Условно разрешенный вид использования

Содержание

Что это такое?

Данный вид разрешенного использования представляет собой перечень разновидностей объектов капитального строительства, разрешенных к строительству на конкретном участке, который отличается следующими особенностями:

  • определяется в отношении каждого земельного участка, в зависимости от его нахождения в той или иной территориальной зоне;
  • право на строительство по данным видам использования возникает у лица только при условии прохождения определенной процедуры, выполнения условий;
  • разрешение на данный вид использования получается в форме акта главы местного самоуправления.

Важно! Если условия для строительства объекта из условно-разрешенных видов не выполнены, официальное разрешение о предоставлении права на такое использование не получено, строительство такого объекта будет незаконным, а уже построенный объект может быть снесен.

В необходимости прохождения официальных процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и местными нормативными актами, и заключается особенность данного вида использования земли. Для основных и вспомогательных видов никаких предварительных согласований проводить не требуется.

Какие существуют?

К видам условно-разрешенного использования земельных участков могут быть отнесены, по сути, любые возможные виды использования. Просто для одной территориальной зоны они будут основными, для другой — условно-разрешенными: все зависит от функционала зоны и решения властей об определении статуса зоны.

Для жилых зон к условно-разрешенным видам использования земельного участка относят:

  1. торговые объекты в отдельных зданиях;
  2. здания общественного питания;
  3. офисы, деловые и административные здания;
  4. медицинские учреждения и т. п.

И наоборот, для общественно-деловых зон к условным видам могут отнести:

  1. строительство жилых домов (малоэтажных, многоэтажных);
  2. объекты ИЖС и др.;
  3. строительство крупных торговых центров.

И одновременно все указанные виды могут быть отнесены к условно-разрешенным для производственных зон, а торговая зона исключит из основных видов только объекты промышленности и жилые здания.

Присвоение ВРИ осуществляется путем утверждения представительным органом местного самоуправления Правил землепользования и застройки. Данные правила в обязательном порядке до утверждения представляются общественности на обсуждение (в порядке проведения публичных слушаний для всех заинтересованных лиц).

В состав Правил включают:

  • общие положения (порядок применения, действия и т. д.);
  • описание территориальных зон (перечни видов использования для каждой из них);
  • карту градостроительного зонирования, по которой и можно определить, к какой зоне относится тот или иной участок земли.

На заметку. Допускается внесение изменений в Правила по заявлению заинтересованных лиц (застройщиков и других). Потребуется прохождение процедур комиссионного профессионального обсуждения, публичных слушаний, рассмотрения в местном парламенте.

Где указываются?

Правила землепользования и застройки — общий документ, регулирующий градостроительство на территории всего муниципалитета. Сведения об отдельном участке, о зоне его расположения там найти можно: для собирания общих сведений этого достаточно.

Однако строительство требует более тщательного подхода. В отношении отдельного участка необходимо получить градостроительный план (ГПЗУ). Данный документ является «строительным паспортом» участка для целей возведения на нем каких-либо объектов капитального строительства.

В этом документе, помимо общих сведений об участке (номер, площадь, категория и др), включаются и специальные:

  1. определяется зона, к которой отнесен участок;
  2. перечисляются все виды разрешенного использования (в т.ч. условно-разрешенные ВРИ);
  3. перечисляются все ограничения и требования в отношении возможности строительства того или иного объекта;
  4. содержится схема участка, составленная на топографической основе, с указанием зоны застройки, красных линий и т. д.

Справка. Для получения ГПЗУ необходимо обратиться в исполнительные органы местной власти (мэрия, администрация и др.), он подготавливается бесплатно, в течение 20 рабочих дней с даты подачи заявления (статья 57.3 Градостроительного кодекса РФ).

Ниже на фото представлен образец градостроительного плана ГПЗУ для отдельного участка.

Основания и порядок присвоения ВРИ

Процедура получения разрешения является многоэтапной, проводится по нормам ст. 39, ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ.

Подача заявления

Организация или гражданин должны сначала обратиться в действующую в каждом муниципальном образовании комиссию, рассматривающую вопросы по правилам застройки и землепользования. Обычно к заявлению прилагаются документы, обоснования, в которых описываются все плюсы возможного использования участка по условно-разрешенному виду.

