Законно ли ревизорро

А что насчёт соблюдения санитарных норм?

В той же передаче вы множество раз могли услышать, что каждый сотрудник должен пройти обязательный медосмотр, иметь медицинскую карту и соблюдать ещё ряд требований. А теперь подумайте, снимает ли закон «О СМИ» эти обязанности с участников телевизионного шоу? Нет. Стоит задаться вопросом, а сама ведущая и её операторы прошли все необходимые осмотры и комиссии, имеют подтверждающие документы и продемонстрировали их владельцам заведений? И в этом нет уверенности. Выходит уже самим своим посещением, команда нарушает санитарные нормы и открыто демонстрирует этот процесс.

Аргумент про халаты и шапочки не принимается. Дело в том, что для соблюдения всех норм, халат должен быть либо одноразовым (упаковка вскрывается непосредственно перед входом на кухню, с соблюдением всех норм), либо обрабатываться в специализированной прачечной, с которой имеется контракт на это. Почти в каждой передаче мы можем увидеть распущенные волосы главной героини, поверх которых надета шапочка. Учитывая, что основная её функция – спрятать эти самые локоны, ситуация выходит комичная.

Отдельно можно упомянуть технику съёмочной группы – кто рискнёт утверждать, что она прошла необходимую обработку?

Подводим итоги и ждём приговор.

Перечислим основные аргументы сторонников точки зрения, что такое проникновение является незаконным:

  1. Закон «О СМИ» регулирует другую область взаимоотношений.
  2. Верхняя одежда не удовлетворяет нормам асептики.
  3. Кухни ресторанов не являются публичным местом.
  4. Защиту частной собственности никто не отменял.

Что бы мы здесь и сейчас не говорили, это будет являться лишь точкой зрения. Пока что в адрес передачи был подан всего лишь один иск, дело по которому ещё не закончилось. Суд идёт, вердикт не вынесен. Если выиграет ресторан, мы можем смело сказать, что ведущая действовала вне рамок закона. Справедливо будет и обратное утверждение, если победят представители канала.

Сложно сказать объективно, имеет ли право ревизорро заходить на кухню. Наверняка суд вынесет постановление, что нет – не имеет. Последователи этого модного тренда уже много раз нарывались на бытовые конфликты, которые разрешались не в их пользу. А это уже повод задуматься.

Также пишут про отсутствие законного права у ведущей посещать кухни общепита.

Источник: https://1-vopros.ru/182-imeet-li-pravo-revizorro-zahodit-na-kuhnyu.html

Может ли ведущая программы «Ревизорро» Елена Летучая проверять кухни кафе и ресторанов с точки зрения права?

Александр Малютин 4005 4 года назад Судебный юрист, одна из основных специализаций — сопровождение процедуры банкротства. Пользователю можно задать вопрос АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Ведущая данной телепрограммы Елена Летучая устраивая проверки кухни кафе или ресторана ссылается на Закон о СМИ, которой по её мнению открывает ей доступ куда угодно, так как она имеет статус журналиста.

Однако, это не совсем так. В соответствии со статьями 39-40 Закона «О СМИ» средства массовой информации имеют право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.

Однако, такой запрос может послать и любой гражданин РФ, разница лишь в сроках предоставления ответа, журналистам должны ответить в срок не более семи дней. При этом ответ может быть отсрочен.

Журналист имеет право посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы (п. 2 ст. 47 Закона «О СМИ») Однако, нигде не прописан порядок, как журналист это может делать. Поэтому, журналист при реализации данного права должен подчиняться законодательству, в том числе принимать во внимание учет часов работы организации, пропускного режима, правил посещения и т.д.

Также посещая кухню какого-либо заведения ведущая телепрограммы утверждает, что это общественное место, что также не является верным.

Четкого понятия термина Общественное место российское законодательство не содержит, из содержания КоАП РФ можно сделать вывод, что Общественное место — место общего пользования, где находятся, либо могут потенциально находиться люди, где вход свободный для всех категорий граждан.

