В каких кабинетах школы должны быть аптечки

Содержание

Какие лекарства должны быть в школе?

Что входит в обязательную помощь со стороны врача? А если врача нет на месте и кабинет закрыт — кто окажет помощь?

Кто отвечает за медицинскую помощь в школе?

За экстренную и неотложную медико-санитарную помощь в школе отвечает школьный медик. Если ребенок плохо себя почувствовал в школе — школьный врач может выдать ребенку таблетку или оказать другую помощь по ситуации.

Какие лекарства должны быть в распоряжении школьного врача?

Школьный медицинский кабинет оснащается в соответствии со Стандартом, который приложен к этому посту. Он включает необходимое оборудование для работы врача и хранения лекарств, в том числе холодильник, компьютер, стол, а также различные перевязочные средства, антисептики, укладки на случай травм и для оказания неотложной помощи. Ответственность за оснащение медицинского кабинета в соответствии со Стандартом несет школа.

А вот перечень лекарственных средств, которые должны быть в распоряжении школьного врача в целях терапии, утверждает медицинская организация. Она же отвечает за обеспечение школьного медкабинета необходимыми лекарствами, который врач сможет использовать в работе.

Примерный перечень лекарств для медицинского кабинета был утвержден Информационным письмом Минздрава РСФСР о формировании базового ассортимента лекарственных средств для медпунктов детских дошкольных и школьных учреждений от 04.02.1991 года.

Базовый ассортимент лекарственных средств для школ включает:

1. Анальгин
2. Парацетамол
3. Солутан
4. Либексин (мукалтин)
5. Кальция глюконат (глицерофосфат)
6. Раствор Люголя (Иодинол)
7. Раствор протаргола (капли в нос)
8. Линимент стрептоцида (синтомицина)
9. Капли ландышево-валериановые
10. Эуфиллин
11. Аллохол
12. Валерианы экстракт
13. Дибазол
14. Карболен
15. Раствор иода
16. Фурацилин
17. Перманганат калия
18. Оксолиновая мазь
19. Витамин С, кг
20. Клей БФ-6
21. Элеутерококка экстракт
22. Пиперазина адипинат (Вермокс, Пирантель)
23. Раствор бриллиантового зеленого
24. Тавегил
25. Хлорофиллипт (ромазулон)
26. Раствор сульфацила натрия
27. «Мараславин»

Перечень является ориентировочным и предполагает включение лекарственных препаратов — аналогов с учетом особенностей лекарственного снабжения территории и поступления в аптечную сеть новых эффективных лекарственных средств. Конкретная медицинская организация может корректировать этот список.

Рекомендации по применению:

  • Повышенная температура — Парацетамол, анальгин;
  • Кашель — либексин, мукалтин;
  • Профилактика гриппа — оксолиновая мазь, витамины;
  • Заболевания верхних дыхательных путей — Стрептоцид на миндалины, р-р Люголя, р-р иодинола, полоскание р-ром фурацилина, хлорофиллипта, ромазулона, настоями трав;
  • Проведение дегельминтизации — Пирантель, Вермокс, пиперазина адипинат;
  • Аллергические проявления — Тавегил;
  • Конъюнктивит — Р-р сульфацила натрия;
  • Для повышения резистентности организма в период: а) вспышек эпидемий — Экстракт элеутерококка, апилак, дибазол; б) адаптации к детскому учреждению — Валерианы экстракт, элеутерококка экстракт
  • Проявление обструктивного синдрома бронхов — Эуфиллин, солутан;
  • Дискинезия желчных путей — Аллахол;
  • Сердечные боли — Капли ландышево-валериановые;
  • Отравления, токсикоинфекции — Карболен;
  • Парадонтоз — «Мараславин», поливитамины, полоскания настоем ромашки, календулы, шалфея, зверобоя
  • Для снижения утомляемости — Экстракт элеутерококка.

Что делать, если врача не оказалось на месте?

Если врача не оказалось на месте, ребенок может обратиться к классному руководителю, который должен связаться с родителями, а в критической ситуации вызвать скорую помощь.

