Закрывают школу, что делать?

Как спасти от закрытия сельскую школу: советы юриста

Sobesednik.ru узнал, как правильно бороться с закрытием сельских общеобразовательных учебных заведений.»У нас в области закрыли школу в деревне Глуховка, хотя другой там нет и многие родители против. Это уже не первый случай, такое было и в других областях, и теперь ходят слухи, что и нашу школу ждет эта участь. Мы очень расстроены, потому что школа хорошая, просто маленькая, и возить детей куда-то не хочется – тут они всегда на виду. Можно ли что-то сделать в такой ситуации, есть ли смысл требовать, чтобы школу оставили, если говорят, что на нее нет денег?» Ольга, Брянская область

Закрытие малокомплектных школ на селе – тенденция последних лет. Могут ли обычные люди отстоять школу и что можно сделать, если объявлено о ее закрытии, рассказывает Виктор ПАНИН, председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование»: – В первую очередь необходимо собрать сход сельских жителей, который является формой самоуправления. И запротоколировать его решение против закрытия школы. Обязательно нужно аргументировать свою позицию и перечислить все основания, почему школу закрывать нельзя.

Если в школе учатся всего три ребенка – это одно, если 20–30 детей, им предлагают ездить в другую школу за тридевять земель и не выделяют транспорт – совсем другое дело. Протокол следует направить в орган образования субъекта РФ, то есть на региональный уровень. Там обязательно должны дать мотивированный ответ, сославшись на нормативные акты. Стоит иметь в виду, что отсутствие бюджетных средств вовсе не является основанием, по которому сельская школа может быть закрыта. Копию ответа нужно будет направить в региональную прокуратуру.

Согласно Федеральному закону «Об образовании», в нашей стране таковое носит государственно-общественный характер. То есть мнение общественности, тем более по такому важному вопросу, как ликвидация или реорганизация школы, обязательно должно быть учтено. Случаев, когда после грамотных действий жителей по защите школы власти шли на попятную, достаточно, так что не надо думать, что обычные люди в такой ситуации бессильны.

читайте также: Школьные учебники: что бесплатно, а что – за деньги Sobesednik.ru исчерпывающе разобрался в вопросе навязывания оплаты школьных учебников родителями учеников «

читайте также: Должен ли медик находится в школе постоянно? Представитель Общероссийского профсоюза образования разъяснил, обязательно ли наличие в школе медицинского работника «

Источник: http://NetReforme.org/news/kak-spasti-ot-zakryitiya-selskuyu-shkolu-sovetyi-yurista/

Ликвидация образовательного учреждения: основание и порядок.

Главная » Статьи » Ликвидация образовательного учреждения: основание и порядок.

Опубликовано: 31.10.2017

Ликвидация образовательного учреждения (далее по тексту – ОУ) – это прекращение всех его прав и обязанностей. Момент ликвидации определяется датой записи в госреестре (ЕГРЮЛ). Именно с этого момента ОУ прекращает свое существование в качестве юр.лица.

Ликвидация может проходить добровольно и принудительно. В добровольном порядке, то есть по инициативе учредителей ОУ, ликвидация осуществляется, в частности, в случае достижения поставленных при создании ОУ целей или истечения срока его деятельности. Основание для ликвидации в принудительном порядке – решение суда при условии, что оно вступило в силу. Как правило, это бывает при отсутствии образовательной лицензии.

Ликвидация образовательного учреждения – это ряд последовательных шагов:

  1. Принятие решения о ликвидации уполномоченным органом или учредителем. Оно оформляется протоколом или решением в зависимости от количества учредителей. Инициатором ликвидации федерального бюджетного ОУ является Правительство. В отношении муниципального бюджетного ОУ или учреждения на уровне субъекта данные решения исходят от местной исполнительной власти. Готовится уведомление о ликвидации ОУ, для этого заполняется в двух экземплярах форма Р15001. Один из них заверяется у нотариуса.

  2. Создание ликвидационной комиссии. Оно закрепляется соответствующим протоколом или решением. С этого времени комиссия управляет делами ОУ.

  3. Публикация сведений о ликвидации ОУ в СМИ, а также о порядке заявления кредиторами своих требований. Обращаем внимание, на заявление требований должно отводиться не менее 2 месяцев с даты обнародования информации.
  4. Выявление требований кредиторов и сбор информации по дебиторке. Составление промежуточного ликвидационного баланса. В него включаются данные об имуществе ОУ, имеющихся в адрес него требований, принятым по ним решениям. Утверждают баланс уполномоченный орган или учредители ОУ. При недостаточности денежных средств осуществляется продажа имущества ОУ на торгах. Но данное правило не распространяется на частные учреждения. Если у них недостаточно средств, кредиторы в целях удовлетворения своих требований подают в суд иски о погашении задолженности за счет собственника учреждения.

  5. Подготовка итогового ликвидационного баланса в финале расчетов с кредиторами. Он утверждается протоколом (решением).
  6. Заполнение заявления о госрегистрации в связи с ликвидацией в двух экземплярах. Это форма Р16001. У нотариуса заверяется один экземпляр заявления. Форма самого заявления заполняется с использованием ПО либо от руки. Оплата госпошлины за регистрационные действия.