Не будем забывать, что существуют определенные санитарные нормы, которые распространяются на кухню, определенного заведения. Эти санитарные нормы устанавливают как может посещаться кухня, то есть одежда, требование к персоналу и так далее. Поэтому кухня кафе уже не может являться общественным местом. Сама же съемочная группа как можно судить по кадрам ТВ нарушает санитарные требования (отсутствуют бахилы и так далее)

Не будем забывать и про право частной собственности, которое гарантировано статьей 35 Конституции РФ. Само заведение в целом относится к частной собственности, запретить на свободный допуск владелец не может только в ту часть заведения, которая направлена на предоставление услуг для посетителя.

Кухня же, технические сооружения относятся также к объектам частной собственности и собственник вправе на законном основании отказать туда в доступе.

Для наглядности о том насколько законны такие проверки, рекомендую почитать следующий судебный акт arbitr.ru

Апелляционная инстанция дала четко понять, что вынесения постановления об административно правонарушении на основании материалов программы Ревизорро не отвечает требованию законодательства.

Дополнение: С учетом очередного витка актуальности данного вопроса и с учетом комментариев новых и ссылок на различных нормативные акты, считаю необходимым внести дополнительные пояснения.

Итак, относительно Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, а именно пунктов 14 и 15, которые говорят о праве знакомиться с информацией о продуктах, условиях их приготовления, в том числе вне зала обслуживания. В Постановлении нет указания на то, что вне зала это значит на кухне или в туалете заведения. Прежде всего это значит, что потребитель должен быть ознакомлен даже перед входом в ресторан или кафе.

Далее я просто сошлюсь на научный комментарий названного Постановления. «Согласно Правилам оказания услуг общественного питания вам должны предоставить возможность ознакомиться с меню, ценами, условиями обслуживания, а также с дополнительными услугами, предоставляемыми в этом заведении. Если цены вас не смутили, официант проводит вас к сервированному столику. На нем должны стоять бокалы, фужеры, столовые приборы, салфетки (бумажные и полотняные), специи. В столовых и на предприятиях общественного питания, работающих по методу самообслуживания, допускается упрощенная сервировка (приборы со специями и бумажные салфетки). Официант должен принести вам меню и дать время для того, чтобы сделать выбор. По вашей просьбе официант обязан дать необходимые пояснения, например о том, из чего приготовлено то или иное блюдо. После того как вы определились, официант должен принять у вас заказ» (Васильчикова Н.В. Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры. М.: Омега-Л, 2007. 207 с.).

Ознакомить с тем из чего готовятся продукты посетителей должны, даже должны предоставить различную спецификацию товаров в случае запроса, должны разъяснить как будут готовить то или иное блюдо. Но, что это сделать должны на кухне, о таком никто не говорит. Все это будет нарушать требования СНиПов, так как создавать доступ любому желающему на кухню, может привести к нарушению санитарных условий.

Правоприменительная практика этого Постановления говорит о том, что за его неисполнение привлекают к административной ответственности за отсутствие прежде всего визуальной информации о продуктах. Например Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 06.02.2014 по делу N 33-1510/2014.

И главное, надо понимать, что есть общеправовой принцип, который говорит о том, что все права и свободы одного заканчиваются там где начинаются права и свободы другого. То есть ни одно право не возведено в абсолют, оно ограничено права других и также законодательством.

Александр Малютинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 189 -39

Источник: https://TheQuestion.ru/question/28681/mozhet-li-vedushaya-programmy-revizorro-elena-letuchaya-proveryat-kukhni-kafe-i-restoranov-s-tochki-zreniya-prava

Идея создания и правила программы ревизорро

Идея программы «Ревизорро» была взята с аналогичного проекта на украинском телевидении – «Ревизор» с Ольгой Фреймут. Телеканал «Пятница!» пытался заполучить киевлянку в качестве ведущей своего нового шоу, но в итоге отказался от этой идеи.

Лицом «Ревизорро» на первые 3 сезона съемки программы становится Лена Летучая.