Какие лекарства должны быть в школьной аптечке?

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи».

Требования к содержимому школьной аптечки могут утверждаться региональными или городскими властями. Так Департамент здравоохранения г.Москвы распространил свой рекомендуемый стандарт оснащения школьных аптечек, размещаемых в учебных классах, физкультурном зале, учебных мастерских и иных учебных помещениях.

Рекомендуемый стандарт школьной аптечки в г.Москве включает:

1. Дезинфицирующее средство (хлоргексидин – 100 мл);
2. Гигиенические салфетки (Сайф 16х14 №10);
3. Фиксирующий пластырь (1х500 тканевая основа, катушка);
4. Пластыри-пластинки разных размеров (Санипласт пластырь №5, универсальный №30);
5. Стерильные самоклеящиеся повязки на рану разных размеров (10х6 №1);
6. Гидроактивные пластыри для покрытия царапин и ссадин (6х10 №1);
7. Гидроактивные ожоговые пластыри;
8. Стерильные марлевые бинты (6х10 №1);
9. Гемостатические повязки (Губка гемостатическая 50х50 №1);
10. Стерильные марлевые/нетканые салфетки разных размеров;
11. Эластичные фиксирующие бинты (1,5х10 №1);
12. Пинцет;
13. Ножницы;
14. Одноразовые перчатки, маски (перчатки №50, маски — №1, №50);
15. Карандаш и блокнот для записей;
16. Номера телефонов аварийных, спасательных служб района и города.

В школьной аптечке доврачебной помощи запрещено хранить лекарственные препараты. Лекарство может выдать ребенку только школьный медик.

На что ссылаться?

Нормативные акты:

  1. СанПиН 2.4.2.2821–10
  2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. N 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»
  3. «Формирование базового ассортимента лекарственных средств для медпунктов детских дошкольных и школьных учреждений. Информационное письмо» (утв. Минздравом РСФСР 04.02.1991)
  4. Информационное письмо ДЗ г. Москвы «О рекомендуемом стандарте оснащения школьных аптечек» №01-34-4995/11 от 05.09.2011 г.

Источник: https://usperm.ru/clarify/kakie-lekarstva-dolzhny-byt-v-shkole

>ШКОЛЬНАЯ АПТЕЧКА

Согласно Санпин 2.4.2.2821-10 РФ (пункт 5.15) школьная аптечка должна быть в спортивных залах и в кабинетах трудового обучения (актуально на 2018 и 2019 год).

СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования в общеобразовательных учреждениях 12.00 KB Однако рекомендации по составу школьной аптечки уполномочены давать региональные органы исполнительной власти. То есть, в Санпин 2.4.2.2821-10 указано, что аптечка должна быть, но перечень школьной аптечки, как таковой, санитарными правилами не определен. Так, например, согласно рекомендациям в письме московского департамента здравоохранения от 05.09.2011 № 01-34-4995/11 «О рекомендуемом стандарте оснащения школьных аптечек», определен следующий перечень медикаментов:

  • Антисептическое средство. Раствор Хлоргексидина биглюконата 0,05%
  • Гигиен. салфетки
  • Лейкопластырь в рулоне (1х500)
  • Бактерицидные лейкопластыри, в т.ч. гидроактивные. Размеры: 2,3х7,2, 4х10 и 6х10 – Всего 30 штук.
  • Стерильные самоклеющиеся повязки для раневых поверхностей
  • Специальные пластыри для ожогов
  • Бинт стерильный (6х10)
  • Гемостатическая губка
  • Салфетки стерильные марлевые различных размеров
  • Бинты эластичные
  • Перчатки медицинские
  • Маски 3-слойные
  • Небольшие ножницы
  • Пинцет
  • Список контактов спасательных служб района, города.

Кроме приведенного выше перечня, рекомендованного департаментом здравоохранения г. Москва, рекомендуется также добавить в комплект:

  • Спирт этиловый
  • Ранозаживляющую (и от ожогов) мазь
  • Спиртовой раствор йода 5%
  • Нашатырный спирт (раствор Аммиака)
  • Валидол таблетки
  • Термометр

Состав и хранение школьной аптечки необходимо согласовывать с мед. работником.