Скачать бланк заявления на предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

Организация и проведение общественных или публичных слушаний

На основании поступившего заявления комиссия организует проведение открытых слушаний, доступ к которым разрешен всем лицам. Комиссия размещает в СМИ информацию о дате и времени, месте проведения слушаний (определяются комиссией), а также указывает в объявлении сведения о лице, запрашивающем разрешение, о земельном участке, об испрашиваемом виде использования.

Кроме того, посредством почтовой связи отправляются сообщения о предстоящих слушаниях для владельцев всех смежных земельных участков.

На слушаниях, после предоставления слова заявителю и членам комиссии по обсуждаемому вопросу, проводится беседа с населением. Граждане и представители организаций могут высказать свое мнение, дать рекомендации по поводу предоставления права.

Завершаются слушания голосованием, по его результатам составляется заключение с двумя возможными решениями:

  1. рекомендовать предоставить заявителю право на условно-разрешенное использование;
  2. не рекомендовать предоставить заявителю право на условно-разрешенное использование.

Заключение о результатах публичного обсуждения публикуются в СМИ.

Важно! Установлен срок для данной процедуры: один месяц, исчисляемый с даты публикации сообщения о слушаниях до даты публикации заключения по их результатам.

Подготовка рекомендаций комиссией

Результаты общественного обсуждения обсуждаются на заседании комиссии, при этом заявитель на данное заседание не допускается. Комиссия также формирует свои рекомендации, делает вывод о целесообразности либо невозможности предоставления разрешения.

После этого все материалы (заключение по слушаниям, рекомендации комиссии) направляются к главе муниципалитета для рассмотрения и принятия окончательного решения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Ознакомьтесь с другими статьями на подобную тематику:

  • ВРИ для ЛПХ.
  • Изменение вида разрешенного использования ЗУ.
  • Кем и как устанавливается ВРИ?
  • В чем отличия и что лучше:
    1. КФХ и ЛПХ.
    2. ЛПХ и ИЖС.
    3. СНТ и ИЖС.

Принятие решения

Глава муниципалитета рассматривает материалы в течение 3-х дней и выносит решение. Для главы города (поселения) результаты слушаний, рекомендации комиссии не являются безусловными основаниями для принятия решения. Он должен учитывать мнение общественности, но его решение не обязательно должно совпадать с ним.

Возможны два варианта решений:

  1. о предоставлении заявителю права на условно-разрешенный вид использования участка;
  2. об отказе в предоставлении такого права.

Решение оформляется в форме постановления или иного правового акта и публикуется по общим правилам для нормативных правовых актов.

Как видно, процедура получения разрешения для условно-разрешенного использования участка не проста, длительна по времени, требует со стороны заявителя активного участия на всех этапах.

Однако альтернатив данной процедуре совсем немного, и они не менее сложны и длительны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/vri/uslovno-razreshennye-vidy-ispolzovaniya.html

Что такое условно-разрешенный вид использования земельного участка

Название типа говорит само за себя: применение данного ВРИ возможно лишь при определенный условиях. Его необходимо согласовывать с Комиссией по землепользованию и застройке.

Основной ВРИ закон позволяет заменять условно-разрешенным лишь в некоторых случаях. При этом не должно возникать серьезных противопоставлений между ними. Например, на участке можно разместить офисное здание или временную торговую точку.

Условно-разрешенные типы ВРИ подразделяются на следующие группы:

  • Индивидуальные жилые дома, размеры которых выходят за рамки разрешенных для данной зоны;
  • Спортзалы;
  • Бассейны для плавания;
  • ФАП, травмпункт, больница;
  • Административные здания;
  • Офисы организаций;
  • Парковки временного или постоянного типа;
  • Временные торговые точки.

Какие именно виды из перечисленных выше разрешены в данном районе, указано в регламентной документации на нее. Для применения конкретного направления к указанному участку земли, необходимо пройти определенную процедуру.

Сначала нужно согласовать это с Управлением по землепользованию и застройке, пройти процедуру публичных слушаний. На них приглашаются все заинтересованные лица (чиновники, жители, представители организаций и пр.), которые выражают свое отношение к данной инициативе.