Сюжет и правила программы довольно-таки просты:

  • Проверка помещений учреждения. Сотрудники телепередачи, заранее не предупреждая владельца о предстоящей ревизии, проникают в обследуемый комплекс:
    1. Заведение общепита. В первую очередь всех интересует кухня. Ведущий и операторы надевают защитные халаты, головные уборы, бахилы и проникают в сердце любого ресторана. Основные нарушения:
      • Просроченные продукты. Срок хранения продуктов истек, или на контейнерах с готовыми блюдами отсутствует стикер с датой изготовления.
      • Неправильное хранение продуктов. Кастрюли в холодильнике стоят без крышек, на одной полке лежат несовместимые продукты.
      • Гигиена. Это и грязь, и всевозможная живность: муравьи, тараканы, мыши.
    2. Гостиничные комплексы. Здесь проверяется гигиена и качество комплектации номеров. Основные нарушения:
      • Некачественная комплектация номера. Старая сантехника и шкафы, неработающий телевизор, отсутствие полотенец и вешалок.
      • Гигиена. Пыль на мебели, волосы в постели, ржавчина на сантехнике.

  • Субъективная, но адекватная оценка. По итогам проверки, ведущая награждает экспедированное учреждение табличкой качества. Если комплекс не прошел ревизию, владельцам и персоналу дают советы относительно улучшения обслуживания клиентов.

Права журналиста ревизорро

Владельцы большого и малого бизнеса ужа давно привыкли к вниманию контролируемых органов, и знают свои права. В случае с «Ревизорро» ситуация другая – проверку производит СМИ.

К сожалению «Закон о средствах массовой информации» был принят в начале 90-х годов прошлого века, и не соответствует критериям современного общества.

Поговорим о правах и статусе журналиста:

  1. Установка статуса журналиста. Владельцу заведения нужно установить, действительно ли перед ним журналист. Статья 52, закона о средствах информации гласит, что представитель СМИ должен предоставить:
  • Служебное удостоверение.
  • Редакционное задание.
  1. Полномочия представителя СМИ. Самое интересное – может ли журналист посещать любые помещения того или иного комплекса? Правильный ответ – нет! В пункте 2 статьи 47 закона о средствах массовой информации конкретно не написано, в каком порядке он это может делать:
    • Порядок посещения учреждения. В статье 20.21 КоАП, общественными называют улицы, парки, транспорт и т.п. места. То есть журналист может посещать зал, курилку, туалет, как и обычный посетитель.
    • Специальные государственные органы. На кухню и другие служебные места предприятия, могут беспрепятственно посещать сотрудники МВД, инспектор пожарной охраны и другие соответствующие государственные органы, но никак не журналист.

Инспекция кухни ресторана журналистами, может происходить при предварительной договоренности с администрацией. В любом другом случае, владелец с чистой совестью может отказаться, а в отдельных случаях – вызвать полицию.

Имеет ли право ревизорро снимать?

Любой журналист может фотографировать и снимать видео в любом общественном месте. Исключения можно узнать в законодательных документах ФКЗ РФ, гражданском и арбитражном процессуальном кодексах РФ:

  1. Если в материале аудио или видео съемки владелец усмотрел в ней данные, которые порочат его честь.
  2. Журналист тем или иным способом раскрыл коммерческую тайну предприятия.

Но все законы говорят о государственных учреждениях. Частную собственность никто не отменял. Что касается программы «Ревизорро», то посещения кухни обязывает их:

  • Пройти технику безопасности. Если участник съемочной группы упадет или ошпарится кипятком, виноват будет шеф-повар: он не провел соответствующий инструктаж.
  • Наличие медицинской книжки. И это касается не только ведущей, которая контактирует с продуктами питания, но и телеоператора и звукорежиссера.
  • Специальная одежда. Под санитарной одеждой подразумевают не простой халатик из белой ткани, а специальный текстиль.
  • Гигиеническая обработка техники. Проводится специальными препаратами, предназначенными для ухода за электронной техникой.

Далее советуем посмотреть видео с ведущей «Ревизорро» Еленой Летучей на кухне в городе Иваново, сто произошло за кадром:

Топ самых скандальный выпусков «Ревизорро»

  1. Открывает хит-парад проверка кафе «Ирина» (Анапа). Итог ревизии: разборки на кухне привели к тому, что оператор съемочной группы с ножевым ранением попадает в больницу.
  2. Администрация ресторана «Ванильное небо» (Ярославль) вначале душили ведущую, а после этого сильно избили.
  3. Владелец ресторана «Новый Рим» (Ставрополь), вызвал полицию, в результате чего вся съемочная группа провела более 5-ти часов в полицейском отделении.

