Вывод в распоряжение военнослужащих

Порядок зачисления военнослужащих в распоряжение командира

Основным документом, регулирующим порядок зачисления военнослужащих в распоряжение командира, является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон N 53-ФЗ). В соответствии с ним военнослужащий проходит военную службу на воинской должности. Исключение сделано для военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира на основаниях, приведенных в п. 4 ст. 42 Федерального закона N 53-ФЗ. В то же время в Законе не раскрывается, что считать зачислением военнослужащего в распоряжение командира, а представленный в нем перечень оснований неокончательный, и он может быть расширен иными законодательными актами.

В частности, таким документом, как Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы», утвердивший Положение о порядке прохождения военной службы (далее — Положение о военной службе). В нем даны определение зачисления военнослужащего в распоряжение командира и более широкий перечень условий такого зачисления по сравнению с представленным в указанной статье Федерального закона N 53-ФЗ. Исходя из п. 1 ст. 13 Положения о военной службе для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Также в Положении о военной службе определены сроки, на которые осуществляется зачисление военнослужащего в распоряжение командира:

а) в случае освобождения от воинской должности (должности) — не более чем на три месяца;

б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более чем на шесть месяцев;

в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу. Одним из условий отстранения военнослужащего от должности является совершение им деяния, подпадающего под признаки состава преступления (в рамках уголовно-процессуального производства). Как определено ст. 114 УПК РФ, оно осуществляется на основании вынесенного в целях обеспечения порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора следователем военной прокуратуры ходатайства перед судом об отстранении от должности при привлечении военнослужащего в качестве подозреваемого или обвиняемого. Ходатайство представляется судье, который в течение 48 часов выносит постановление, определяющее временное отстранение военнослужащего от должности или отказ в этом. Согласно пп. «в» п. 2 ст. 13 Положения о военной службе исполнение постановления суда об отстранении военнослужащего от должности производится, как правило, не на основании приказа об отстранении от должности, а путем освобождения его от должности и зачисления в распоряжение командира до вынесения судом решения. Однако исходя из п. 1 ст. 13 Положения о военной службе исполнение названного подпункта является правом, а не обязанностью командира — он имеет право издать приказ о временном отстранении военнослужащего от должности.

Какой может быть выход из этой ситуации у военнослужащего? В соответствии со ст. 114 УПК РФ отстранение от должности отменяется, если в этом нет необходимости. После чего изданный ранее приказ о временном отстранении военнослужащего от должности признается утратившим силу;

г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе — до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 (далее — Положение о военно-врачебной экспертизе). Исходя из п. 34 данного Положения в отношении военнослужащего, признанного негодным к военной службе, военно-врачебная комиссия выносит заключение о необходимости предоставления освобождения до исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части;

д) в связи с переводом из ВС РФ в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой — не более чем на три месяца;

е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца — до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;

ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного — до его освобождения;

з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, — до окончания этого отпуска;

и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона N 53-ФЗ и Положением о военной службе, — до его исключения.

На военнослужащих, зачисляемых в распоряжение командира (начальника), в соответствии с Инструкцией об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Минобороны России от 30.09.2002 N 350, оформляется представление по утвержденной форме, которое направляется через кадровые органы учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, соответствующим должностным лицам. Помимо представления направляются:

  • копия аттестационного листа (при назначении на воинскую должность в порядке плановой замены);
  • личное дело и другие документы (если необходимость их представления установлена вышестоящим кадровым органом);
  • рапорт военнослужащего о согласии с назначением — в случае назначения на высшую воинскую должность или на низшую воинскую должность (в связи с организационно-штатными мероприятиями, по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии либо по личной просьбе военнослужащего).

В учреждениях силовых ведомств издаются ведомственные нормативные документы, регулирующие как порядок зачисления военнослужащих в распоряжение командира, так и выплату денежного довольствия таким военнослужащим. Например, в ФСБ России это Приказ N 367 <1>, в МВД России — Приказ N 680 <2>, в ФСО России — Приказ N 121 <3>. Принимая во внимание, что данные Приказы практически идентичны, рассмотрим порядок зачисления военнослужащего в распоряжение командира в органах ФСБ России.