У медицинского работника, в свою очередь, должен быть комплект противошоковой аптечки на случай внезапной тяжелой аллергической реакции.

Хранить комплект первой помощи рекомендуется в доступном месте, но не в зоне видимости учеников. Также следует переодически (минимум каждые 6 месяцев) проверять сроки годности лекарственных средств, входящих в состав аптечки.

Аптечка в кабинет химии

Аптечка для кабинета биологии

Аптечка в детском саду

ЖУРНАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТА СРЕДСТВ АПТЕЧКИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

ЗНАК — АПТЕЧКА ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ГОСТ)

Источник: http://medaptechka.net/shkolnaya-aptechka/

Что положить в аптечку и в каких кабинетах она должна быть

Перечень медикаментов для каждого из кабинетов определяется отдельно, с учетом специфики предметов, которые в нем преподаются. В соответствии с российским законодательством, аптечками должны быть оснащены кабинеты труда, спортзалы.

Состав аптечки школьного кабинета должны утверждать органы местного самоуправления, руководствуясь тем, что прописано в Федеральных законах.

В письме столичного департамента здравоохранения рекомендуемый состав аптечки для школьного кабинета определен следующим образом:

Также стоит добавить:

  • этиловый спирт;
  • жгут, необходимый для остановки артериального или венозного кровотечения;
  • мазь, заживляющую ожоги, порезы и раны;
  • йод;
  • нашатырь;
  • валидол;
  • градусник;
  • карманную маску для проведения искусственной легочной вентиляции или устройство-маску для осуществления искусственного дыхания по методу «изо рта в рот».

Все это для удобства можно разложить в определенном порядке, который вам будет удобно запомнить. Опять же, строгих правил здесь нет. Помимо того, что аптечку нужно наполнить специальными средствами, их еще необходимо пронумеровать и сделать список содержимого. Его можно написать от руки, но лучше распечатать и закрепить на наружной или во внутренней стороне школьной аптечки.

На практике это будет выглядеть следующим образом:

Все то, что находится в аптечке первой помощи, по целевому назначению можно разделить на три группы:

  1. Перевязочные и кровоостанавливающие изделия.
  2. Специальные устройства для проведения сердечно-легочной реанимации.
  3. Прочие изделия.

Аптечка для кабинета химии

В соответствии с действующим на территории РФ законодательством, наличие аптечки в кабинетах химии не является обязательным.

Ее состав разработан с учетом специфики потенциальных травм, которые можно получить при проведении химических опытов. Помимо антисептика, бинтов, йода и салфеток, туда входят:

  • раствор аммиака;
  • борная кислота;
  • заживляющий гель против ожогов;
  • специальный медицинский клей БФ-6;
  • сода;
  • пипетки;
  • уголь активированный.

К аптечке для лаборатории и кабинета химии необходимо иметь инструкцию со всей необходимой информацией. Требуется указать в ней описание содержимого и область его применения. Например:

Разумеется, это лишь часть списка. Немаловажно также подготовить короткую инструкцию, в которой будут обозначены средства первой помощи при неотложных ситуациях.

Рассмотрим пример для наглядности. Допустим, школьник получил щелочной ожог. Вам нужно оказать первую помощь. Для этого потребуется борная кислота, бинты, вата и стерильные салфетки. Инструкция в этом случае будет выглядеть так:

Целесообразно внести в такой список термические и кислотные ожоги, а также другие неотложные ситуации, риск появления которых вызван спецификой занятий химией.

Где в классе хранить аптечку и на что обратить внимание

Местонахождение школьной аптечки не регламентировано, поэтому руководствуйтесь здравым смыслом. Помните, что она должны быть у вас на виду, чтобы можно было быстро достать из нее необходимое в случае возникновения такой необходимости. В то же время, не забывайте о любознательности детей, которые могут добраться до ножниц и пораниться.

