организма, обусловленное приемом лекарственных и наркотических препаратов, алкоголя.

Юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

К сведению

Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 328 ТК РФ, работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Работник, принимаемый на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, также в соответствии со ст. 23 Федерального закона о БДД, ст. 69, 213 и 328 ТК РФ, обязаны при приеме на работу проходить обязательные медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования.

Обратите внимание!

Статья 328 ТК РФ с учетом абз. 10 ст. 2 Федерального закона о БДД устанавливает требования ко всем работникам, принимаемым на работу, связанную с управлением служебными, в том числе арендованными, транспортными средствами в служебных целях, а не только тех работников, которые принимаются на работу по профессии «Водитель» или иным профессиям, указанным в Перечне профессий и должностей.

Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения определен Порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Данный Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — профотбор, транспортные средства), и их профессионального обучения (далее — профобучение), распространяется на юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) (далее — работодатели), осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Работники, которые принимаются на работу к работодателям (далее — водители), осуществляющим перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соответствовать требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, если иное не установлено законодательством РФ, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.

При проведении профотбора водителей рекомендуется использовать МР 2.2.

0085-14 — содержат сведения по вредным факторам, которые рекомендуется включать в список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, а также различные типы психофизиологических тестов, которые позволят на ранних стадиях собеседования выявить у водителей склонность к психическим расстройствам, которые могут оказать влияние на уровень профессиональных рисков.

При проведении профессионального обучения (стажировки) водителей также можно руководствоваться РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Данный Руководящий документ не обязателен для применения, так как не является нормативно-правовым актом, и может применяться в части не противоречащем законодательству.

Мы рекомендуем

Работодателю стоит разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок проведения профотбора и профобучения водителей в организации, который должен быть интегрирован с системой управления охраной труда, а также с системой управления безопасностью дорожного движения (при наличии).

Порядок прохождения профессионального отбора водителей

Профессиональный отбор — это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Цель профессионального отбора водителей — привлечь к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством РФ.

У работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, трудовые функции которых непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, должны быть в наличии права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.

Соответствие работников требованиям к стажу (опыту) работы, установленным квалификационными требованиями, подтверждается трудовой книжкой или иными документами в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Работники должны представить следующие документы: водительские права, трудовую книжку, свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика и др. Если документы соответствуют установленным требованиям, работодатель проводит собеседование с такими работниками.

Цель собеседования — подтвердить соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям квалификационными требованиями.

Собеседование проводится в устной форме.

Результаты собеседования заносятся в листы собеседования (п. 11 Порядка прохождения профотбора), которые должны храниться не менее пяти лет. Порядок хранения листов собеседования устанавливается работодателем.

Пример Листа собеседования для кандидатов в водители,

принимаемых в организацию, осуществляющую деятельность

по перевозке грузов неспециализированными автотранспортными средствами (грузовыми автомобилями)

Обратите внимание!

Требования к квалификации, перечень вопросов для оценки знаний должны соответствовать квалификационным требованиям в зависимости от вида перевозок (перевозка людей, перевозка опасных грузов, перевозка в международном сообщении и т.д.) и типа управляемого транспортного средства.