За время существования телепрограммы, съемочная группа посетила десятки заведений специализированных на предоставлении услуг населению. Однозначно ответить на вопрос «имеет ли право ревизорро заходить на кухню общепита» нельзя.

Сам факт того, что зрители имеют полную информацию о ведении дел в ресторанах, кафе или отелях своего города, заставят недоброкачественных владельцев исправлять недочеты своих предприятий, а это огромный вклад «Ревизорро» в вопрос о защите прав потребителя.

Также есть еще одна статья на эту тему с противоположным мнением.

Источник: http://1-kak.ru/144-imeet-li-pravo-revizorro-zahodit-na-kuhnyu.html

Особенности национальных и локальных определений

В рамках одного и того же государства признаки общественного места не универсальны, и устанавливаются в контексте конкретных законодательных и нормативных актов. Эти уточнения, — как правило, в виде исчерпывающего перечисления, — определяются нормотворцем в пределах его компетенции, соответственно кругу задач, регулирование которых предполагает соответствующий акт. Юридическое значение признаков (перечней) общественных мест, определяемых в актах местной власти, ограничено пределами её территориальной и административной компетенции, при безусловном верховенстве законов государства над местными нормами.

Типология общественных мест в разных странах неодинакова уже в силу различий их местных законодательств. При этом в отношении одного и того же типа общественного места в разных странах могут действовать разные наборы требований, ограничений и запретов.

В составе общественных мест (англ. public space) и в России, и за рубежом выделяются места общего пользования (англ. common space) — замкнутые или отгороженные пространства или помещения, предназначенные для временного использования, причём иногда — частного (душевые, туалеты, пляжные кабинки и т. п.). Данное словосочетание в русском языке неоднозначно: здания, в контексте планировки которых оно обозначает помещения, совместно используемые гражданами с бытовыми целями (кухни, ванные, туалеты и т. п.), могут по своему назначению относиться как к общественными, так и к сугубо частным местам.

Также в составе общественных мест выделяются учреждения, где доступность для всех граждан ограничивается в силу распорядка дня или других технических либо естественных причин. В числе общедоступных учреждений особо выделяются органы власти и занимаемые ими помещения (до революции в России называвшиеся присутственными местами). Есть прецедент использования этого «устаревшего» термина и в нормативном акте 2008 года (правда, не имеющем силы закона).

В англоязычной литературе, посвящённой градостроительству и ландшафтному дизайну, термин public space используется в значении, приближающемся к административно-правовым формулировкам. Вместе с тем, некоторые учёные-политологи оперируют термином public space в отвлечённой, узкой коннотации с публичной сферой (англ. public sphere) общественно-политической активности, подразумевая не только места массового скопления людей, но и в целом пространство (не исключая виртуальное), в котором есть возможность публичного высказывания и формирования общественного мнения.

Российская Федерация

Определения в законах, кодексах и постановлениях

В Российской Федерации термин «общественное место» используется в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) в целях определения ответственности за различные формы антиобщественного поведения. Это, в частности, статья 20.1 «Мелкое хулиганство»:

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества

— КоАП РФ, ст. 20.1. Мелкое хулиганство

. и статья 20.20 «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах»

Ранее, до вступления в действие КоАП РФ ответственность предусматривалась статьёй 162 КоАП РСФСР «Распитие спиртных напитков»:

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции…: — в детских, образовательных и медицинских организациях, — на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, — в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), — физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях…

— КоАП РСФСР, ст. 162 Распитие спиртных напитков

Термин также использован в Постановлении правительства РФ от 21 марта 1994 года № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»:

За исполнение музыкальных произведений с текстом или без текста на танцевальных площадках, дискотеках, в клубах, барах, кафе, ресторанах и других общественных местах…

— «О минимальных ставках авторского вознаграждения…» — Постан. правит. РФ от 21.03.1994 №218

