Внеочередное получение жилья

Имеет ли право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке гражданин, жилое помещение которого признано непригодным для проживания? Имеет ли значение для целей предоставления во внеочередном порядке жилья тот факт, что указанный гражданин до признания жилья непригодным для проживания не состоял на учете (не стоял в очереди) граждан нуждающихся в жилых помещениях? Имеет ли значение на каком праве занимал гражданин признанное непригодным жилье: на основании договора социального найма или на праве собственности?

Ответ:

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Как следует из пункта 1, части 2, статьи 57 ЖК РФ, «вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат»..

Следует отметить, что пункт 1 части 2 статьи 57 подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Р.В. Алексеев оспаривал конституционность пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Как следует из представленных материалов, Постановлением администрации Окуловского муниципального района от 28 апреля 2007 года Р.В. Алексеев на основании представленных им документов об уничтожении в результате пожара принадлежавшего ему на праве собственности жилого дома был признан малоимущим и поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не согласившись с тем, что к нему применен общий порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, предполагающий соблюдение очередности, Р.В. Алексеев обратился в Окуловский районный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Окуловского муниципального района о предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку его жилье непригодно для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит, а другого жилья он не имеет.

Решением Окуловского районного суда Новгородской области от 6 ноября 2007 года исковые требования заявителя были удовлетворены, однако определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 12 декабря 2007 года это решение было отменено и вынесено новое — об отказе в удовлетворении требования заявителя. Суд кассационной инстанции исходил из того, что пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, а также занимающих жилые помещения иных форм собственности при условии, что на момент возникновения чрезвычайных обстоятельств они состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года Р.В. Алексееву отказано в передаче жалобы для рассмотрения судом надзорной инстанции.

По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 40 (части 1 и 3), в той мере, в какой оно с учетом смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, допускает предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, только если они до наступления обстоятельств, послуживших причиной утраты жилого помещения, состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Конституционный Суд РФ определил, что «Пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике».

При этом в мотивировочной части КС РФ указал следующее.

Из конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) — при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Однако, напомним, что предоставление гражданам (жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат) жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, возможно только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. жилье предоставляется малоимущим гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

Согласно части 2, статьи 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно части 1, статьи 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В Определении от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Артюкиной М. В., Кошолкиной М. В., Федотова С. В., Федотовой Л. С., Фисунова В. И., Честных В. И. И Шарковой А. В. На нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ» Конституционный Суд РФ также указал следующее:

«…Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия, и части 6 статьи 57 данного Кодекса, по смыслу которой комната по договору социального найма может быть предоставлена только в случае ее освобождения в коммунальной квартире.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) — при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище».

публикации «вопрос-ответ» по теме: «Аварийное и ветхое жилье, снос домов, расселение, выселение из непригодного для проживания жилья. Предоставление иного жилья или выкуп. Вопросы-ответы (обзор судебной практики)».

См. также более поздний обзор практики на данную тему: «Расселение аварийного дома, предоставление жилья. Судебная практика ВС РФ»

Источник: http://logos-pravo.ru/vneocherednoe-predostavlenie-zhilya-vzamen-neprigodnogo-dlya-prozhivaniya-esli-ne-sostoyal-v

Россияне, не имеющие своего жилья и признанные нуждающимися в улучшении условий проживания, могут получить в найм социальное жилье от государства.

Что в 2019 году подразумевается под социальным наймом жилья? Далеко не каждый гражданин может приобрести жилье.

При этом заключение аренды недвижимости тоже недоступно по причине высокой стоимости. Потому на законодательном уровне учреждена программа по предоставлению социального жилья.

Получателями услуги являются граждане, относящиеся к льготным категориям или признанные нуждающимися в жилплощади. Что в 2019 году представляет собой социальный найм жилья?

Основные моменты

Благодаря приватизации в постперестроечный период и активному строительству в России основная часть жилого фонда принадлежит к частной собственности.

Но тем не менее некоторая часть жилья принадлежит государству. И такая жилплощадь предоставляется нуждающимся в жилье гражданам.

На практике это выглядит как предоставление человеку жилья для постоянного проживания. При этом в предоставленной квартире/доме можно жить, регистрироваться, прописывать членов своей семьи.

То есть фактически проживание в социальном жилье почти не отличается от владения собственной жилплощадью. Основное отличие – невозможность распоряжения социальным жильем с точки зрения отчуждения собственности.

Однако возможность получения соцжилья не значит, что получить жилплощадь может любой гражданин.

Существуют категории граждан, имеющие приоритет перед остальными претендентами. Кроме того, некоторые нюансы сопровождают заключение договора соцнайма.

Что это такое

Социальный найм жилья представляет собой сделку между гражданином и органом госвласти, в чьем ведении находится государственное/муниципальное жилье.

Заключается договор найма, на основании которого у нанимателя возникает право использовать жилплощадь.

Согласно договору гражданин получает:

  • право проживания в жилье;
  • использование всех удобств и предоставляемых услуг;
  • возможность приватизации (при определенных условиях).

Конечно, оплачивать получаемые услуги нанимателю предстоит за счет собственных средств. Но выкупать жилье не потребуется.

Договор соцнайма заключается на неопределенный срок и расторгается только в случае несоблюдения нанимателем правил проживания в социальном жилье.

Порядок предоставления социального жилья в пользование регламентирован жилищным законодательством. Жилплощадь предоставляют в порядке очереди.

Человек, претендующий на заключение договора соцнайма, обращается в органы власти по месту проживания, подает необходимые документы.

Уполномоченные органы проверяют соответствие заявителя определенным критериям и при положительном решении ставят его в очередь на получение жилья.

Когда решение о предоставлении жилья принимают федеральные органы власти, то жилплощадь предоставляют из госфонда. Если решение принято муниципальными властями, то они и выделяют жилье.

Для кого это доступно

Кому предоставляется соцжилье? Правом на получение социального жилья располагают граждане, которые официально признаны малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Отдельные категории граждан имеют право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма. Это:

  • лица, страдающие тяжелыми заболеваниями;
  • лица, живущие в помещениях, в которых не соблюдены нормы проживания.

Специальные федеральные законы определяют категории лиц, которые тоже вправе получить социальное жилье:

  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • дети, являющиеся сиротами или оставшиеся без родительского попечения;
  • ветераны ВОВ;
  • военнослужащие;
  • лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и ЧС.

Местные органы власти могут включать в установленный перечень и иные категории лиц. Например, в некоторых регионах претендовать на заключение договора соцнайма вправе:

  • неполные семьи;
  • многодетные семьи;
  • молодые специалисты и т. д.

Правовая база

Предоставление социального жилья гражданам по договорам соцнайма регламентировано действующим Жилищным кодексом РФ (ФЗ № 188 от 29.12.2004). Непосредственно нюансы соцнайма рассмотрены в гл.8 ЖК РФ.

Здесь определено, что реализуется договор социального найма при участии двух сторон – государства или муниципалитета и лица, получающего жилплощадь.

Основным правом гражданина после подписания договора соцнайма становится право пользования жильем.

При этом п.2 ст.60 ЖК РФ гласит, что данное право бессрочно и гражданина не могут выселить из предоставленной квартиры на основании истечения срока договора.

Перечень прав нанимателя соцжилья установлен п.1 ст.67 ЖК РФ. Если гражданин не соблюдает установленный порядок пользования жилплощадью, то к нему могут применяться санкции.

Так п.4 ст.83 ЖК РФ определяет, что наймодатель вправе расторгнуть договор найма, если наниматель использует жилье не по назначению.

Поскольку социальный найм является сделкой договорного характера, некоторые моменты регулирует гражданское законодательство.

Порядок заключения договора о пользовании социальным жильем, пролонгации и расторжении соглашения регулируется гл.35 ГК РФ.

Как получить жилье по договору социального найма

Получение социального жилья начинается с обращения в уполномоченный орган и подтверждения права на льготную жилплощадь.

Обращаться следует в административный орган власти по месту проживания. Общий порядок действий гражданина, претендующего на заключение договора соцнайма, выглядит так:

  1. Обращение в уполномоченный орган и предоставление необходимого пакета документов.
  2. Ожидание решения госоргана и получение согласия или отказа.
  3. Постановка на учет как лица, нуждающегося в жилплощади.
  4. Ожидание предоставления жилья.
  5. Получение письменного решения госоргана о предоставлении жилья.
  6. Подача необходимых документов.
  7. Заключение договора.
  8. Вселение в полученное жилье и постановка на регистрационный учет.

Фактически ничего сложного нет, если правильно подготовить документы. Проблема в том, что очередь может быть достаточно большой, а нужным количеством жилья муниципалитет попросту не располагает.

Поэтому ждать своей очереди можно несколько лет, но все же это шанс улучшить условия проживания, если другой возможности нет.

Условия получения

Первым этапом получения социального жилья становится признание гражданина лицом, нуждающимся в жилье. Порядок процедуры установлен ст.49 ЖК РФ.

В частности претенденту потребуется документально подтвердить свою принадлежность к льготным категориям граждан.

Второй этап – постановка на жилищный учет и регистрация в общей очереди. Если гражданин обладает приоритетным правом на получение жилья, то получить жилплощадь он может достаточно быстро.

Социальный жилищный фонд предполагает резервирование определенной части помещений. Это специализированное жилье, выделяемое в экстренных случаях.

Когда гражданин просто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, то жилье он получит в порядке очереди.

Важно! Ст.53 ЖК РФ устанавливает, что лица, которые преднамеренно ухудшают состояние своего жилья с целью получения квартиры от государства, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий только по истечении пяти лет с момента нарушения.

В целом для получения социального жилья гражданин должен проживать в одном и том же населенном пункте/регионе не меньше десяти лет.

При этом он должен поддерживать имеющееся жилье в нормальном состоянии по мере своих возможностей.

Кроме того запрещено прописывать у себя иных лиц с целью уменьшить учетную норму жилплощади на человека.

Какие могут понадобиться документы

Постановка на учет с целью получения жилья осуществляется не со слов претендента, а на основании документов. При чем подавать документы придется дважды.

Первый раз – при постановке на учет, чтобы подтвердить право на льготу. Второй раз – при получении жилья с целью подтверждения, что обстоятельства не поменялись и гражданин по-прежнему нуждается в жилье.

Необходимый пакет документов включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • справка о месте прописки;
  • справка о составе семьи;
  • выписка из домовой книги по месту проживания;
  • выписка о состоянии финансового лицевого счета;
  • справка из Росреестра об отсутствии у заявителя и членов его семьи в собственности иного жилья.

К сведению! Госорганы обязательно проверят предоставленные сведения и истинное материальное положение заявителя, а также его причины.

Например, если семья нуждается потому что взрослые члены семейства не работают и ведут аморальный образ жизни, то вряд ли заявителя признают нуждающимся в улучшении условий проживания.

После подачи документов и принятия положительного решения уполномоченным органом гражданин ставится в очередь.

Как получить ипотеку на земельный участок в банке ВТБ 24 смотрите в статье: ипотека на земельный участок в ВТБ 24.

Какие документы нужны для регистрации новорожденного по месту жительства, .

Когда находится/освобождается подходящее жилье гражданин снова подает указанные документы и с ним заключается договор социального найма. Типовой договор социального найма жилого помещения можно .

Права и обязанности сторон

При заключении любого договора у сторон возникают права и обязанности. Они регламентированы для нанимателя ст.67 ЖК РФ, а для наймодателя – ст.65 ЖК РФ.

Наниматель имеет право:

  • вселять в жилье иных лиц с согласия наймодателя;
  • требовать от наймодателя исполнения обязанностей по договору.

Наниматель обязан:

  • использовать жилье по назначению;
  • поддерживать надлежащее состояние помещения;
  • своевременно вносить плату за пользование жилплощадью.

Наймодатель имеет право:

  • получать плату за жилье от нанимателя;
  • требовать оплаты коммунальных услуг.

Наймодатель обязан:

  • обеспечивать предоставление комуслуг;
  • проводить капремонт помещения.

Также договор соцнайма может содержать и иные условия, предусмотренные сторонами и нормативными положениями.

Можно ли его приватизировать

ФЗ № 1541-1 предусматривает возможность приватизации гражданами социального жилья. Причем участвовать в приватизации может не только наниматель, но и прописанные члены семьи.

Для проведения приватизации потребуется обратиться в Департамент жилищного фонда по месту проживания и подать необходимые документы.

В течение 2-3 месяцев будут рассмотрены документы и с гражданином заключат договор приватизации. На его основании можно оформить право собственности на жилье.

Упомянуть нужно и о служебном жилье, которое предоставляют своим сотрудникам различные ведомства. Предполагается, что в таком жилье гражданин поживает до момента увольнения.

Если человек захочет приватизировать служебное жилье, ему потребуется сначала перевести его в социальный фонд.

Перевод служебного жилья в социальный найм осуществляется по заявлению собственника (ведомства) или самого гражданина с согласия владельца. Далее заключается договор соцнайма и осуществляется приватизация.

Заключение договора через суд

В некоторых случаях договор соцнайма заключается на основании решения суда. В частности речь идет о тех случаях, когда человек живет в квартире на основании ордера на жилье, выданного в советский период.

Госорганы обязан заключить с гражданином договор о социальном найме на основании предоставления ордера.

Если ордер по какой-то причине утерян, потребуется обращаться в суд, чтобы доказать право на проживание в государственном жилье. В суд подается исковое заявление на признание права пользования жильем.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие проживание на конкретной жилплощади, срок проживания, факт надлежащего использования жилья, выписки из архивов о предоставлении жилья.

Если суд решит, что гражданин действительно имеет право на проживание в соцжилье, то органы госвласти обязаны заключить с ним договор соцнайма.

Какова его стоимость

Оплата за социальное жилье включает в себя:

Арендную плату по договору Малоимущие граждане обычно освобождаются от оплаты
Оплату комуслуг Определяется действующими нормативами в стандартном порядке
Плату за содержание и ремонт помещения Устанавливается местными органами управления

То есть фактически оплачиваются те же услуги, что и при владении собственным жильем. Однако обладатели социального жилья не оплачивают капремонт, за них вносит оплату непосредственный собственник жилья.

Кроме того, они освобождены от оплаты имущественного налога, поскольку жилплощадь не является их собственностью.

В Москве

Получить соцжилье в Москве достаточно сложно, хотя бы потому, что свободной жилплощади намного меньше, чем претендентов на нее.

Учитывая, что стоимость жилья в столице очень высока, то практически бесплатное жилье от государства весьма востребовано.

При этом многие граждане, ранее приватизировавшие квартиры, сейчас обращаются к процедуре приватизации.

Содержать свое жилье – дорого, намного дешевле проживать в социальном жилье, основные расходы за которое несет государство.

С целью борьбы с деприватизацией, а также для улучшения условий получения жилплощади действительно нуждающимися лицами, Правительство Москвы приняло решение в 2019 году повысить стоимость социального найма жилья.

Видео: договор социального найма. Кто может быть нанимателем

Если раньше оплата взималась в размере около 2,64 рублей за квадратный метр, то теперь планируется поднять цену до 21,11 руб./кв. м.

Такое увеличение должно уравнять в правах владельцев собственного жилья и нанимателей социальной жилплощади.

В Санкт-Петербурге

В СПб порядок предоставления социального жилья отличается особыми требованиями к получению статуса малоимущего гражданина.

Так семья должна соответствовать следующим требованиям:

Стоимость имеющегося жилья не превышает 550 000 рублей
Совокупный доход семьи не превышает двух прожиточных минимумом 13 000 рублей

В остальном условия постановки в очередь на жилье в Санкт-Петербурге такие же, как и в Москве.

Где можно оформить ипотеку под залог недвижимости без первоначального взноса узнайте из статьи: ипотека под залог недвижимости без первоначального взноса.

Как проверить квартиру на чистоту при покупке, .

Про ипотеку в Красноярске без первоначального взноса, .

Плата за социальное жилье в СПб составляет примерно 6 000-8 000 рублей за однокомнатную квартиру, около 10 000 рублей – за двушку и около 15 000 рублей за трехкомнатную квартиру.

Получение государственного жилья в социальный найм – неплохой способ улучшить жилищные условия.

Но стоит учитывать, что ждать жилья можно годами и все это время очередник должен соответствовать требованиям программы. Поэтому по факту получают жилье обычно те граждане, которые в нем действительно нуждаются.

Источник: http://jurist-protect.ru/socialnyj-najm-zhilja/

Кто имеет право на получение жилья вне очереди?

Жилье может быть предоставлено гражданам вне очереди по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 91.15 ЖК РФ).

Вне очереди жилые помещения вправе получить, в частности, следующие категории граждан.

1. Граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции

Для признания жилого помещения непригодным для проживания (в целях получения нового жилья) должны быть определенные основания (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Так, жилое помещение признают непригодным для проживания, если будут выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие (п. 33 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47):

  • ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или эксплуатационных характеристик отдельных его частей, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  • изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

2. Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание

В данном случае наличие тяжелой формы хронического заболевания, включенного в определенный перечень, должно быть подтверждено медицинским заключением (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Справка. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний

К тяжелым формам хронических заболеваний, при которых страдающие ими граждане вправе получить жилое помещение без очереди, относятся (Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378):

— активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза;

— злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;

— хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

— эпилепсия с частыми припадками;

— гангрена конечностей;

— гангрена и некроз легкого;

— абсцесс легкого;

— пиодермия гангренозная;

— множественные поражения кожи с обильным отделяемым;

— кишечный и уретральный свищи.

3. Дети-инвалиды — сироты или без попечения родителей, проживающие в организациях социального обслуживания

Эта категория граждан подлежит обеспечению жилыми помещениями вне очереди по достижении инвалидом возраста 18 лет, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни (ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

4. Педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Эта категория граждан имеет право на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, а также право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 6 ч. 5 ст. 47 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

5. Прокуроры РФ

Вне очереди по решению Генерального прокурора РФ жилые помещения предоставляются прокурорам, переведенным на службу в другую местность на должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, их заместителей (п. 7 Приказа Генпрокуратуры России от 12.11.2014 N 616).

Примечание. Служебные жилые помещения предоставляются прокурорам в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы.

6. Граждане, выселяемые в связи с чемпионатом мира по футболу FIFA 2018 г.

Гражданам, выселяемым из занимаемых по договору социального найма жилых помещений или жилых помещений в общежитиях в связи со сносом домов для размещения объектов инфраструктуры, предназначенных для чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., вне очереди предоставляются жилые помещения по договору социального найма (ч. 3 ст. 31 Закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ).

Связанные вопросы

Кого можно признать нуждающимся в жилом помещении для получения социального жилья?

Как переселиться из аварийного жилья?

Источник: https://zakonius.ru/zhile-i-nedvizhimost/kto-imeet-pravo-na-poluchenie-zhilya-vne-ocheredi

Внеочередное получение жилья

Только статус инвалида I группы не дает вам права на получение жилья, для этого в установленном законом порядке вы должны быть признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов РФ. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Ранее п. 5 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901, предусматривалось, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке. К сожалению, 13 апреля 2018 г. этот документ утратил силу.

В связи с этим в настоящее время вы не обладаете правом на внеочередное получение жилого помещения.

Источник: https://pravo.rg.ru/rubrics/question/5477/