Для чего нужен условно-разрешенный вид использования земельного участка

За каждым объектом недвижимости закрепляется свой перечень условно-разрешенных видов использования. Это делается для того, чтобы обозначить полный список вариантов его эксплуатации.

Условно-разрешенный вид использования надела позволяет или запрещает определенные строительные работы по возведению конкретных типов зданий.

Помимо данной характеристики, на возможности владельца в выборе объекта влияют и строительные регламенты, действующие на территории данного города или района.

Земли населенных пунктов предназначаются для организации на их территории поселков, городов и деревень (ст. 84 ЗК России).

От того, где находятся наделы, зависит и их разрешенное использование.

Законодательство РФ делит все земли на 8 зон:

  • Жилые дома;
  • Общественно-деловая застройка (магазины, офисы, спортивные сооружения);
  • Сельское хозяйство (садоводческие и огороднические кооперативы, фермерские хозяйства, дачные участки и пр.);
  • Рекреационная зона (лесные массивы, городские парки, водоемы и пр.);
  • Территории, ценные с точки зрения науки, истории, оздоровления и др.;
  • Особые зоны, на которых располагаются кладбища и полигоны с бытовыми отходами;
  • Иные земли, выделенные согласно местным особенностям для строительства капитальных зданий и сооружений;
  • Охраняемые и военные объекты.

Стройплощадка, на которой ведутся работы по возведению здания, огораживается в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

Территории, расположенные под населенными пунктами, подразделяются на так называемые функциональные зоны. Для них генплан устанавливает определенные рамки возводимых сооружений.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка.

О видах разрешенного использования земель сельского хозяйства

Как можно использовать земли населенных пунктов, читайте по ссылке: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/registraciya-zemlya/vidy-razreshennogo-ispolzovaniya-zemel-naselennyx-punktov.html

Примеры ограничений:

  • Функциональная принадлежность возведенных конкретных зданий в границах города или деревни;
  • Разновидности образований по функциям и планам, возведенных в конкретной обозначенной зоне;
  • Иные характеристики для выделенной зоны, а также возможности ее дальнейшего развития (жилой сектор, промзона или рекреационная территория).

Функциональные зоны созданы с целью разделения земель под населенным пунктом, в зависимости от типа ее дальнейшего использования. Конечная цель данного мероприятия – рациональное использование территории с учетом особенностей места и интересов жителей.

Как получить условно-разрешенный вид использования земельного участка

Владелец надела, считающий, что основной ВРИ его недвижимости не позволяет эффективно его использовать, вправе инициировать процесс получения разрешения применить условно-разрешенный вид использования территории.

Градостроительный кодекс России регламентирует процедуру предоставления условно-разрешенного вида:

  • Собственник участка земли или другой недвижимости, который желает сменить ВРИ на условно-разрешенный, пишет заявление. Бумагу направляет в специально сформированный для этих целей орган при местной администрации. Чиновники рассматривают заявление и организуют проведение публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом. На мероприятие приглашаются все заинтересованные лица, которые получают возможность высказать замечания и предложения относительно смены ВРИ конкретного объекта на условно-разрешенный. После этого орган готовит заключение, составленное по результатам публичных слушаний;
  • Этот документ является основанием для предоставления собственнику земельного участка или объекта капитального строительства разрешения на смену ВРИ или отказа. В последнем случае, ответ должен быть мотивированным и аргументированным. Основания, послужившие препятствием для смены, указываются в документе. Готовые рекомендации передаются главе местной администрации на подпись;
  • Рассмотрев доводы, указанные в рекомендательной бумаге от специального органа, глава органа местного самоуправления предоставляет разрешения на применение условно-разрешенного вида использования земельного участка или здания, или отказывает в этом;
  • Местная власть наделена правом предоставления отдельным объектам недвижимости такого статуса. Администрация не обязана по первому требованию собственника давать согласие на такую смену ВРИ. Положительное решение органа местного самоуправления фиксируется документально и направляется в Росреестр для фиксации изменений в ЕГРН и ГКН.