Аптечка должна быть оформлена в виде специальной аптечной упаковки, ящика или коробки и помечена красным или белым крестом. Это также может быть специальный навесной ящик. Главное, чтобы стенки были твердыми – это предотвратит повреждение средств в стеклянной упаковке (ампулах, бутылочках, пузырьках). Отличительный знак должен быть ярким, чтобы вы всегда могли оперативно найти аптечку и оказать пострадавшему первую помощь.

Важно обращать внимание на то, чтобы в аптечке не было препаратов с истекшим сроком годности. Регулярно проверяйте это и своевременно заменяйте просроченные медицинские средства на свежие. Заменять по своему усмотрению лекарственные средства и изделия медназначения недопустимо.

На крышке или дверце аптечки обязательно указывайте номер телефона и точное местоположение ближайшего к вам лечебного заведения, где в экстренном случае смогут оказать первую медицинскую помощь.

Как вы могли заметить, в школьных аптечках отсутствуют какие-либо лекарства. Это обусловлено желанием минимизировать риск возможных осложнений: зачастую пытаясь оказать первую помощь, не владея в полной мере знаниями о различных препаратах, можно навредить пострадавшему, дав ему что-нибудь не то. По этой причине старайтесь придерживаться рекомендаций

Минздрава, составляя аптечки для школьных кабинетов. Также вы можете заказать готовые аптечки, которые специальные организации делают с учетом специфики каждого помещения.

Конкретный список того, что должно быть в аптечке, и ее размер, зависят от характера возможных травм, а также того, какими гипотетически будут условия оказания медицинской помощи.

Запомнить:

  1. Внимательно отнеситесь к тому, что находится внутри аптечек для школьных кабинетов.
  2. Очень важно, чтобы в них не было просроченных медицинских средств. Преподаватель, в кабинете которого хранится аптечка, должен регулярно контролировать это. Просто систематически проверяйте сроки годности, указанные на упаковках, и сообщайте завхозу, если что-то закончилось. Своевременно пополнять запасы тоже немаловажно.
  3. В аптечках нельзя держать лекарственные препараты. Этого требуют санитарно-эпидемиологические правила.
  4. Аптечки для оказания доврачебной помощи обязательно должны находиться в двух школьных учебных помещениях: в кабинете труда и физкультуры.
  5. Жестких требований к тому, где хранить аптечку, нет. Руководствуйтесь здравым смыслом и помните о том, что среди содержимого могут быть бьющиеся предметы. Предпочтительно, чтобы аптечка имела жесткие стенки.
  6. Аптечка для школьного кабинета должна иметь отличительные знаки в виде креста (красного или белого), но не забудьте позаботиться о том, чтобы дети не имели к ней доступ.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/security/spisok-medikamentov-dlya-aptechki-shkolnogo-kabineta/

Одним из приоритетных направлений в работе школы является охрана здоровья обучающихся. Учитывая, что школа является местом массового скопления детей с различными особенностями здоровья, то и медицинское обеспечение обязательно должно быть организовано в каждой школе (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189). Почти в каждой школе работают врачи, медицинские сестры, дети проходят осмотр у врача-стоматолога. В ситуации, когда нужна медицинская помощь, учитель отправляет ребенка к медсестре. Особую категорию составляют дети, которые посещают школу, находясь на домашнем обучении или обучающиеся с ОВЗ. Возникают вопросы, связанные с организацией медицинского обслуживания в школе. Как должна проходить диспансеризация обучающегося? Какую помощь может оказать врач или медсестра. Как реагировать, если медсестры нет, а помощь ребенку требуется?

Приведенные ниже документы регламентируют вопросы охраны здоровья учащегося, правила прохождения осмотров, компетенцию школьной медицинской сестры и врача:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них » № 1346н.

3. Приказ Минздрава СССР и Минпроса СССР от 14.09.1976 «О мерах по дальнейшему улучшению здоровья школьников» № 885/143.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189.

5. Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждения (утверждено Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.2008 г. № 207 -ВС).

Приходя в школу, ребенок должен пройти предварительный медицинский осмотр. По результатам осмотра при поступлении в образовательную организацию определяется соответствие требований к обучению поступающего в школу. На основании предварительного осмотра врач определяет группу здоровья несовершеннолетнего, группу для занятий физкультурой, оформляет медицинскую карту ребенка, поступающего в образовательное учреждение. Медицинская карта ребенка для образовательного учреждения оформляется в 1 экземпляре и выдается родителю/законному представителю (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них» № 1346н.). Данные из медицинской карты вносятся в классный журнал.

В целях охраны здоровья обучающегося образовательное учреждение создает условия для:

  • оказания первой медико-санитарной помощи;
  • прохождения периодических и медицинских осмотров и диспансеризации;
  • безопасного пребывания в образовательной организации;
  • профилактики несчастных случаев на перемене, во время образовательного процесса, внеурочной деятельности и т. д.;
  • проведения санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий (ст.41 Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ).

Школа предоставляет помещение медицинской организации, для осуществления деятельности врача и медицинской сестры.

Порядок прохождения периодических медицинских осмотров (диспансеризации)

Прохождение детьми периодических осмотров (диспансеризации) проводится ежегодно в отношении детей, которые учатся по очной форме обучения (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них » № 1346н.). Такой осмотр проводится на основании поименных списков детей с указанием фамилии, имени, отчества, возраста несовершеннолетнего, полного наименования медицинской организации, в которой несовершеннолетний получает первичную медико-санитарную помощь. Медицинская организация вносит сведения о прохождении ребенком периодического осмотра в историю развития ребенка и медицинскую карту для образовательных учреждений с указанием состояния здоровья ребенка, заключения о наличии/отсутствии медицинских противопоказаний к продолжению учебы. Периодический осмотр детей может проходит и в образовательном учреждении. В этом случае данные осмотра вносятся в медицинскую карту ребенка для образовательного учреждения.

Обязанности деятельности врача, медицинской сестры, детского врача стоматолога описаны в Методических рекомендациях по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 15 января 2008 г. N 207-ВС). Отдельно стоит отметить, что существует Приказ Минздрава СССР и Минпроса СССР от 14.09.1976 «О мерах по дальнейшему улучшению здоровья школьников» № 885/143, который также определяет основные положения о правилах медицинского обеспечения.

Данные документы регламентируют деятельность, полномочия, обязанности, требования к квалификации врача и медсестры в пределах образовательного учреждения.

Стоит привести выдержку об обязанностях врача-педиатра и медицинской сестры в школе.

Врач-педиатр обязан:

— оказывать неотложную и скорую медицинскую помощь;

— своевременно организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры (врачебные и специализированные) обучающихся, давать комплексное заключение о состоянии здоровья обучающихся;

— организовывать и проводить профилактические мероприятия по оздоровлению обучающихся, перенесших острые респираторные вирусные инфекции;

— организовывать и проводить профилактические мероприятия по предупреждению основных стоматологических заболеваний;

— организовывать и проводить иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

— проводить амбулаторный прием обучающихся;

— проводить работу по учету и анализу всех случаев травм;

— предоставлять родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего, по результатам профилактических осмотров, выписку из медицинской карты ребенка, содержащую комплексное заключение о состоянии здоровья;

— информировать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятиях обучающимся, и проводить их после получения разрешения;

— по результатам профилактических осмотров выявлять обучающихся, нуждающихся по состоянию здоровья в освобождении от переводных и выпускных экзаменов, и материалы на них представлять на рассмотрение соответствующих комиссий;

— вести утвержденные формы учетной и отчетной медицинской документации; и т. д.

Медицинская сестра обязана:

— оказывать скорую медицинскую помощь;

— информировать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятий обучающимся, и проводить их после получения разрешения;

— совместно с врачом, организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры обучающихся (врачебный, специализированный);

— проводить под контролем и в присутствии врача иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

— отвечать за хранение медикаментов, в том числе медицинских иммунобиологических препаратов, следить за сохранением этикеток на флаконах, за сроками использования лекарственных средств;

— осуществлять контроль за организацией питания;

— проводить работу по учету и анализу всех случаев травм; и т. д.

Рекомендуется также оформлять лист здоровья, в который вносятся сведения о группе здоровья, антропометрических данных, группе занятий по физической культуре, состоянии здоровья (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189).

Таким образом, полномочия и спектр работы медицинских работников в школе достаточно большой. Если есть согласие родителей на медицинское вмешательство, то ребенку в школе могут сделать прививку, дать необходимое направление к специалистам и т. д. Обучающиеся допускаются к занятиям после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189).

Что делать, если в школе не оказалось медицинского работника, а помощь необходима?

1.Ребенок обязательно должен обратиться к классному руководителю за помощью, сказать, что плохо себя чувствует.

2. Учитель должен проинформировать родителей о самочувствии ребенка (позвонить).

3. Если ситуация критическая, то необходимо срочно вызвать скорую помощь.

Заботиться о здоровье ребенка, пока он находится в школе, должны классный руководитель, медсестра, школьный врач. Работники школы не имеют права игнорировать жалобы на здоровье учащегося, поэтому ребенок всегда получит необходимую помощь.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 15.11.2015
  • Все консультации автора

Источник: https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/medicinskoe_obsluzhivanie_v_shkole

Законодательные основы для медкабинетов в ДОУ

Санитарно-гигиенические требования к общеобразовательным организациям разного типа достаточно абстрактно отражены в некоторых документах медицинского характера (постановлениях, инструктивных материалах для медработников и работников образования). В них имеются указания, какими должны быть медпункты в ДОУ для обслуживания детей, чем они должны быть оборудованы и какие медпрепараты содержать, какие специалисты могут быть привлечены к работе в этих кабинетах. Исходя из типа учреждения в документах регламентировано, какие виды лицензионных услуг могут быть оказаны, а соответственно и рекомендуется оборудование и медикаменты для оснастки. Так, если речь идет о дошкольных учреждениях разного типа, то они могут иметь медицинский пункт оказания помощи и как правило одного или нескольких медицинских работников (зависит от специализации детсада). Если это общеобразовательная школа, то она может иметь не только лицензированный медкабинет для осмотров и оказания первой помощи, но и кабинет врача, процедурный или кабинет для прививок, стоматологический кабинет.

Требования к медкабинетам в ДОУ

Пункт медицинского осмотра детей для предоставления неотложной помощи или кабинет для процедур в дошкольных заведениях и школьных структурах обязательно должен иметь кушетку, ширму, рабочее место медицинского персонала, полки для канцелярии и других принадлежностей (медкарточек, журналов и пр.) и медикаментозных средств. Такие кабинеты оборудуются измерительными приборами:

  • для изучения состояния физиологического развития по разным возрастным категориям детей (весами, ростомером, сантиметром, спирометром и пр.);
  • для оценивания функций органов (градусник, тонометр, секундомер, фонендоскоп, схему, определяющую состояние зрения).

Если в учреждении предусмотрено прививочное помещение, то оно должно оснащаться по особым требованиям, так как в нем должны храниться вакцины и прививочные материалы в определенных условиях и при особых температурных режимах (медстолы с маркировкой, холодильники и спецшкафы).
Стоматологический кабинет в ДОУ не обязателен, но может быть открыт по необходимости, настоянию родителей и при наличии лицензионного разрешения. Для его функционирования необходимо наличие спецоборудования (стол и кресло врача стоматолога, установка для лечения зубов и спецкресло пациента, медикаменты для проведения первичного осмотра и дальнейшего лечения).
Все помещения для медосмотров в детских образовательных учреждениях по санитарно-эпидемиологическим нормам должны соблюдать эпидемиологический режим и иметь спецоборудование и медикаменты для стерилизации помещений. К ним относятся бактерицидные излучатели для обработки воздушного режима кабинетов, дезинфицирующие растворы и средства для уборки, емкости для хранения израсходованных материалов и пр.

Медикаменты, необходимые в ДОУ

В санитарно-эпидемиологических документах по обеспечению работы в школьных и дошкольных организациях есть предписание к наличию аптечек разного уровня и необходимых в них медикаментов, но не прописано, что конкретно должно там быть. Ответственность за наличие лекарственных препаратов возлагается на руководителя учреждения. Но есть интересный момент – сами учреждения закупать медпрепараты и оборудование не могут. За медицинское обеспечение ДОУ отвечают те медицинские учреждения, за которыми закреплены школы и детсады. На основании рекомендаций органов здравоохранения и советов медработников шефствующих учреждений, ДОУ доукомплектовывают аптечки самостоятельно. Таким образом, можно сказать, что в детских образовательных учреждениях есть несколько групп медикаментов, которые входят в аптечки разного предназначения. Аптечки можно разделить на три группы:
1. Аптечка группы детсада или школьного класса:

  • раствор дезинфицирующий (бриллиантовый зеленый, хлоргексидин 0,05%, перекись водорода);
  • электронный термометр;
  • перевязочные материалы (вата и бинт стерильные, пластыри).

2. Аптечка медкабинета:

  • бинты, вата и пр.;
  • растворы для дезинфекции бриллиантового зеленого и хлоргексидина;
  • таблетки и свечи от температуры;
  • ранозаживляющая мазь;
  • противошоковые препараты (дексаметазон, супрастин – таблетки или ампулы);
  • сердечные препараты,
  • жаропонижающие лекарства, противовирусные, болеутоляющие;
  • энтеровирусные препараты и абсорбирующие средства;
  • нашатырный спирт (для выведения из обморока);
  • успокаивающие средства (валериана);
  • шприцы, перчатки;
  • антиспид-комплект.

3. Противопедикулезная аптечка:

  • противопаразитарное средство;
  • приспособления для стрижки и обработки мест заражения;
  • уксус.

Применение и хранение лекарственных препаратов в ДОУ

Существуют законодательные акты, которые регламентируют порядок приобретения, хранения, применения и уничтожения лекарственных средств в детских образовательных учреждениях. За всю сферу обращения медикаментов в ДОУ отвечают медучреждения, к которым прикреплены школы и детсады. Поскольку в ДОУ проводятся лечебно-профилактические мероприятия, часто требующие применения медикаментов различного уровня, то возникает необходимость контроля соответствующих органов за своевременным обновлением лекарственной базы учреждений для детей. На основании договора с определенной медицинской организацией (детской поликлиникой) осуществляется медицинское обслуживание детей в здравпунктах при школе или в детсадах.
Основными задачами медицинских работников, прикрепленных к детскому учреждению, являются разные мероприятия:

  • по оказанию первой помощи,
  • по профилактике заболеваний и проведению плановых прививок,
  • оздоровлению детей.

Применение лекарственных препаратов в ДОУ строго регламентировано. Их можно применять при оказании первой помощи ребенку, в случае травмы (падение, ушиб) или при оказании других видов помощи. В 80% случаев, когда ребенок обращается в медпункт, ему оказывают помощь с помощью лекарственных средств. Все средства должны храниться правильно в специально предназначенных для этого шкафах и холодильных камерах.

Режим хранения лекарственных препаратов

Режим сохранности медикаментов в ДОУ – это очень важное мероприятие, поскольку препараты которые можно применять к детям должны быть не просрочены и сберегаться в правильной температуре. Есть два типа требований по сохранению лекарств: климатические и температурные.
Климатические условия к режиму хранения медикаментов в ДОУ:

  • влажность воздуха;
  • освещение;
  • газо- и воздухообмен в помещении;

Температурные требования предполагают хранение лекарственных средств в разных режимах:

  • при комнатной температуре (+18 +20С);
  • в охлажденном режиме (+12 +15С);
  • в холодильнике (0 +4С);
  • в замороженном состоянии ( до -20С).

Какие медицинские средства используются чаще всего

Как правило, дети приходят в медицинский кабинет в детском учреждении с жалобами на временные недомогания. Задача медицинских работников правильно определить причину жалоб и оказать первую помощь. Чаще всего обращаются с проблемами головной или зубной боли, болей в животе, в ухе, спине, травмах (ушибах и растяжениях), головокружении и тошноте, диарее, кровотечении носовом. Реже бывают жалобы на сердечные боли, одышку, истеричное состояние. Во всех случаях врач или медсестра обязаны распознать причину жалобы и правильно оказать помощь с помощью медицинского препарата. У каждого ребенка есть карточка, в которой зафиксированы все сопутствующие заболевания и возможные их проявления. Поэтому, медицинский работник, сверившись с записями в карточке, может решить какое средство использовать в том или ином случае. Все расходы медикаментов записываются в специальный журнал.
В случае планового проведения прививок расходный материал так же фиксируется в журнале, количество.

Можно ли применять медикаменты, которые не обозначены в регламенте ДОУ

Очень много возникает вопросов по поводу того, как быть в том случае, если ребенку врач прописал определенные лекарства, а в детсаду или в школе отказываются их давать. Даже в том случае если у ребенка есть запись в медкарте о назначении. Работники учреждения, должны быть поставлены в известность, что ребенку необходимо в определенные часы принимать лекарственный препарат, более того они обязаны проконтролировать этот процесс, особенно если речь идет о дошкольнике. Естественно должно быть подтверждение такой необходимости – документом от врача поликлиники. Можно записывать в карточку ребенка, когда и в каком количестве выдавались средства. Если медперсонал учреждения отказывается это делать, родители вправе настоять и обратиться в вышестоящие инстанции с требованием обеспечить возможность лечения ребенка. Важно иметь для этого медицинское заключение и настойчивость в решение вопроса.

Основные мероприятия по комплектации медикаментами ДОУ

В любом детском учреждении есть ответственное лицо за комплектацию, месторасположение и контроль за своевременной комплектацией и хранением лекарств. Прежде всего, это руководитель учреждения. Вторым ответственным является медицинский работник, прикрепленный к этому учреждению.
И третьим является воспитатель группы дошкольного учреждения или учитель класса. Главными задачами ответственных лиц являются:

  • организация помещения для медицинского осмотра и оказания помощи;
  • определение места хранения аптечки для оказания первой помощи в каждой группе, классе или в медкабинете;
  • утверждение правил использования медикаментов и четкой регистрации их расхода ответственными лицами в журналах;
  • своевременное обновление и пополнение аптечек необходимыми медикаментами;
  • проведение ревизии медикаментов и их списание;
  • укомплектовывать аптечки только препаратами разрешенными законодательно.

Очень важное место в работе ДОУ занимает профилактическая работа и санитарно-просветительная работа с родителями. Медицинские работники обязаны проводить с родителями беседы о применении медикаментов, о профилактике заболеваний, о возрастных изменениях организма ребенка и их последствиях, о значении прививок и вакцинации. Использование любых медицинских препаратов в стенах детских образовательных учреждений должно согласовываться с родителями ребенка и с их согласия. В сомнительных случаях следует вызывать родителей в учреждение, ставить в известность поликлинику, в которой ребенок наблюдается. Всегда следует помнить о том, что все ДОУ обязаны следить за здоровьем детей и своевременно оказывать им квалифицированную медицинскую помощь.

Источник: https://www.resobr.ru/article/63332-qqq-18-m8-medikamenty-v-dou

Документальное оформление списания медикаментов

Действующим НПА, который регламентирует учет лекарственных средств в медицинских бюджетных учреждениях (БУ), является инструкция, утвержденная приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.

Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй — у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы. На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

  • книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ):
  • ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ).

Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 — для учреждения, 2 — для поставщика) и 5 экземпляров (2 — для учреждения, 3 — для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

Бухгалтерский учет списания медикаментов

Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

  • по фактической стоимости единицы;
  • по средней фактической стоимости.

Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

Сср = (Сн + Сп) / (Кн + Кп),

где:

Сср — средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;

Сн — стоимость медикаментов на начало месяца;

Сп — стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;

Кн — количество медикаментов на начало месяца;

Кп — количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

Пример расчета средней фактической стоимости ищите в статье «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Перечень проводок, которыми отражается списание медикаментов в БУ, можно посмотреть в таблице.

Скачать проводки

Подробную информацию об учете медикаментов в БУ ищите в статье «Учет медикаментов в бюджетных учреждениях (нюансы)».