Необходимость, на основании которой формулируются признаки (перечни) общественных мест — регулирование общественной жизни, правовых и иных отношений граждан с органами государственной и муниципальной власти, с юридическими лицами, с организациями, а также между собой, которые возникают за пределам пространств, регулирование отношений в которых подчинено внутреннему распорядку и нормам, которые законно устанавливают их собственники или ответственные распорядители. Приведённые примеры показывают, что в каждом случае законодатель приводит свой перечень объектов, объединяемых понятием «общественного места». В связи с этим официальная юридическая справочная литература даёт развёрнутые комментарии к каждому такому случаю словоупотребления. Так, в Комментариях к КоАП (2002 года) по ст. 20.1 уточняется, что местом совершения противоправного акта «мелкое хулиганство» может быть любая сфера общественной жизни: не только на улице, в учреждении, на предприятии, в транспорте, но и вообще «в любом месте, где находятся люди (общественное место)», в том числе в быту, в квартире и т.п.

Вместе с тем, применительно к объекту правонарушения «появление в общественном месте в пьяном виде» — а это «общественный порядок, человеческое достоинство и общественная нравственность» — комментарий к ст. 162 КоАП «Распитие спиртных напитков» даёт несколько иную трактовку. Не закрывая перечень типичных разновидностей общественных мест («улица, стадион, парк, общественный транспорт и т. д.»), сборник добавляет к нему: «дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи». Особо оговорено добавление в этот перечень «территорий, которые обычно к общественным местам не относятся, но становятся ими во время отдыха там граждан».

Оговаривая, что ответственность по этой статье наступает «не только тогда, когда спиртные напитки или часть их уже распиты, но и когда они подготовлены к употреблению (например, спиртное налито в стаканы)», российская юриспруденция делает исключение лишь для мест организованного принятия пищи — «предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена органом местного самоуправления».

Учитывая известную неоднозначность, сохраняющуюся в законе относительно трактовки, какое именно место является общественным, администрации некоторых городов и регионов России составляют Перечни общественных мест, где, например, запрещается распитие пива и слабоалкогольных напитков. Общественное место — любое место, где появляются, либо могут появиться посторонние люди. За исключением мест (помещений движимого и недвижимого имущества) находящихся в частной собственности и используемых в личных целях (не с целью получения выгоды).

Другие страны мира

1991 год. Пляж только для белых. Дурбан, ЮАР.

В США понятие общественного места (англ. public space) исторически сформировалось на основе понимания пространства, противопоставляемого частной территории (англ. private space). Общественными местами здесь являются большинство улиц, в том числе тротуары, городские площади и парки. Как общественные места в США также рассматриваются государственные учреждения, открытые для посещения общественностью, включая не только органы власти и правопорядка, но и, например, общественные (публичные) библиотеки. Доступ в них может быть ограничен временем работы: на ночь могут закрываться не только общественные места в зданиях, но и парки, пляжи, отведённые для торговли зоны (англ. malls) и залы (места) ожидания рейсового транспорта.

1938 год. Питьевой фонтанчик «для цветных» в Галифаксе, (Северная Каролина), США.

Во времена сегрегации общественные места в США были объектом особых ограничений, вводимых по расовому признаку («только для белых»). В настоящее время специально подчёркивается, что все общественные места, независимо от их вида, в равной степени доступны для всех лиц, независимо от расы, этнического происхождения, возраста, социально экономического положения, а также пола. Последний элемент дефиниции, правда, нуждается в специальном уточнении применительно к раздевалкам, туалетам и другим местам, где в силу требований морали требуется разделение объекта конечного доступа по признаку пола.

Ограничение по признаку пола, религии, одежды в храмы и другие культовые сооружения, а также в места открытого отправления культа, в отдельных конфессиях регулируется на основе отношений частной собственности на соответствующие объекты, которые таким образом исключаются из числа общественных мест. Доступ в общественные парки и скверы в США может быть ограничены по признаку местожительства (ограничения для непроживающих, non-residents).

Согласно Первой поправке к Конституции США, право людей на выступления и собрания в общественных местах в этой стране не может быть необоснованно ограничено ни федеральным правительством, ни правительством штата.

В Канаде Верховный Суд, защищая право граждан расклеивать листовки и распространять их в общественных местах, включая здания и помещения органов власти, постановил:

Если бы представители публики не имели права распространять листовки или осуществлять самовыражение мнений в иных формах в пределах объектов государственной собственности… тем самым была бы непозволительно сужена, если не вовсе сокращена возможность осуществления ими своих прав на свободу выражения мнений.