Собственник объекта недвижимости, после получения условно-разрешенного вида использования, получает возможность на законных основаниях использовать его для обозначенных целей.

Наиболее важный момент заключается в грамотно составленном обосновании, которое включается в текст заявления на предоставление права сменить ВРИ на условно-разрешенный.

Обязательно укажите важность и необходимость объекта для жителей населенного пункта и развития инфраструктуры. От этого зависит результат общественных слушаний, на которые будет опираться глава администрации при принятии решения.

Образец заявления, которое подается собственником с целью смены ВРИ на условно-разрешенный.

Длительность процедуры зависит от множества факторов. В среднем, окончательный результат будет готов по истечении трех-шести месяцев с дня подачи соответствующего заявления.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Была ли Запись полезна? 50 из 58 читателей считают Запись полезной.

Источник: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/uslovno-razreshennyj-vid-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka.html

Основные, условно разрешённые и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение ВРИ

Разделы статьи:

  1. О чём говорит ВРИ земельного участка
  2. Используемая термины
  3. Виды разрешённого использования земельных участков
  4. Основные ВРИ земельных участков
  5. Условно разрешённые виды использования земельных участков
  6. Вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков

О чём говорит ВРИ земельного участка

Тем, кто сейчас занимается выбором земельного участка, знание его необходимых правовых характеристик, к которым относится такая, как вид разрешённого использования, особенно необходимо. Равно полезны таке сведения будут и для тех, кто планирует изменение вида использования в связи с возникшими задачами.

Предположим, что нужна земля для фермерского хозяйства, а в свидетельстве на право на земельный участок указывается, что он предназначен для размещения коммерческих объектов. Заниматься фермерством на таком участке не получится — запрещено установленными регламентами. Земли должны использоваться в соответствии с их целевым назначением. Лучше или сразу поискать участок с необходимым видом использования, или изучить возможность изменения этого вида на подходящий для будущей задачи вариант.

Первым шагом в этом направлении станет выяснение вопроса о виде разрешённого использования участка и тех возможностей, которые могут быть реализованы с ним.

И чтобы многие моменты были более понятны, начать нужно с «азов».

Раскрытие темы о видах использования земельных участков связано с применением ряда специальных терминов: генеральный план поселения, Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), функциональные зоны, территориальное планирование муниципального района, градостроительный регламент. Уместно напомнить об их сути, прежде чем приступить к изложению вопроса.

Используемая термины

  • Генеральный план

Генеральный план — градостроительная документация по планированию развития территорий городских и сельских поселений.

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства:

  1. основные направления развития территории поселения с учётом особенностей социально-экономического развития, природно — климатических условий, численности населения городского или сельского поселения;
  2. зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;
  3. меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
  4. предложения об установлении границ поселений, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий поселения.

  • Правила землепользования и застройки (ПЗЗ)

Нормативный правовой документ — акт. Принимается муниципальными образованиями в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами, Уставом муниципального образования, Генеральным планом муниципального образования, а также с учётом положений иных актов и документов.

ПЗЗ отражают основные направления социально-экономического и градостроительного развития муниципального образования, охраны объектов культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

  • Территориальная и функциональная зоны

Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются правилами землепользования и застройки.

В пределах одной территориальной зоны обеспечивается сочетание различных видов существующего и планируемого использования земельных участков

На территориях городских и сельских поселений и округов могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов:

  1. жилые зоны
  2. общественно — деловые зоны
  3. производственные зоны
  4. зоны инженерной и транспортной инфраструктур
  5. рекреационные зоны
  6. зоны сельскохозяйственного использования
  7. зоны специального назначения
  8. зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

Могут быть установлены и другие территориальные зоны, в которые могут включаться земельные участки и объекты недвижимости.

В территориальных зонах могут выделяться подзоны. Особенности использования территорий подзон также определяются градостроительным регламентом.

Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами.

Характеризуются особым правовым режимом использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости.