<1> Приказ ФСБ России от 25.06.2005 N 367 «Об утверждении Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение руководителя (начальника)».
<2> Приказ МВД России от 25.10.2004 N 680 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты денежного довольствия военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение командира (начальника)».
<3> Приказ ФСО России от 14.04.2005 N 121 «О Порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих федеральных органов государственной охраны, проходящих военную службу по контракту, зачисленных в распоряжение командира (начальника)».

В зависимости от условий данного зачисления, предусмотренных ст. 13 Положения о военной службе, в ФСБ России установлены сроки, в течение которых оно производится. Так, зачисление военнослужащего в распоряжение командира осуществляется:

  • в случае освобождения от воинской должности, а также в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, возбуждением уголовного дела, с переводом из ВС РФ в учреждение силового ведомства и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой, при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части — со дня, следующего за днем окончания сдачи дел и должности;
  • в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе — до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;
  • в связи с безвестным отсутствием более одного месяца, а также с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного — с даты, с которой военнослужащие в соответствии с приказом органа безопасности считаются безвестно отсутствующими, находящимися в плену, в качестве заложников или интернированных;
  • в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, — со дня, следующего за днем реформирования (упразднения) органа безопасности;
  • окончившего военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру и назначенного на воинские должности, подлежащие замещению лицами с необходимым уровнем образования и предусмотренные соответствующим перечнем воинских должностей, — со дня, следующего за днем подписания приказа об окончании военного образовательного учреждения.

Обратимся к судебной практике применения Положения о военной службе к военнослужащим, зачисленным в распоряжение командира, — Решение Военной коллегии ВС РФ от 09.03.2005 N ВКПИ04-132. ВС РФ рассмотрел заявление гражданина, который просил признать нормы указанного Положения противоречащими Конституции РФ, а также иным законодательным актам. По его мнению, упомянутые нормы, регулирующие порядок зачисления в распоряжение командира военнослужащих, уволенных с военной службы, лишают их различных прав и льгот, предусмотренных законодательством о воинской обязанности и военной службе, препятствуют в осуществлении права на свободный выбор рода деятельности и профессии, ограничивают права на жилище и нарушают конституционный принцип равенства прав и свобод человека.

Рассмотрев заявление, ВС РФ не нашел оснований для удовлетворения требований.

Из содержания пп. «и» п. 2 ст. 13 Положения о военной службе усматривается, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира допускается при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона N 53-ФЗ и Положением о военной службе, до его исключения. Вместе с тем военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно — не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Следовательно, Федеральный закон N 53-ФЗ и Положение о военной службе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Кроме того, зачисление заявителя в распоряжение командира было вызвано тем, что в соответствии со ст. ст. 15, 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон N 76-ФЗ) для увольнения с военной службы по состоянию здоровья военнослужащий, прослуживший 10 и более лет и нуждающийся в получении жилья, должен дать свое согласие на увольнение без предоставления жилья с оставлением в списке очередников на получение жилья по месту службы. Заявитель такого согласия не давал, чем и было обусловлено его зачисление в распоряжение командира части.

Выплата денежного довольствия

Обобщая нормы законодательства РФ о выплатах военнослужащим, зачисленным в распоряжение командира, отметим, что им производятся выплаты денежного довольствия в иных размерах, которые отличаются от выплат, предусмотренных военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и замещающим воинские должности.

Рассмотрим особенности получения денежного довольствия военнослужащими, установленные Приказом ФСО России N 121. Перечень положенных военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение командира, выплат приведен в п. 1 Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим ФСО, утвержденного данным Приказом. Этот перечень незакрытый и может предусматривать иные дополнительные выплаты помимо указанных. В частности, военнослужащим ФСО выплачиваются:

а) оклад по воинской должности, получаемый военнослужащим перед зачислением в распоряжение командира;

б) оклад по воинскому званию;

в) процентная надбавка за выслугу лет. Она приведена в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2000 N 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей». Ее размер составляет от 5 до 70% оклада денежного содержания военнослужащего;

г) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50% оклада по воинской должности, получаемого перед зачислением в распоряжение командира. Стоит отметить, что в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и замещающих воинские должности, выплата указанной надбавки производится в размерах до 120% согласно нормам Федерального закона N 76-ФЗ. Кроме того, в увеличенном размере она выплачивается отдельным сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, проходящим службу (военную службу по контракту) в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, с целью возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц (Постановление Правительства РФ от 31.01.2005 N 47 «О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту»);

д) ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада по последней занимаемой воинской должности. Основным нормативным документом, предусматривающим выплату денежного поощрения, является Указ Президента РФ от 18.02.2005 N 177;

е) надбавка за знание иностранного языка. Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 27.01.1993 N 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» размер надбавки не может превышать 20% оклада по воинской должности;

ж) надбавка за ученое звание и ученую степень. Она приведена в п. 6.1 ст. 13 Федерального закона N 76-ФЗ и устанавливается к должностным окладам в следующих размерах:

  • 40% за должность доцента;
  • 60% за должность профессора;
  • 3000 руб. за ученую степень кандидата наук;
  • 7000 руб. за ученую степень доктора наук.

з) надбавка военнослужащим, награжденным нагрудным знаком «Почетный сотрудник ФСО России», «Почетный сотрудник контрразведки», «Почетный сотрудник федеральных органов правительственной связи и информации», «Почетный сотрудник Спецсвязи России», «Почетный сотрудник госбезопасности» или «Почетный сотрудник государственной безопасности».

Как уже было указано, помимо предусмотренных выплат военнослужащие могут получать и иные дополнительные выплаты. Главное условие их получения военнослужащими, зачисленными в распоряжение командира, — наличие в нормативных законодательных актах федеральных органов исполнительной власти дополнительных выплат военнослужащим в случае прохождения ими военной службы не на воинских должностях. К ним можно отнести, например, выплату командировочных расходов в случае направления военнослужащих в служебные командировки, компенсационные выплаты взамен продовольственного пайка, за наем (поднаем) жилых помещений, за санаторно-курортное лечение.

Помимо зачисления военнослужащего в распоряжение командира, он может быть допущен к временному исполнению обязанностей по вакантной воинской должности согласно ст. 12 Положения о военной службе. При этом состав выплачиваемого ему денежного довольствия аналогичен рассмотренному выше, за исключением оклада по воинской должности, так как в этом случае он получает оклад по временно исполняемой воинской должности.

При нахождении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, зачисленного в распоряжение командира в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к его денежному довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Обратите внимание: военнослужащим, обеспеченным в текущем месяце денежным довольствием в полном объеме по занимаемой штатной воинской должности, но зачисленным впоследствии в распоряжение командира ранее даты выплаты им указанного денежного довольствия, перерасчет денежного довольствия не производится (п. 4 Приказа ФСО N 121).

А.Кантеровский

Эксперт журнала

«Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/1982-osobennosti-naxozhdeniya-voennosluzhashhix-rasporyazhenii-komandira

Указом Президента РФ ОППВС установлено, что военнослужащий в распоряжении подпадает под компетенцию начальника/командира военной части. Только командир ВЧ наделен полномочиями отдавать приказы и распоряжения заштатникам. С одной стороны, это нормативное требование регламентирует порядок нахождения армейца за штатом, но с другой — не дает необходимой конкретики, которая требуется при определении объема обязанностей служащего в каждом отдельном случае. По этой причине заштатник должен руководствоваться общей армейской обязанностью — выполнять приказы своего командира, а уже насколько правомерны такие распоряжения, и кто несет ответственность за их исполнение — это нужно определять, исходя из сложившейся ситуации, и руководствуясь положениями общевоинских уставов.

Кого и как выводят за штат

Зачисление работающего военнослужащего в распоряжение — это фактически снятие его с должности без окончательного увольнения. Таким правом наделены руководители, в полномочия которых входит назначение служащих на данную вакансию. Список должностных лиц, обладающих правом подписывать приказы по личному составу, утверждается Министерством обороны РФ.

Например, если начальник ВЧ назначил вас на должность инспектора финансово-экономического отдела ВЧ, то и вывести в распоряжение с этой должности может только этот руководитель в случае:

  • сокращения или освобождения от должности, ликвидации части;
  • регистрации уголовного дела по обвинению армейца;
  • нахождения в плену;
  • невозможности увольнения (декретницы, служащие до предоставления бесплатного жилья, если оно положено по закону).

В приказе на выведение за штат указывается срок, в который армеец обязан сдать свои дела и оружие. Дата выполнения этого пункта приказа считается сроком выведения в распоряжение.

Периоды нахождения за штатом:

  • при освобождении от выполнения должностных обязанностей — не более 3-х месяцев (на этот шаг руководство идет при понижении армейца в должности);
  • при сокращении – до 6-ти месяцев;
  • для обвиняемых — до момента вступления приговора по делу в законную силу;
  • для декретниц — до окончания декретного отпуска;
  • для тех, кто ждет квартиру — до момента предоставления жилья.

В течение указанного периода заштатнику выплачивается денежное содержание (ЕДВ) по последней должности и все положенные надбавки (кроме секретности). После истечения срока выплаты должны быть прекращены, а также принято решение о дальнейшем пребывании заштатника на военной службе.

В период нахождения за штатом армейцу запрещено устраиваться на гражданские должности, заниматься предпринимательством, и покидать пределы РФ. Если будет установлено нарушение этого запрета, то военнослужащего привлекут к материальной и административной ответственности.

Выведение армейца за штат считается процедурой с высоким риском возможного нарушения прав военнослужащего. В этой ситуации нужно выбрать максимально грамотную тактику поведения с командованием, чтобы не оказаться на гражданке без квартиры, пенсии и дополнительных социальных льгот.

Как служить за штатом

Армейцы, находящиеся в распоряжении, могут привлекаться к выполнению общих и специальных воинских заданий. Это значит, что на служащего возлагаются все обязанности, которые он выполнял по службе, кроме должностных полномочий.

Данное требование не распространяется на контрактников, которые находятся в отпуске, на лечении, содержатся под стражей.

Общие обязанности военнослужащего за штатом:

  • соблюдать распорядок дня ВЧ;
  • следовать правилам ношения формы;
  • выполнять приказы командира ВЧ;
  • соблюдать субординацию и порядок уставных взаимоотношений с военнослужащими;
  • не нарушать воинскую дисциплину.

Соответственно, если вас вывели за штат, вы все равно обязаны являться в военную часть, докладывать о своем прибытии начальнику/командиру ВЧ, и следовать Уставу. Неявка на службу может быть расценена командованием как нарушение воинской дисциплины, и заштатника привлекут к дисциплинарной ответственности за грубый проступок. За такое нарушение может быть применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения по отрицательным мотивам (НУК).

Более того, заштатник может быть привлечен к уголовной ответственности, если не будет являться на службу более 10-ти дней.

Из реальных обязанностей, которые могут быть поручены распоряженцу — командировки, организация и участие в мероприятиях, не связанных с доступом к государственной тайне и оружию.

Выполнение специальных задач

Специальными армейскими обязанностями считаются:

  • хождение в наряды и караул;
  • дежурства;
  • участие в специальных операциях при чрезвычайных происшествиях и так далее.

Согласно обще-воинскому Уставу, каждый армеец должен выполнять эти обязанности по приказу командира. Однако есть ли такая обязанность у служащего, выведенного за штат? Эксперты в вопросах военного права единогласно утверждают, что нет.

Во-первых, заштатник не имеет право на ношение оружия. Если организованные специальные мероприятия допускают участие безоружных военнослужащих, то теоретически выполнение таких обязанностей может быть возложено на распоряженца, но на практике таких ситуаций не возникает. Более того, заштатнику запрещается выдавать чужое оружие, не закрепленное за ним приказом. В противном случае, любое ЧП с участием такого боевого оружия может стать причиной огромного количества неприятностей для командира ВЧ.

Во-вторых, после выведения за штат прекращается доступ армейца к секретным сведениям, государственной и военной тайне. Выполнение специальных задач невозможно без получения секретной информации, фактически заштатник не имеет права получать и использовать такие сведения для выполнения поставленных задач. Срыв мероприятий по вине отсутствия у их участника специальных допусков к информации — проблема для руководства.

Таким образом, очевидно, что привлечение распоряженца к исполнению специальных обязанностей грозит большими неприятностями для командования ВЧ, и именно поэтому в большинстве случаев военнослужащих за штатом обязывают выполнять только общие воинские требования.

Приглашаем обсудить проблемные вопросы службы за штатом и возможные пути защиты своих прав.

Источник: https://nagrazhdanke.ru/sluzhba-v-vs/voennosluzhashhiy-v-rasporyazhenii/

Обязанности военнослужащего в распоряжении (за штатом)

Вас вывели в распоряжение (за штат) командира войсковой части. Сразу возникает вопрос, какие обязанности должен выполнять военнослужащий в распоряжении (за штатом). Имеют ли право назначать в наряд, отправлять в командировки и вообще, что обязан делать, а что нет. Ни в одном военном законодательстве не прописано конкретно, какие обязанности должен выполнять военнослужащий в распоряжении (за штатом).

Как гласит мудрое изречение : «Вернись на землю, если твой мозг затуманен и сердце пусто. Только вернувшись к началу, можем мы увидеть путь». Поэтому начнем с самого начала разбираться с этим вопросом. Согласно ст.13 п.1Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы «Положение о порядке прохождения военной службы”:

Для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Отсюда следует, что военнослужащему в распоряжении (за штатом) вправе отдавать приказы только командир войсковой части, в которой он находиться в распоряжении (за штатом) и никто другой. Сразу возникают вопросы, а какие приказы он вправе отдавать военнослужащему в распоряжении (за штатом)? Может ли поставить в караул или дежурным по бригаде? Назначить исполнять обязанности по вакантной должности, пока она свободна? Какие обязанности должен выполнять?

Согласно УВС РФ военнослужащий с первого дня службы обязан выполнять общие, должностные и специальные обязанности. После выведения военнослужащего в распоряжение (за штат) командира войсковой части с него автоматически снимаются должностные обязанности. То есть в результате остаются общие и специальные обязанности. Общие обязанности распространяются на военнослужащего вплоть до исключения его из списков части. А вот исполнение специальных обязанностей, которые включают в себя боевое дежурстве (боевая служба), суточный и гарнизонный наряды и т.д. еще под большим вопросом.

С первого дня зачисления в распоряжение прекращается выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Военнослужащий, проходящий военному службу не на воинской должности, к сведениям, составляющим государственную тайну, допущен быть не может в принципе.Имеющийся у него допуск со дня зачисления в распоряжение приостанавливается. Как известно, что несение службы в суточном наряде, как дежурный по части, помощник дежурного по части и т.д. сопряжено с работой с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну. При поступлении определенных команд данные лица обязаны вскрывать определенные пакеты с одним или двумя нулями. Ау военнослужащего, зачисленного в распоряжение, приостанавливается допуск к работе с такими документами. В результате при поступлении определенной команды указанные пакеты документов вскрыты быть не могут. Следовательно, срыв боевой задачи, за который никто ответственности нести не будет, кроме командира, отдавшего приказ о назначении военнослужащего в распоряжении в наряд. А ему это точно не надо.

Еще один очень важный момент, который запрещает ставить в наряд. Например, Дежурный по гарнизону назначается из числа офицеров воинских частей гарнизона по воинской должности не ниже командира роты (батареи) и им равных. Отсюда видно, что в наряд могут назначаться только военнослужащие, находящиеся на должности не ниже той, которая необходима для этого наряда. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставе гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации этот момент затрагивает некоторые виды нарядов. А так как военнослужащий находится в распоряжении, то у него нет должности и назначаться он в результате в наряд не может!!! Воинское звание в данном случае не играет роли, а имеет значение занимаемая должность, потому что черным по белому написано: «…назначается из числа офицеров по воинской должности не ниже такой-то должности и им равных».

На счет выдачи оружия военнослужащему в распоряжении (за штатом). Многим офицерам сразу дают команду сдать оружие на склад. А с чужим оружием запрещено заступать в наряд, потому что оно должно быть официально и документально закреплено. Если выдадут чужое, а оно случайно выстрелит или того хуже Вам придется его применить на поражение. Тут нагрянет прокуратура и будет разбираться, за кем оно закреплено, как обслуживалось и т.д., может оно проржавело все и само стреляет. Кто хочет на месте КЧ отвечать на эти вопросы. Да если даже Ваш пистолет еще не сдан, то наверняка командир подумает много раз прежде, чем поставить Вас в наряд с оружием. В караул Вас точно не поставят, потому что это очень ответственный наряд и заступать должен офицер только с подчиненным ему подразделением.

Если все эти доводы Вам не помогут убедить Вашего командира не ставить Вас в наряд, и Вы будете в результате тактически правильно лавировать от нарядов или поездок в командировку, в связи с тем, что официально и документально заболели или на разводе пожаловались на здоровье и морально-психологическую неустойчивость. А командир попытается Вас лишить ЕДВ или подвести увольнение под НУК, то тут 2 варианта. Либо собрать доказательную базу и обратиться по этому вопросу в суд, либо дотянуть до момента, когда Вас официально признают уволенным из ВС РФ, в связи с окончанием срока нахождения в распоряжении согласно ст. 13. п.2Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы «Положение о порядке прохождения военной службы”. При этом должен быть уже написан рапорт на увольнение, например по ОШМ, тогда под увольнение по НУК не подведут.

На счет того, как военнослужащий в распоряжении (за штатом) должен приходить на военную службу. В общих обязанностях не прописано о том, что военнослужащий в распоряжении (за штатом) обязан приходить на военную службу. Но, есть большое, НО… В статье 1.Общие обязанности военнослужащих п.16Устава внутренней службынаписано:

— строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

— быть дисциплинированным…

Командиром части каждый учебный период издается приказ о введении регламента служебного времени, а именно распорядка дня, согласно которому военнослужащие руководствуются в повседневной служебной жизнедеятельности, то есть, в какое время суток приходить на построения, уходить на обед и с военной службы. Отсюда и вытекает, что согласно первому пунктику Вы обязаны выполнить приказ командира части и соблюдать регламент служебного времени. А если Вы «забьёте болт» на построения, то тут вступает в силу второй пунктик этой статьи, а именно согласноДисциплинарного устава ВС РФПриложению № 7 п.1 к грубым дисциплинарным проступкам относятся отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени. А за систематическое нарушение распорядка дня могут применить дисциплинарные наказания, согласно п. 61, 67 и 68Дисциплинарного устава ВС РФ. То есть сначала объявят выговор, потом строгий выговор, затем предупреждение о неполном служебном соответствии, а там далее могут уволить по НУК. Поэтому лучше приходить, сначала каждый день на построение утром и после обеда, потом можно каждый день только утром, затем начинаете сводить этот момент к минимуму. Сначала Вас пожурят, но потом все привыкнут, да и забывать станут, в связи с собственной загруженностью по военной службе и Вы спокойно будете теперь приходить только по понедельникам на построение. Но если Ваш командир пойдет на принцип и захочет, чтобы Вы находились на территории части каждый день согласно распорядка дня, а Вам необходимоотлучиться с территории воинской части по личным обстоятельствам, то тут придёт на помощьВоенная смекалка.

На счет «игры в десяточку». Если военнослужащий по контракту не появляется на службе менее десяти суток, то на него не могут завести уголовное дело, потому что согласно Уголовного кодекса Статьи 337:

3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, — наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

О том, какое уголовное наказание в связи с не выходом на службу менее 10 суток военнослужащего по контракту в Уголовном кодексе РФ не оговаривается, а значит, за такое деяние уголовного наказания нет. То есть к военнослужащему по контракту за невыход на военную службу менее десяти суток могут применить только дисциплинарные наказания, о которых писалось выше. Но не стоит заблуждаться в том, что если Вы просто пришли в воинскую часть раз в десять суток и прошлись по ней, то значит все, «в десяточку сыграли». Не тут-то было, потому что этот момент не является фактом Вашего исполнения служебных обязанностей. СогласноПостановления Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 3 апреля 2008 г «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»п. 13 в тех случаях, когда незаконно пребывающий вне части (места службы) военнослужащий временно появляется в расположении части (в месте службы) без намерения приступить к исполнению обязанностей военной службы и фактически не приступает к их исполнению либо задерживается органами власти за совершение другого правонарушения и при этом скрывает от них наличие у него статуса военнослужащего, либо после уведомления командования о месте своего нахождения не выполняет отданные ему распоряжения и тем самым продолжает уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, течение срока самовольного отсутствия не прерывается. Поэтому необходимо прийти на построение, отстоять его, выслушать нарекания командира части, плюс к этому покажитесь на глаза как больше Вашим сослуживцам и бывшим командирам и все, считайте, что Вы «сыграли в десяточку».

Так что, исходя из всего вышеперечисленного, максимум, что потребуют от Вас нормальные командиры, это приходить на построение и возможно отправят в командировку, которая не связана с должностными обязанностями (например, за молодым пополнением).

Если Вы не желаете пока увольняться из ВС РФ и Ваша выслуга лет в календарном исчислении десять лет и более, то можетеотсрочить увольнение из ВС РФ и потянуть время в распоряжении.

Источник: http://urzachita.ru/page/obyazannosti-voennosluzhaschego-v-rasporyazhenii-za-shtatom