Оригинальный текст (англ.) If Members of the public had no right whatsoever to distribute leaflets or engage in other expressive activity on government-owned property… then there would be little if any opportunity to exercise their rights of freedom of expression.

Социальные нормы в общественных местах

Во всех странах действуют более или менее жёсткие ограничения в отношении поведения в общественных местах. Эти понятия антиобщественного поведения, перечни запрещаемых и преследуемых действий исходят как из общечеловеческих, так и из национально- и религиозно-специфических норм морали, нравственности и гигиены. К оскорбительным (англ. obnoxious), непристойным (англ. indecent) и иным недопустимым деяниям как правило относятся совершаемые в общественных местах мочеиспускание и дефекация, непристойное обнажение и половые акты, приём алкоголя и наркотиков.

Наряду с ними в отдельных странах и городах могут действовать более сильные ограничения на сезонной или постоянной основе. Так, в ряде культур считается недопустимым осуществление в общественном пространстве всех действий, относящихся к частной жизни, помимо вышеперечисленных. В отдельных исламских государствах не приветствуется принятие пищи и воды на открытом общественном месте во время Рамадана.

Берег озера. Финляндия

В Нью-Йорке действует запрет «no public drinking» — нельзя пить что бы то ни было (не только алкоголь) на улицах (однако если бутылка положена в пакет — то можно). Исключение — за уличными столиками ресторанов, а также во время организованных уличных шествий. Нельзя пить пиво даже на ступеньках у входа в собственный дом. Штраф за нарушение — 25 долларов.

Примечания

  1. Goodsell, Charles T. “The Concept of Public Space and Its Democratic Manifestations”. The American Review of Public Administration. 6 (1).
  2. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Статья «Присутственный»
  3. В «Положении о работе в представительстве Федеральной миграционной службы за рубежом», утверждённом приказом ФМС РФ от 19.09.2008 № 237 говорится: «Присутственные места должны соответствовать условиям, комфортным для посетителей и оптимальным для работы сотрудников». — см.
  4. Maciocco, Giovanni (ed.) Urban Landscape Perspectives. Springer (2008).
  5. Avritzer, Leonardo Democracy and the public space in Latin America. Princeton University Press (2002).
  6. Walter van Gerven The European Union: a polity of states and peoples. Stanford University Press (2005).
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). ст. 1. (с послед. изм. и доп.)
  8. Комментарии к КоАП под ред. Козлова М. Ю. — М. — Юристъ, 2002.
  9. 1 2 3 4 под ред. Козлова М.Ю. Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях. М.: Юристъ (2002). Дата обращения 1 декабря 2010. Архивировано 5 июля 2012 года.
  10. Перечень общественных мест в населённых пунктах Славянского района, где запрещается распитие пива и слабоалкогольных напитков. Постановление главы администрации Славянского муниципального района №1321 от 17.06.2010. Дата обращения 1 декабря 2010. Архивировано 9 августа 2012 года.
  11. Foothills Park closed to non-residents
  12. Первая поправка к Конституции США
  13. Klaus Petersen, Allan C. Hutchinson Interpreting Censorship in Canada. University of Toronto Press (2005).. — P. 89
  14. Fernandez, Manny Fighting for the Right to Drink Beer on His Stoop. The New York Times (September 7, 2008). Дата обращения 30 сентября 2017. Архивировано 5 июля 2012 года.
  15. http://www.regjeringen.no/en/doc/Laws/Acts/Outdoor-Recreation-Act.html?id=172932 Outdoor Recreation Act, 1957
  16. Regeringsformen. 2 kap, Grundläggande fri- och rättigheter § 18, Regeringen «Alla skall ha tillgång till naturen enligt allemansrätten oberoende av vad som föreskrivits ovan».
  17. Countryside and Rights of Way Act 2000: Fact Sheets (недоступная ссылка). Department for Environment, Food and Rural Affairs (7 марта 2000). Дата обращения 9 декабря 2006. Архивировано 14 февраля 2002 года.
  18. The Countryside and Rights of Way Act 2000.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставить для статьи более точные категории.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE