Учет иностранных граждан

Содержание

Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания в Санкт-Петербурге

А) Во всех случаях

  1. Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Распечатать бланк уведомления заявитель может с сайта https://78.мвд.рф/ms.
  2. Документ, удостоверяющий личность лица, подающего уведомление о прибытии.

    В случае если принимающей стороной является постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин, дополнительно предоставляется вид на жительство.

    В случае, если собственником жилого помещения, заявленного местом пребывания иностранного гражданина, является несовершеннолетний дополнительно предоставляется документ, подтверждающий полномочия законного представителя несовершеннолетнего гражданина, от имени которого подается уведомление (свидетельство о рождении, акт органов опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства).

    В случае, если принимающей стороной является организация, дополнительно предоставляется документ, подтверждающий полномочия лица, подающего уведомление (доверенность, приказ о назначении и др.).

  3. Заявление в произвольной форме об изменении сведений об иностранном гражданине — в случае изменения персональных данных иностранного гражданина или сроков его пребывания в Российской Федерации. Заявление адресуется на имя начальника отдела (отделения) по вопросам миграции У(О)МВД по району г. Санкт‑Петербурга.
  4. Копия отрывной части предыдущего уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания — в случае, если с момента въезда в РФ иностранный гражданин уже был поставлен на миграционный учет.

Б) Перечень документов, представляемых иностранным гражданином

  1. Копия миграционной карты иностранного гражданина, прибывшего в РФ в визовом или безвизовом порядке (кроме граждан Республики Беларусь вне зависимости от срока пребывания в РФ, а также граждан государств — участников ЕврАзЭС (Армения, Казахстан, Киргизия) прибывших на срок до 30 календарных дней при предъявлении документа, удостоверяющего личность, содержащего отметку о въезде в Российскую Федерацию, постоянно или временно проживающих иностранных граждан (т.е. имеющих РВП или ВНЖ)), в том числе на каждого несовершеннолетнего иностранного гражданина, прибывшего по паспорту (вписанным) одного из законных представителей.

    В случае продления срока пребывания в РФ органом миграционного учета — копия лицевой и оборотной стороны со штампом органа миграционного учета о продлении срока пребывания в РФ.

  2. Копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение.
  3. Копия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, а для членов его семьи — копия акта гражданского состояния, подтверждающего родство (свидетельства о браке или свидетельства о рождении), — при обращении высококвалифицированных специалистов, выступающих в качестве принимающей стороны для членов своей семьи. Документы, выполненные на иностранном языке, без дублирования в них записей на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть нотариально засвидетельствована в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В) Перечень документов, представляемых принимающей стороной

Постоянно или временно проживающие в РФ (имеющие вид на жительство (ВНЖ) или разрешение на временное проживание (РВП)) и не зарегистрированные по месту жительства в Санкт‑Петербурге дополнительно предоставляют:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность:
    • иностранного гражданина;
    • лица без гражданства (при наличии).
  2. Принимающей стороной в обязательном порядке предоставляются копии всех заполненных страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (непредставление копий всех заполненных страниц влечет невнесение информации об иностранном гражданине в государственную информационную систему миграционного учета), И
  3. Копия вида на жительство (ВНЖ) — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства (ВНЖ, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность), ИЛИ
  4. Копия разрешения на временное пребывание (РВП), оформленного в виде:
  • отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • заверенной печатью МВД отметки на отдельном листе;
  • в виде документа, выданного лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Имеющие свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу дополнительно предоставляют:

  1. Копия свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу.
  2. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, при наличии (принимающей стороной могут быть представлены копии всех страниц или копии всех заполненных страниц).
  3. Копия миграционной карты иностранного гражданина.

Признанные беженцами либо являющиеся лицами, которым предоставлено временное убежище на территории РФ дополнительно предоставляют:

  1. Копия удостоверения беженца или копия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ (принимающей стороной могут быть представлены копии всех страниц или копии всех заполненных страниц).
  2. Копия миграционной карты иностранного гражданина.

Временно пребывающие в РФ в визовом порядке дополнительно предоставляют:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (принимающей стороной могут быть представлены копии всех страниц или копии только заполненных страниц).
  2. Копия миграционной карты иностранного гражданина, в том числе на каждого несовершеннолетнего иностранного гражданина, прибывшего по паспорту законного представителя (вписанным в паспорт законного представителя).

Временно пребывающие в РФ в безвизовом порядке дополнительно предоставляют:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (принимающей стороной могут быть представлены копии всех страниц или копии всех заполненных страниц, и страниц, имеющих отметки пограничных органов).
  2. Копия миграционной карты иностранного гражданина (кроме граждан Республики Беларусь вне зависимости от срока пребывания в РФ, а также граждан государств — участников ЕАЭС (Армения, Казахстан, Киргизия), прибывших на срок до 30 суток при предъявлении документа, удостоверяющего личность, содержащего отметку о въезде в Российскую Федерацию), в том числе на каждого несовершеннолетнего иностранного гражданина, прибывшего по паспорту законного представителя (вписанным в паспорт законного представителя)).

    В случае продления срока пребывания в РФ органом миграционного учета — копия лицевой и оборотной стороны со штампом органа миграционного учета о продлении срока пребывания в РФ, в том числе с отметкой о принятии заявления у иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на временное проживание.

  3. В случае обращения за постановкой на миграционный учет граждан Украины, проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, на срок более 90 суток (представляется один из документов):
    • копия паспорта гражданина Донецкой или Луганской Народных Республик (ДНР и ЛНР);
    • копия иностранного паспорта гражданина Украины с отметкой о регистрации на территориях, подконтрольных ДНР или ЛНР;
    • копия национального заграничного паспорта гражданина Украины с приобщением копии документа, выданного компетентными органами ДНР или ЛНР, подтверждающего факт постоянного проживания на территории Донецкой или Луганской Народных Республик.

Высококвалифицированные специалисты, прибывающие в безвизовом порядке, и члены их семей дополнительно предоставляют:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (принимающей стороной могут быть представлены копии всех страниц или копии всех заполненных страниц, и страниц, имеющих отметки пограничных органов).
  2. Копия миграционной карты иностранного гражданина (кроме граждан Республики Беларусь вне зависимости от срока пребывания в РФ, а также граждан государств — участников ЕврАзЭС (Армения, Казахстан, Киргизия) прибывших на срок до 30 суток при предъявлении документа, удостоверяющего личность, содержащего отметку о въезде в Российскую Федерацию).
  3. Копия разрешения на работу высококвалифицированного специалиста, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке.
  4. Копии документов, подтверждающих родство — свидетельства о рождении, свидетельства о браке, в случае если иностранные граждане являются членами семьи высококвалифицированного специалиста.
  5. Документы, выполненные на иностранном языке, без дублирования в них записей на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть нотариально засвидетельствована в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Несовершеннолетние иностранные граждане, родившиеся на территории Российской Федерации дополнительно предоставляют:

  1. Копия свидетельства о рождении, выданного в Российской Федерации.
  2. Копия отрывной части уведомления о прибытии законного представителя несовершеннолетнего иностранного гражданина.

Иностранный гражданин — трудящийся государства‑члена Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) или член его семьи дополнительно предоставляют:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (принимающей стороной могут быть представлены копии всех страниц или копии всех заполненных страниц).
  2. Копия миграционной карты иностранного гражданина (кроме граждан Республики Беларусь вне зависимости от срока пребывания в РФ).
  3. Копия трудового или гражданско‑правового договора, заключенного трудящимся государства‑члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации.
  4. Копии документов, подтверждающих родство (свидетельства о рождении, свидетельства о браке) — в случае, если иностранные граждане являются членами семьи трудящегося государства‑члена ЕАЭС.

Дополнительные документы, подтверждающие правовые основания постановки на миграционный учет иностранного гражданина по адресу, указанному в уведомлении:

  1. Для юридических лиц:
    • при постановке иностранных граждан на миграционный учет по адресу организации юридическое лицо вправе не приобщать к уведомлению о прибытии копию документа, подтверждающего право владения жилым или иным помещением, адрес которого указан в уведомлении;
    • постановка на учет НЕ по юридическому адресу юридического лица — копия свидетельства о праве собственности на жилое или иное помещение, или выписка из ЕГРН, копия договора аренды, субаренды, других документов, подтверждающих право юридического лица на данное помещение. Постановка на учет осуществляется на срок, не превышающий срок действия договора аренды, субаренды (кроме договоров, предусматривающих пролонгацию, и договоров, заключенных на неопределенный срок).
  2. Для физических лиц:
  • постановка на учет по месту постоянной регистрации принимающей стороны (физического лица) — дополнительные документы не требуются;
  • постановка на учет не по месту постоянной регистрации принимающей стороны (физического лица) — копия свидетельства о праве собственности на жилое или иное помещение, или выписки из ЕГРН, копия договора, копия нотариально удостоверенной доверенности (с правом распоряжения помещением в части его передачи третьим лицам для проживания). Постановка на учет осуществляется на срок, не превышающий срок действия доверенности.

Основания для отказа в приеме документов:

  • нарушение установленных требований к форме и содержанию уведомления о прибытии, в том числе если текст уведомления о прибытии не поддается прочтению или в нем имеются исправления (в соответствии с п. 51.1 административного регламента);
  • отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено административным регламентом (в соответствии с п. 51.2 административного регламента);
  • истечение срока действия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, в отношении которого подается уведомление о прибытии (в соответствии с п. 51.3 административного регламента)

Уведомление о прибытии иностранного гражданина. Образец заполнения (приложение N 3 к приказу МВД России от 30.07.2019 N 514)

Ниже на странице представлен образец бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, действует в 2020 году.

В соответствии с Российским законодательством (Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг») каждый иностранный гражданин, пребывающий в РФ обязан зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания. Исключение составляют иностранцы, находящиеся на территории РФ менее 7 суток. В этом случае регистрация не требуется.
До 01.01.2018 административный регламент регистрации определялся приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287 «Уведомление о прибытии иностранного гражданина (в ред. приказа ФМС РФ от 15.08.2011 № 319), Приложение 1. С 01.01.2018 – он утратил силу. С 01.01.2018 административный регламент регистрации определялся приказом МВД России N 881 от 23.11.2017 г. (Приложение 1).
Внимание! С 28.10.2019 года и по настоящее время (т.е., в 2020 году) действует новый бланк уведомления, который утвержден приказом МВД России N 514 от 30.07.2019 г., приложение 3 к приказу.
Регистрация иностранца по месту пребывания производится территориальным подразделением МВД по вопросам миграции.

Внимание!

Срок, отведенный для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания (подачи уведомления о прибытии иностранного гражданина) – семь дней с момента прибытия.

Сроки постановки на миграционный учет граждан отдельных государств могут отличатся от стандартного (7 дней с момента прибытия):

  • для граждан Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана (эти страны входят в состав ЕАЭС) срок подачи уведомления о прибытии иностранного гражданина — 30 дней со дня прибытия, въезд возможен по внутренним паспортам без виз;
  • для граждан Таджикистана (кандидат в члены ЕАЭС) срок постановки на миграционный учет — 15 дней со дня прибытия, въезд по загранпаспортам паспортам без виз).
  • граждане Украины могут находиться в РФ без регистрации в течение 90 дней (если не планируется работа в Российской Федерации), въезд возможен по внутренним паспортам без виз. Если цель въезда – работа, то срок подачи уведомления о прибытии – 7 дней.

Если иностранный гражданин прибывает в пансионат, санаторий, гостиницу и т. п., то администрация учреждения, куда прибывает иностранец, должна в течение дня, следующего за днем прибытия, представить уведомление о прибытии в территориальное подразделение МВД по вопросам миграции для регистрации факта прибытия.

Для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания необходимо подать в местное подразделение МВД по вопросам миграции следующие документы:

  1. заполненный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина (приложение 3 к приказу МВД РФ);
  2. копии: паспорт приехавшего иностранца, его миграционная карточка;
  3. паспорт физ. лица принимающей стороны или паспорт ответственного лица принимающей организации.

Документы можно подать непосредственно в территориальное подразделение МВД по вопросам миграции или через МФЦ или направить по почте ценным письмом с описью вложения. При личном посещении МВД достаточно одного экземпляра уведомления. При отправке документа по почте необходимо два экземпляра (один экземпляр остается на Почте, другой разделяется по линии разреза и уведомление отправляется в МВД, а отрывная часть возвращается с отметкой Почты о приеме документа.
Если имеются документально подтвержденные уважительные причины, которые не позволяют принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина, то в этом случае иностранец должен сам представить в подразделение МВД по вопросам миграции уведомление о прибытии для регистрации по месту пребывания. В этом случае к ранее перечисленным документам добавляется документы, которые подтверждают уважительные причины, препятствующие принимающей стороне направить уведомление о прибытии самостоятельно.
При регистрации иностранного гражданина по месту пребывания госпошлина не уплачивается.

Бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (бланк временной регистрации иностранных граждан) в 2020 году

Бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина изменился в 2019 году. Приказ МВД России от 23.11.2017 г. N 881, утверждавший Административный регламент и формы миграционного учета, утратил силу с 28.10.2019 г. Для скачивания и для заполнения онлайн следует выбирать бланк уведомления 2020 года, утвержденный приказом МВД России от 30.07.2019 N 514, актуальный с 28 октября 2019 г.
Образец заполнения бланка уведомления, действующего в 2020 году, Вы можете посмотреть ниже на этой странице.
Скачать бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина 2020 г. в Word, Excel, PDF форматах Вы можете .
Бланк временной регистрации иностранных граждан по месту пребывания — стандартная форма, утвержденная приказом МВД России N 514 (приложение 3) и актуальная в 2020 году. Полное наименование бланка: «Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания».
Бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина заполняется принимающей стороной.
Принимающей стороной могут быть: гражданин Российской Федерации или лицо без гражданства, постоянно проживающие в РФ и имеющие собственное жилье, иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящийся к высококвалифицированным специалистам, и имеющий в собственности жилое помещение в РФ (по отношению к членам своей семьи), юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Особенности заполнения бланка регистрации иностранного гражданина по месту пребывания

Бланк уведомления может заполняться вручную разборчиво (требуемые начертания букв и цифр приводится в верхней части бланка) черной или темно-синей ручкой (помарки и исправления не допускаются) или на компьютере или онлайн на нашем сайте.
В бланк уведомления 2020 года вносятся следующие сведения:

  1. Ф.И.О. и паспортные данные иностранного гражданина и принимающей стороны;
  2. гражданство, дата рождения, пол иностранца;
  3. адрес пребывания;
  4. сроки пребывания в РФ;
  5. цель прибытия.

В новом бланке уведомления необходимо указать наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользоваться жилым или иным помещением.
Если принимающей стороной является организация, то указываются:

  • Ф.И.О. ответственного лица, который представляет организацию, его паспортные данные и адрес проживания;
  • Полное наименование организации, ИНН, адрес фактического нахождения.

Принимающая сторона подтверждает согласие на временную регистрацию иностранного гражданина подписью на обороте бланка. Организация скрепляет подпись печатью (при наличии).
в формате PDF.
«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг» в формате PDF.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства1 в Российской Федерации — государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и об их перемещениях, осуществляемая, в том числе в целях выработки и реализации государственной политики в сфере миграции, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции. Миграционный учет носит уведомительный характер.

Обязанность по постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания возлагается на принимающую сторону.

Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (имеющие вид на жительства), а также юридические лица, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18 июня 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»2. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи3 могут выступать также иностранные граждане, относящиеся к высококвалифицированным специалистам4 и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.

В отдельных случаях обязанность по постановке на учет по месту пребывания возлагается на самого иностранного гражданина.

К таким случаям относятся пребывание иностранного гражданина в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности. Кроме того, иностранному гражданину необходимо самостоятельно уведомить подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (например: болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии в место пребывания в орган миграционного учета.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (иностранный гражданин, имеющий вид на жительство) вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания непосредственно соответствующее подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России с письменного согласия принимающей стороны.

Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.

Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту5 (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания6 и в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания представляет указанный бланк, копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и его миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) в территориальный орган МВД России непосредственно либо направляет по почте, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг7.

Непредставление миграционной карты с Уведомлением не является основанием для отказа в постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Территориальный орган МВД России либо организация почтовой связи, либо МФЦ, получившие от принимающей стороны заполненное Уведомление и указанные выше копии документов, проставляют в Уведомлении отметку о его приеме и возвращают отрывную часть Уведомления принимающей стороне.

Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет.

8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2018 года N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»8.

В соответствии с внесенными изменениями в качестве места пребывания сохраняются жилое помещение, не являющееся местом жительства, и иное помещение9, а также введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этом помещении (регулярного использования для сна и отдыха).

В силу внесенных изменений физическое или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина в случае представления в соответствии с законодательством Российской Федерации данному иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического проживания. Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина в данном случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного помещения.

В том числе в качестве принимающей стороны могут выступать физические и юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое в свою очередь предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора (аренды, найма, безвозмездного найма и т.д., если условиями договора предусмотрена возможность представления данного помещения третьим лицам.

В качестве принимающей стороны образовательная организация может выступить исключительно в случае фактического проживания иностранного гражданина в помещении (общежитии), принадлежащем ВУЗу, либо непосредственно в помещении ВУЗа.

Иностранный студент, проживающий в период обучения в съемном жилом помещении, подлежит постановке на учет по адресу этого жилого помещения. Принимающей стороной для данного иностранного студента будет являться лицо, предоставившее ему это жилое помещение, и на которое возлагается обязанность по предоставлению необходимых документов для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания.

В случае, если адрес образовательной организации совпадает с адресом жилого или иного помещения, предоставленного в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранному гражданину для фактического проживания, то он подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу данного помещения.

В отношении иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях и поставленных на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона N 163-ФЗ, не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 121 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. N 859, иностранному гражданину, въехавшему в Российскую Федерацию для обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обыкновенная учебная виза продлевается подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ обязанность по предоставлению в территориальный орган МВД России документов, необходимых для продления срока временного пребывания иностранных студентов, возложена на образовательную организацию.

Образовательная организация обязана обратиться с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, обучающегося в ней, не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.

В ходатайстве, помимо основания для продления срока временного пребывания (реквизиты приказа о зачислении, переводе, отчислении либо договора об обучении), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

— фамилия, имя, отчество (при наличии);

— дата рождения;

— гражданство (подданство) (при наличии);

— наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

— адрес места пребывания.

В ходатайстве также указываются полное наименование и адрес места нахождения образовательной организации, а также предполагаемый срок временного пребывания, (но не более тридцати календарных дней с даты отчисления иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения).

Одновременно с ходатайством представляются:

— документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и его копия (все страницы);

— миграционная карта (при наличии) и ее копия;

— документ, подтверждающий поступление в образовательную организацию либо перевод иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе другого уровня, либо документ, подтверждающий перевод иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, либо документ, подтверждающий отчисление из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и их копии.

После принятие решения о продлении срока временного пребывания иностранный гражданин может быть поставлен на учет по месту пребывания вплоть до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Обращаем внимание, что должностные лица образовательной организации должны принять исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации, продления срока временного пребывания.

Для сведения сообщается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации освобождены от постановки на учет по месту пребывания: граждане Украины и граждане Республики Беларусь — в течение 90 дней, граждане Республики Армения, Республики Казахстан и Киргизской Республики — 30 дней, граждане Республики Таджикистан — 15 дней с даты пересечения Государственной границы Российской Федерации. Граждане государства-члена Евразийского экономического союза, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию российской Федерации (в том числе для занятия преподавательской деятельностью) и члены семей освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течении 30 суток с даты въезда.

1 Далее — «иностранные граждане», если не оговорено иное.

2 Далее — «Федеральный закон».

3 В соответствии с пунктом 1.1 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. Далее — «Федеральный закон N 115-ФЗ».

4 Высококвалифицированный специалист — иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

5 В соответствии с международными договорами Российской Федерации миграционная карта не заполняется при въезде на территорию Российской Федерации иностранными гражданами, указанными в пункте 2 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца (заключено в г. Москве 5 октября 2004 года). Кроме того, освобождаются от использования миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию граждане государств — членов Евразийского экономического союза, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда.

6 Далее — «Уведомление».

7 Далее — «МФЦ».

8 Далее — «Федеральный закон N 163-ФЗ».

9 В случаях, установленных Федеральным законом.

Миграционный учет иностранных граждан

Каждый приезжающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин должен пройти процедуру постановки на учет в органах УФМС. Уведомление, которое заполняет принимающая сторона, служит основанием для регистрации в миграционных органах.

Принимающая сторона так же должна предоставить иностранцу помещение для проживания. Уведомление о прибытии представляет собой бланк, состоящий из двух частей, одна остается на руках у иностранца, а вторая направляется в ФМС. Миграционные органы принимающая сторона обязана уведомить о прибытии иностранного гражданина в течение 7 дней.

Кто может быть принимающей стороной?

  1. организации, оказывающие гостиничные услуги или санаторно-курортное лечение: гостиницы, хостелы, отели, санатории. Администрация учреждения подает уведомление в течении суток в миграционные органы;
  2. физическое лицо, имеющее гражданство Российской Федерации. Если гражданство другой страны, то лицо должно проживать на территории РФ постоянно;
  3. юридическое лицо или его филиал;
  4. квалифицированный специалист, имеющий собственное жилье и только в том случае, если иностранец его родственник.

Уведомление о прибытии должно быть заполнено: на русском языке, разборчиво, без ошибок, сокращений и аббревиатур.
В случае, если физическое лицо является принимающей стороной, то на обратной стороне бланка должна стоять его подпись, обозначающая его согласие на использование его жилой площади. Если юридическое лицо, то на обратной стороне ставится еще и печать помимо подписи руководителя организации.

Документы, необходимые для постановки на учет

  1. копия документа, удостоверяющего личность гражданина, с отметкой о пересечении границы;
  2. уведомление о прибытии;
  3. ксерокопия визы, если гражданин въехал в визовом порядке;
  4. паспорт гражданина, выступающего принимающей стороной.

Если принимающая сторона не смогла в установленный срок отправить уведомление о прибытии в ФМС и на это имеются уважительные причины, их должен предоставить в миграционные органы сам иностранец.

Когда у иностранного гражданина есть собственное жилье, он может указать его в качестве места постоянного пребывания. Для этого вместе со всем комплектом документов нужно представить в миграционные органы:

  • документ о праве на собственность;
  • документы, которые подтверждают родство, в случае, если принимающей стороной является высококвалифицированный специалист.

Справка Иностранный гражданин, который не планирует свое нахождение на территории страны более 7 дней, может не вставать на миграционный учет.

Периодически все предприятия обновляют кадровый состав и сталкиваются с ситуацией, когда предстоит оформить трудовые отношения с иностранцем. Специалисты по кадрам иногда (вернее часто) сомневаются в подлинности документов иностранных граждан, которые стремятся получить ту или иную должность.

Опытный специалист по работе с персоналом при наличии желания сможет отказать в приме на работу при любом подозрении на поддельные документы. Но на hr-специалиста, то есть кадровика, могут давить начальники цехов, отделов, другие управленцы среднего звена, требуя принять иностранного работника поскорее.

В результате у специалиста по кадрам возникает справедливый вопрос:

А должен ли он проверять подлинность бумаг иностранца.

Не наличия, а именно подлинности документов?

А поскольку все сводится к деньгам, то честно вопрос звучит так:

Грозит ли кадровику или предприятию большой денежный штраф за поддельные документы иностранца?

      • Что говорит закон?
      • Обзор судебных решений по поддельному патенту
      • Обзор судебных решений по поддельному паспорту
      • Какие документы нужно проверять?
      • Документы о законном пребывании
      • Патент на работу
      • Проверка патента через сайт МВД
      • Документы кандидата-иностранца из ЕАЭС
      • Выводы

Обязанность проверять документы иностранца в законе

Что говорит закон по вопросу проверки подлинности документов иностранца?

Законодательством РФ обязанность проверки подлинности бумаг не предусмотрена.

Трудовой кодекс РФ, ФЗ о правовом положении иностранцев №115-ФЗ не содержат никаких норм, обязывающих работодателя самостоятельно устанавливать этот вопрос.

Это же признано Министерством труда.

Но правоприменительная практика такова, что даже при отсутствии обязанности изучать документы на предмет подлинности, работодатель может быть и будет наказан.

Заместитель директора Департамента разъясняет в письме на вопрос коммерческой компании об обязанности проведения проверки подлинности иностранных документов, что ответственность не установлена, но вы ее все равно будете нести, если примете иностранца с недействительными документами. Здесь же он приводит ссылку на решение Ленинградского облсуда.

Обзор судебных решений по поддельному патенту

Если работник предоставил поддельный патент, то работодателю сложно защитить себя в суде, несмотря на отсутствие прямой обязанности по проверке подлинности разрешений, патентов. Предприятиям-нарушителям назначают административные штрафы на космические суммы.

Вот судебные решения апелляционных инстанций не в пользу работодателей:

Во всех вышеперечисленных процессах юристы предприятий ссылались на то, что работники сами предоставили поддельные документы, дающие им право на работу. Судебные органы отклоняют этот довод как несостоятельный, сообщая об упущенной возможности проверки подлинности патента на веб-ресурсе миграционной службы.

При этом суд не принимает к сведению, что сайт работает со сбоями, а 30% случаев информацию вообще не предоставляет.

От судей поступает и предложение о направлении запроса в УВМ о подлинности патента.

Но на рассмотрение обращений подобного рода отведен 1 месяц, плюс время на работу почты.

Если строительные организации по каждому кандидату будут направлять запросы в Управление по Вопросам Миграции, то количество обманутых дольщиков может увеличится.

Фактически, суды возлагают на работодателей обязанность аналогичную должной осмотрительности при выборе контрагента из числа юридических лиц. Только уже при выборе работников-иностранцев.

Но вот только понятие должной осмотрительности закреплено в законодательстве

Обзор судебных решений по поддельному паспорту

Уже имеется судебный прецедент по привлечению к ответственности фирмы, принявшей иностранца на работу по поддельному паспорту.

При проверке предприятия выявлен гражданин Узбекистана с фальшивым паспортом гражданина Киргизии. А у граждан ЕАЭС паспорт и является разрешительным документом.

Фабула дела такова:

гражданин Узбекистана оштрафован и выдворен из страны в еще 2015 году. Сменив фамилию и национальность (!!!), он 2 года живет в России по паспорту гражданина Киргизии, который купил на рынке Юнона за 100 долларов.

Сведений о его поисках для депортации сотрудниками миграционной службы не имеется. По «липовому» паспорту работник трудоустраивается, факт поддельного паспорта всплывает на работе, за ним на рабочее место приезжает полиция. Сотрудникам полиции он также представляется гражданином Киргизии (хотя по факту так и остался гражданином Узбекистана). В итоге личность его даже сотрудники полиции смогли установить только путем дактилоскопирования.

После административного расследования работодателя наказывают штрафом в максимальном размере почти миллион!!

Вопрос вины работников предприятия особо и не выяснялся.

Что интересно, за заведомо поддельный документ, иностранец к административной или уголовной ответственности привлечен не был.

Как могли кадровики выявить подделку паспорта? Не могли никак.

Позволяет ли веб-ресурс МВД узнать о подлинности иностранного документа, например, казахского, армянского, киргизского? Не позволяет.

Имелся ли умысел на привлечение нелегального работника? Нет.

Фактически работник приступил к выполнению трудовых обязанностей? Фактически трудился.

Заплатите миллион штрафа!

Какие документы нужно проверять

Задача hr-специалиста — выяснить при приеме иностранца 2 вопроса:

  • законность нахождения на территории РФ;
  • законного права на работу или оказание услуг по договору гражданско-правового характера.

В РФ разрешено работать безвизовым иностранцам, которых делят на группы:

  • граждане стран ЕАЭС — трудовые отношения оформляются без патента по трудовому договору;
  • граждане Украины, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Азербайджана — по патенту.

Документы о законном пребывании

Документы о законности пребывания в России для обеих категорий иностранных граждан идентичны:

  • паспорт

Особое внимание дате последнего въезда – если с даты последнего въезда прошло более 2 лет, иностранец является нелегалом;

  • миграционная карта

В миграционной карте 2 важных поля:

  1. цель въезда,
  2. дата пересечения границы.

Для работы по ТД или ГПД должна быть указана цель «работа», а дата въезда должна совпадать с печатью в паспорте.

  • миграционный учет

— не всегда и не всем нужен, но хорошо, когда он имеется особенно при пребывании иностранца в РФ более 1 месяца.

Если компания предоставляет жилье работнику, то на миграционный учет должна поставить сама.

Сведения, указанные в паспорте, должны совпадать с информацией, отраженной в миграционной карте.

Наличие патента и оплата пошлины за патент

Граждане Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Азербайджана должны работать по патенту. Минимальный период платежа за патент — 1 мес., оплата подтверждается квитанциями.

Просмотрите внимательно даты авансовых платежей. При наличии нарушений сроков оплаты патента на работу, такой патент считается недействительным.

Проверка патента через сайт МВД

Любой работодатель знает про сервис проверки патента на работу через сайт МВД России – сервисы.гувм.мвд.рф.

Единственный и очень небольшой плюс, можно проверить факт выдачи патента.

Сервис запущен еще в 2011 году, во времена ФМС.

Но как в 2011, так и в 2019 сервис работает не очень качественно.

Выданные патенты появляются в этой базе с очень большой задержкой. Иногда до нескольких недель с даты выдачи патента. Официальной информацией запрос с сайта не признается.

Минусы:

  • не проверить оплачивает ли этот патента работник-иностранец,
  • не проверить подлинность миграционной карты и миграционного учета,
  • не проверить документы работников из стран ЕАЭС.

Какие документы предоставляют соискатели из государств ЕАЭС?

Соискатели из дружественных к России стран, входящих в ЕАЭС, приравниваются к россиянам в трудовых правах, и от них не требуется предоставление разрешительных документов. Им достаточно предъявить паспорт гражданина одной из этих стран.

Проверяется только законность нахождения на территории РФ. Если все в порядке, можно оформлять трудовые отношения договором и сразу допускать к работе, направив уведомление о заключении ТД.

Но не забывайте судебный прецедент с паспортом Киргизии.

Резюме:

Совет:

Если в Вашей компании большой штат, большая текучка кадров, проводите миграционный аудит минимум один раз в 3 месяца.

Проверяйте полноту и достоверность представленных иностранными работниками документов.

В случае отсутствия в штате специалистов, можете заказать миграционный аудит в нашей компании.

Если эта статья была для вас полезна, поделитесь с друзьями.

Также вы можете подписаться на наши новости в социальных сетях — Миграционный Адвокат.

Поделиться с коллегами:

Если вы принимаете мигрантов на работу в свой штат и являетесь их официальным работодателем, то, соответственно, оформлением и ведением учета сотрудников будут заниматься специалисты вашей компании.
Однако очень многие работодатели и специалисты сталкиваются с огромным количеством проблем и сложностей при самостоятельном оформлении мигрантов себе в штат и последующим ведением учета иностранных граждан.
Трудности эти связаны, прежде всего, со сложной спецификой строгого и постоянно меняющегося миграционного законодательства, за которым несчастным работодателям и их специалистам приходится тщательно следить во избежание нарушений, серьезных штрафов, приостановки деятельности организации или депортации работников.
Важно понимать, что при трудоустройстве иностранных рабочих себе в штат, отвечать за ошибки в их оформлении и ведении кадрового, налогового и миграционного учета иностранцев будет именно ваша организация, поскольку она несет юридическую ответственность в качестве официального работодателя иностранцев.
Поэтому, чтобы помочь работодателям мигрантов избежать проблем с законом и представителями госорганов, кадровое агентство «ЗаШтатом» разработало инструкцию по оформлению мигрантов на работу, которая позволит пошагово проверить, насколько правильно настроена процедура трудоустройства мигрантов в вашей организации.

Проверьте своего кадровика: инструкция по работе с мигрантами при приеме на работу

На что же необходимо обратить внимание, чтобы проверить правильно ли ваши кадровые специалисты оформили иностранных сотрудников на работу?

  1. Во-первых, ваша организация, для того чтобы иметь право принять иностранца на работу, должна встать на учет в МВД и получить аккредитацию в качестве работодателя мигрантов.
  2. Далее ваш кадровый специалист должен правильно определить статус иностранного гражданина, гражданство и его режим пребывания в РФ.
  3. В зависимости от гражданства и статуса для легальной работы на территории РФ иностранный гражданин должен иметь на руках определенный пакет документов, а ваши кадровые специалисты должны тщательно отслеживать сроки действия этих документов и своевременно реагировать, в случае если истекает срок действия того или иного документа.

Таким образом, необходимо проверить у иностранца наличие и сроки действия следующих документов:
Для оформления иностранных граждан из стран с безвизовым режимом

  • Ксерокопия загранпаспорта
  • Миграционная карта
  • Регистрация
  • СНИЛС
  • Патент
  • ИНН
  • Чеки об оплате патента
  • Полис ДМС

Для оформления граждан Армении, Киргизии и Казахстана

  • Ксерокопия загранпаспорта
  • Полис ДМС или ОМС
  • Регистрация
  • СНИЛС
  • ИНН
  • Миграционная карта с отметкой «работа»

Для оформления граждан Беларуси

  • СНИЛС
  • Полис ОМС
  • ИНН
  • Военный билет или приписное свидетельство
  • Прописка или регистрация
  • Ксерокопия паспорта
  • Полис ОМС

Для оформления граждан из стран с визовым режимом

  • Ксерокопия загранпаспорта
  • Миграционная карта
  • Регистрация
  • Разрешение на работу, ВНЖ
  • ИНН
  • СНИЛС
  • Медицина
  • Полис ДМС
  • Аттестат или иной документ об образовании

4. Если с документами все в порядке, нужно составить и подписать с мигрантом трудовой договор и другие внутрикорпоративные документы: приказы о приеме на работу, инструкции по технике безопасности, личные карточки и т.д.
5. После подписания трудового договора нужно оперативно поставить иностранного работника на миграционный учет по адресу работодателя – на это отведено лишь 7 дней.
6.Также после подписания трудового договора обязательно нужно уведомить ГУВМ МВД о приеме иностранного гражданина на работу – на это отведено всего 3 дня.
Нарушение сроков регистрации или уведомления, так же как и неуведомление, приведет вашу организацию к штрафам до 1 000 000 рублей за каждого сотрудника с возможной приостановкой деятельности компании.
Таким образом, заканчивается сложная и утомительная процедура приема мигрантов на работу в штат, после чего и начинается еще более запутанное и сложное ведение кадрового, налогового и миграционного учета иностранных сотрудников.

Проверьте своего кадровика: инструкция по ведению учета мигрантов

После оформления мигрантов в штат объем работы кадровых специалистов увеличивается втрое!
Во-первых, кадровые работники вашей компании должны ежемесячно отслеживать оплату патента на работу иностранными сотрудниками и проверять у них наличие подтверждающих чеков.
Важно! Если работник просрочит оплату патента хотя бы на день, его патент тут же автоматически аннулируется, и мигрант станет нелегалом. Ему придется выезжать из страны и заново оформлять патент.
2. После получения каждого нового чека об оплате патента у ваших специалистов есть всего три дня, чтобы продлить миграционный учет иностранным сотрудникам по адресу юридического лица работодателя. За нарушение регламентированных сроков компания рискует получить крупный штраф до 500 000 рублей.
3. Помимо этого, крайне важно, чтобы специалисты вашей организации вовремя и в полном объеме отчисляли за мигрантов налоги и взносы (НДФЛ 13%, ПФР 22% и ФСС 0,2% + ФССНС 1,8%) и, конечно же, начисляли и выплачивали заработную плату работникам.
Важно учитывать, что оплата труда мигрантов не может быть менее установленного МРОТа (17 000 для Санкт-Петербурга в 2018 году). Кроме того, если вы будете платить иностранному сотруднику меньше, чем гражданину РФ, занимающему ту же должность, это приведет к вызову на зарплатную комиссию.
4. При увольнении иностранного работника специалисты вашей компании снова должны уведомить ГУВМ МВД о расторжении трудовых отношений с иностранным сотрудником. Установленный срок – 3 дня. Как и в первом случае, несвоевременное уведомление, как и неуведомление, обернется для вашей организации штрафом до 1 000 000 рублей или приостановкой деятельности предприятия.
Теперь вы знаете, на что следует обратить внимание, чтобы проверить правильно ли специалисты вашей компании оформили мигрантов на работу и насколько верно ведется кадровый, налоговый и миграционный учет ваших иностранных рабочих.

Что делать, если кадровики не справляются?

Если в вашей компании нет специалистов в миграционной сфере или вы не уверены, что вашим специалистам действительно по силам ведение трудного и требующего специальных знаний документооборота мигрантов, вы можете просто вывести всех иностранных работников за штат на аутстаффинг и перестать нести за них ответственность перед госорганами.
Перевести иностранных рабочих за штат на аутстаффинг – это значит переоформить их в штат кадрового агентства.
При переводе за штат официальным работодателем мигрантов становится кадровое агентство, соответственно, оно самостоятельно занимается ведением миграционного, кадрового, налогового и бухгалтерского учета иностранных сотрудников и полностью берет на себя все функции и юридическую ответственность за работником перед госструктурами.
Таким образом, перевод за штат на 100% защищает работодателя от любых кадровых и миграционных рисков, от огромных штрафов и проверок.