Функциональные зоны — территории (зоны) населённого пункта, для которых Генеральным планом поселения установлены:

  1. функциональное назначение,
  2. типы и виды функционально-планировочных образований, которые могут быть образованы в пределах таких зон,
  3. иные параметры планируемого развития таких зон (зоны жилого, общественно-делового, производственного, в том числе промышленного, рекреационного назначения)

Иными словами, функциональное зонирование — разделение территории населённого пункта на зоны с разным функциональным назначением. Это один из основных принципов рациональной территориальной организации населённого пункта.

Так, для большинства городов характерно следующий состав функциональных зон:

  1. жилые зоны (в т.ч. допускающие различную предельно допустимую этажность застройки);
  2. общественно-деловые зоны различных типов (деловые, коммерческие, коммунально-бытовые, объектов здравоохранения, культуры и пр.);
  3. производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
  4. сельскохозяйственные зоны (зоны сельскохозяйственных угодий, зоны дач, садоводств и др.);
  5. рекреационные зоны (включающие городские леса, парки и сады, водоемы, объекты спорта);
  6. зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение;
  7. зоны специального назначения (заняты кладбищами, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путём выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах);
  8. иные территориальные зоны, выделяемые с учётом функциональных зон и местных особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Примеры разрешённых видов функционального использования территории:

  1. многоквартирные жилые дома в 4-5 этажей
  2. детские сады
  3. школы
  4. клубные помещения
  5. библиотеки
  6. аптеки
  7. выставочные залы
  8. почта
  9. телефон
  10. телеграф
  11. магазины торговой площадью до 100 м2
  12. предприятия общественного питания
  13. парикмахерски,
  14. отделения банков
  15. общежития
  16. и т.д.

Границы территориальных и функциональных зон определяются правилами землепользования и застройки.

  • Градостроительный регламент

Это порядок использования участков в территориальных зонах, учитывающий

  1. виды территориальных зон
  2. функциональные зоны и характеристики их планируемого развития
  3. фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны
  4. возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства
  5. требования охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Для каждой территориальной зоны градостроительный регламент устанавливает:

  1. виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства — например, жилые дома, объекты торговли и повседневного обслуживания, деловые и коммерческие объекты, промышленные предприятия, склады, и пр.;
  2. предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства — к примеру, этажность и плотность застройки, минимально допустимые отступы (расстояния) от стен зданий до границ земельных участков и красных линий, минимальная доля озелененных территорий земельного участка, минимальное количество мест на автостоянках и пр.;
  3. ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель запаса, особо охраняемых участков, сельскохозяйственных угодий и т.д.

  • Вид разрешённого использования (ВРИ) земельных участков

Важнейшая правовая характеристика земельного участка, определяющая не только его рентабельность, но и эффективность использования.

Устанавливает возможность строительства тех или иных объектов на участке (разрешает строительство конкретных объектов). Например, на участке с ВРИ «для индивидуального жилищного строительства» — жилого дома не выше 3-х этажей, но никак объекта торговли, таунхауса или каких-либо других.

ВРИ земельных участков зависит от градостроительных регламентов территориальной зоны, к которой относится земельный участок.

Виды разрешённого использования земельных участков

Вид разрешённого использования земельного участка — это главный параметр, определяющий возможные способы использования земельного участка и объектов капитального строительства. Определяются они градостроительным регламентом.

Виды разрешённого использования и объектов капитального строительства применительно к каждой территориальной зоне Градостроительным кодексом РФ разделены на типы:

  • основные;
  • условно разрешённые;
  • вспомогательные.

Основные ВРИ — главные виды использования участка.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель с поверхностными водами, лесного фонда, особо охраняемых природных территорий и т.д.

При необходимости изменения основного ВРИ собственник в заявительном порядке может сделать самостоятельный выбор предпочтительного вида в соответствии с Классификатором-2015 из состава видов использования для соответствующей территориальной зоны. Установление нового ВРИ в таком случае не требует каких-либо отдельных согласований.

Условно разрешённые ВРИ — не относятся к основным, но введение их допустимо градостроительным регламентом той территориальной зоны, к которой относится участок. Для установления условно разрешённого ВРИ участка требуется проведение дополнительных согласований через рассмотрение в Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования и на публичных слушаниях.

Вспомогательные ВРИ — являются дополнительными к основным и условно разрешённым видам использования, не могут быть самостоятельными от них и быть преимущественными, осуществляются только совместно с основными и условно разрешёнными видами использования участков. К вспомогательным относятся такие, как, например, под гаражи, локальные объекты инженерной инфраструктуры и пр. Выбирать вспомогательные виды без выбора основного запрещено.

Основные ВРИ земельных участков

До ноября 2015 года состав основных видов разрешённого использования не был чётко регламентирован и устанавливался муниципалитетами, что влияло на кадастровую стоимость участков и объектов на них.

За основу брались классификаторы видов использований, рекомендуемые Министерством экономического развития РФ.

При изменении основного вида разрешённого использования правообладатели земельных участков, ориентируясь на градостроительный регламент той территориальной зоны, к которой относится участок, могли сделать выбор необходимого варианта ВРИ из самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований.

В 3 ноября 2015 года вступили в силу изменения, внесённые Министерством экономического развития РФ (Приказ № 709 от 30 сентября 2015 года) в ранее утверждённый в декабре 2014 года Классификатор видов разрешённого использования земельных участков.

Новый Классификатор ВРИ-2015 применяется только к основным видам использования участка, включая во многие из них дополнительные функции, но не включая условно разрешённые виды, которые могут быть установлены в соответствии с градрегламентами той или иной территориальной зоной.

Разработанный Классификатор ВРИ-2015 упорядочил виды использования земельных участков. Кроме того, введены новые виды разрешённого использования земельных участков:

  • малоэтажная многоквартирная жилая застройка
  • объекты гаражного назначения
  • амбулаторно-поликлиническое обслуживание
  • стационарное медицинское обслуживание
  • дошкольное, начальное и среднее общее образование
  • среднее и высшее профессиональное образование
  • обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Основные виды разрешённого использования (ВРИ) земельных участков и возможность строительства объектов на них теперь будут определяться только в соответствии с Классификатором 2015, и в государственный кадастр недвижимости виды использования земельных участков, не предусмотренные Классификатором, вноситься не будут.

Изменение одной основного вида разрешённого использования земельных участков на другой вид использования проводится в строгом соответствии с Классификатором ВРИ-2015.

Изменение видов разрешённого использования объектов капитального строительства, связанных с переводом помещений из категории жилых помещений в категорию нежилых помещений или из категории нежилых помещений в категорию жилых помещений осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Основной вид разрешённого использования земельного участка будет считаться изменённым с момента внесения соответствующей записи в Государственный кадастр недвижимости.

Поскольку основные ВРИ с ноября 2015 года устанавливаются только в соответствии с Классификатором -2015, их характеристику необходимо делать именно по нему.

Основные виды разрешённого использования земельных участков сгруппированы по разделам, соответствующим целевым назначениям участков:

  • сельскохозяйственное использование
  • жилая застройка
  • общественное использование объектов капитального строительства
  • предпринимательство
  • отдых (рекреация)
  • производственная деятельность
  • транспорт
  • обеспечение обороны и безопасности
  • деятельность по особой охране и изучению природы
  • лесная
  • водные объекты
  • общее пользование территории.

Каждый из разделов, в свою очередь, состоит из подразделов, объединяющих группы ВРИ земельных участков для той иной территориальной зоны.

К примеру, раздел Классификатора-2015 «Жилая застройка» содержит группу видов разрешённого использования:

  1. малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)
  2. приусадебный участок личного подсобного хозяйства
  3. блокированная жилая застройка
  4. передвижное жильё
  5. среднеэтажная жилая застройка
  6. многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)
  7. обслуживание жилой застройки.

Для каждой группы детализируется описание ВРИ. Например, для группы «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» это описание вида выглядит так:

  1. размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше 3-х надземных этажей)
  2. производство сельскохозяйственной продукции
  3. размещение гаража и иных вспомогательных сооружений
  4. содержание сельско-хозяйственных животных

Для ситуаций, когда вид разрешённого использования земельного участка был установлен до утверждения Классификатора ВРИ, он остаётся действительным, независимо от того, соответствует он или нет Классификатору. И это полностью согласуется с частью 11 статьи 34 ФЗ №171 от 23.06.2014 г. «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Замене ВРИ не подлежит, если только у собственника не возникнет надобность в этой замене. А изменить вид разрешённого использования земельного участка можно будет уже только в соответствии с Классификатором ВРИ.

Условно разрешённые виды использования земельных участков

Перечень условно разрешённых видов использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок, в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки.

Как уже отмечено выше, отличие условно разрешенного вида использования земельного участка и объектов капитального строительства от их основного вида разрешенного использования заключается в том, что если для выбора одного из основных видов разрешённого использования участка его правообладателю не требуется получения каких-либо согласований и разрешений от соответствующих органов, то для выбора одного из видов условно разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства они требуются.

Порядок получения данного разрешения установлен Градостроительным кодексом РФ и заключается в следующем:

  • Правообладатель земельного участка, заинтересованный в изменении основного ВРИ и предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в специальный орган (комиссию, совет и т.д.) в составе органов местного самоуправления.
  • Администрация организует и проводит в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, публичные слушания о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка и объектов капитального строительства и готовит соответствующее заключение.
  • На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования готовятся рекомендации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или делается отказ в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
  • Если решение является положительным, соответствующая запись об условно разрешенном виде использования вносится в государственный кадастр недвижимости.

Например, стоит задача размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с площадью торгового зала не более 200 кв.м на земельном участке, расположенном, в соответствии с ПЗЗ, в территориальной зоне жилой застройки первого типа (Ж-1).

Решением такой задачи, как и других аналогичных по сути, станет получение разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков», правилами землепользования и застройки муниципального образования, на основании заключения (итогового документа) о результатах публичных слушаний и рекомендаций комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования, с с наименованием вида разрешенного использования по классификатору (в приведённом выше примере это «Магазин»).

Примеры условно разрешённых видов функционального использования территории:

  • разрешённые жилые дома, но превышающие параметры требований к застройке земельных участков
  • спортзалы
  • бассейны
  • станции «Скорой помощи»
  • больницы
  • административные предприятия
  • офисы
  • конторы
  • сооружения для постоянного и временного хранения транспортных средств
  • временные сооружения мелкорозничной торговли.

Вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков

Вспомогательный вид использования напрален на обеспечение функционирования основного вида использования.

Для всех видов объектов с основными и условно разрешёнными видами использования вспомогательные виды разрешённого использования применяются в отношении объектов, технологически связанных с объектами, имеющими основной и условно разрешённый вид использования или обеспечивающих их безопасность в соответствии с нормативно-техническими документами, в том числе:

  • проезды общего пользования
  • объекты коммунального хозяйства (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение, телефонизация и т.д.), необходимые для инженерного обеспечения объектов основных, условно разрешённых, а также иных вспомогательных видов использования
  • автостоянки и гаражи (в том числе открытого типа, подземные и многоэтажные) для обслуживания жителей и посетителей основных, условно разрешённых, а также иных вспомогательных видов использования
  • благоустроенные, в том числе озелененные, детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий
  • площадки хозяйственные, в том числе площадки для мусоросборников
  • общественные туалеты
  • объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, необходимые для обслуживания посетителей основных, условно разрешённых, а также иных вспомогательных видов использования
  • объекты временного проживания, необходимые для обслуживания посетителей основных, условно разрешённых, а также иных вспомогательных видов использования
  • иные объекты, в том числе обеспечивающие безопасность объектов основных и условно разрешённых видов использования, включая противопожарную.

В новом Классификаторе ВРИ-2015, не разделяющим виды использований на основные, условно разрешённые и вспомогательные, сопутствующие использования земельных участков, являющиеся, по сути, вспомогательными видами разрешёного использования, введены, как неразрывно связанные с основным назначением земельных участков, и они не требует отдельных процедур, так как уже учтены новым Классификатором ВРИ.

Полезно знать

  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться .
  • С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года можно ознакомиться .
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволит ознакомиться эта статья.
  • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно .
  • Как провести раздел участка — .
  • Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации — кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные .
  • С новым порядком подготовки к сделкам, их нотариальным удостоверением можно ознакомиться .

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_290.htm