  7. Подача документов на ликвидацию в соответствующий орган Минюста России. Документы подаются в двух экземплярах. Это можно сделать лично, через представителя по доверенности. Также можно направить документы почтой и через сайт «Госуслуги».

Срок принятия решения – 10 рабочих дней. После чего в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации образовательного учреждения. Подчеркиваем, все действия в процессе ликвидации, в том числе утверждение ликвидационных балансов, оформляются формой Р15001. А само прекращение деятельности регистрируется формой Р16001. Итоговые подтверждающие ликвидацию документы: лист записи из госреестра (ЕГРЮЛ), уведомление о снятии с налогового учета.

Важно учитывать следующее. Решение о ликвидации муниципального или государственного ОУ принимается на основании заключения об оценке его последствий. Очевидно, такое заключение должно быть положительным. Составляет его комиссия, которая, как правило состоит из руководителей ОУ, представителей различных ведомств, в том числе в сфере образовательной политики. Если ликвидируется муниципальное ОУ в сельском поселении, то также учитывается мнение местных жителей. В самом заключении обосновывается необходимость ликвидации ОУ. Например, нехватка или перераспределение финансирования, неспособность вести образовательный процесс. А также формируется вывод о последствиях для общества, оцениваются социальные риски, способы их минимизации, а также оцениваются возможные негативные педагогические последствия, варианты их предупреждения.

Назад к статьям

Источник: https://www.law-russia.ru/articles/likvidatsiya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-osnovanie-i-poryadok/

Добавлено в закладки: 0

Согласно российскому законодательству существует добровольная и принудительная ликвидация компаний и учреждений. Добровольная происходит либо по истечении срока или цели функционирования юридического лица, либо в соответствии с решением его учредителей (участников) или других органов, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Принудительная ликвидация – на основе решения суда (если учреждение осуществляет деятельность без лицензии, запрещена законом и не отвечает целям, указанным в Уставе учреждения).

Законодательство

Решение о ликвидации муниципального общеобразовательного учреждения принимается на основе следующих документов:

  • постановление Администрации муниципального района;
  • Акт экспертной оценки последствий ликвидации;
  • решение Комиссии по проведению данной экспертной оценки (Протокол, №, дата);
  • решение собрания граждан города, деревни или села (название, Протокол, №, дата);
  • ст. 57- 60, 125 ГК РФ;
  • ст. 22, ч. 5 Закона «Об образовании в российской Федерации», согласно которой реорганизация и ликвидация муниципальных школ, допускаются по решению органов муниципального образования «с учетом мнения схода» жителей (в прежнем законе об образовании существовала формулировка «с согласия»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • «Санитарно эпидемиологические правила и нормативы» (п.2.5), согласно которым в сельской местности школа, до которой ученики идут пешком, должна находиться на расстоянии не более 2-4 км, время в пути 15-30 мин. (свыше необходима организация транспортного обслуживание детей);
  • «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (от 19.03.2001 № 196, п.82), в соответствии с которыми процесс ликвидации или реорганизации общеобразовательного учреждения должен осуществляться только тогда, когда заканчивается учебный год);
  • устав муниципального образования.

Постановление Администрации муниципального района должно включать следующие моменты:

  • указание на то, что данное МОУ (название, причины) ликвидируется;
  • устанавливается срок, в течение которого ее кредиторы могут подать заявление со своими требованиями (обычно в течение 2-х месяцев с момента опубликования решения о ликвидации учреждения в средствах СМИ);
  • утверждается план мероприятий по ликвидации, ответственным за выполнение плана считают обычно Управление образованием данного муниципального образования;
  • назначается состав ликвидационной комиссии, от которой требуется опубликовать в средствах СМИ (в местной газете, по областному телевидению, в том числе «бегущая строка») объявление о ликвидации школы, порядок, сроки принятия требований кредиторов;
  • обеспечить (к конкретной дате) внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации школы;
  • получение Свидетельства о ликвидации учреждения, представить это свидетельство в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами;
  • по окончании процесса ликвидации, передать все документы в архив Управления образованием.

В свою очередь, Управление образованием района должно:

  • сформировать перечень кредиторской и дебиторской задолженности учреждения (указывается срок, обычно в течение 5-7 дней);
  • письменно уведомить всех кредиторов (в случае выявления задолженности);
  • провести инвентаризацию имущества школы и представить ее результаты в Комитет по управлению муниципальным имуществом, и до передачи имущества ликвидируемой школы обеспечивать его сохранность;
  • ознакомить директора муниципального учреждения с постановлением о ликвидации учреждения, подготовить приказ и уведомить его и работников МОУ о предстоящем увольнении, о предоставляемых в этом случае льготах и компенсациях с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации;
  • довести до Центра (Службы) занятости населения данные о высвобождаемых работниках.

Комитет по управлению имуществом данного муниципалитета обязан принять имущество МОУ в муниципальную казну и учесть внесенные изменения в реестре собственности муниципалитета.

Таким образом, существует 2 основных варианта процесса ликвидации школ:

  • официальное прекращение всей деятельности;
  • перерегистрация: учреждение исключается из Госреестра и регистрируется под другим юридическим «именем».

В результате ликвидации прекращается деятельность образовательного учреждения, аннулируются все его документы (в том числе Устава), удаляются или сдаются в государственный архив все имеющиеся официальные бумаги.

Особенности

Реорганизация – это процесс, в результате которого происходит образование новых и прекращение действия ранее функционирующих юридических лиц.

Согласно п.1 ст.57 ГК РФ реорганизация юридических лиц может осуществляться следующими способами:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

В случае слияния, присоединения и преобразования все права и обязанности юридических лиц в результате реорганизации переходит к новому образованному юридическому лицу – это требует составления «Передаточного акта». Когда речь идет о разделении и выделении, то права и обязанности распределяются в соответствии с величиной (балансом) вложенных средств.

Реорганизация образовательного учреждения любого вида предполагает, что оно также будет иметь статус «учреждение», осуществляющее некоммерческую деятельность и сохранять целевую направленность. Порядок реорганизации определяется требованиями вышеуказанных актов законодательной власти РФ (кодексов, законов, типовых положений). Требуется принятие целого перечня нормативно-правовых актов муниципального уровня:

  • положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации учреждений общего образования;
  • план (программа) реструктуризации сети образовательных организаций;
  • решение и положение об экспертной комиссии;
  • экспертное заключение об оценке социально-экономических последствий реорганизации.

Начало процесса реорганизации МОУ связано с подачей письма главе администрации муниципального образования с указанием следующих моментов:

  • причины и способы реорганизации;
  • сведения о новых расходах или экономии средств местного бюджета;
  • прошение разрешить подготовку проекта о реорганизации.

На конечном этапе – должна быть внесена запись в ЕГРЮЛ, если в результате реорганизации было создано новое юридическое лицо. Обязательным требованием также является обеспечение права обучающихся на продолжение образования в преобразованном или ином общеобразовательном учреждении.

В большинстве случаев реорганизация МОУ в РФ происходит путем присоединения небольших (начальных) школ к более крупным – средним общеобразовательным, часто расположенным в других районных центрах (на занятия в которые школьники вынуждены добираться на школьных или рейсовых автобусах, жить в интернатах). Предполагается, что в результате реструктуризации улучшится качество образования, так как:

  • уроки будут вести только специалисты;
  • количество учащихся будет доведено до нормативных 20-25 чел.;
  • за счет уменьшения затрат на коммунальные услуги и ремонт зданий и увеличения бюджетного финансирования можно обеспечить обновление учебной и материальной базы, и т.д.

В качестве большого недостатка такого вида реорганизации родители учеников отмечают проблему безопасности на дорогах в связи с удаленностью школ, на занятия в которые ученики вынуждены добираться на школьных или рейсовых автобусах.

Оплата труда и защита прав

Согласно российскому законодательству заработная плата работающих граждан включает:

  • вознаграждение за труд;
  • компенсационные и стимулирующие выплаты .

На размер оклада и/или ставки заработной платы педагогического состава учебных заведений влияет занимаемая должность и степень профессионального мастерства (квалификации). Существуют и дополнительные индивидуальные выплаты работникам (например, премии, материальная помощь, доплата «к Юбилею» и пр.).

За работу вводится компенсационная надбавка, за счет которой происходит увеличение размера оклада. В случае ликвидации или реорганизации школ, их персонал автоматически попадает под сокращение. Поэтому, в соответствии с действующим Трудовым кодексом РФ:

  • сотрудники МОУ должны быть предупреждены о предстоящей ликвидации организации или о сокращении штата за 2 месяца, как минимум, до увольнения (ст.180);
  • работодатель обязан сообщить об этом профсоюзной организации и Службе занятости не позднее 3-х месяцев (ст. 74);
  • при увольнении работнику должно быть выплачено выходное пособие (его размер определяется величиной среднемесячного заработка за последний календарный год – 12 мес. работы), а также компенсация за «неотгулянный» отпуск.

В то же время пособие в размере среднемесячной заработной платы сохраняется только в течение 2-х месяцев со дня увольнения. Но если после увольнения работник на протяжении последующих 2-х недель обратился на биржу труда и был зарегистрирован там в качестве безработного, и в течение последующих месяцев Служба занятости не обеспечила его трудоустройство, он может получить пособие по безработице в размере своего среднемесячного заработка и за 3-й месяц (ст. 178).

Источник: https://biznes-prost.ru/likvidaciya-shkol-i-drugix-obrazovatelnyx-uchrezhdenij.html

Сельскую школу не закроют без согласия жителей

По данным Росстата, за прошедший год количество школьников в нашей стране увеличилось на миллион, а школ стало меньше на 1300. Причём если в крупных городах школы и сады чаще всего не закрывают, а объединяют в конгломераты, то в сельской местности прослеживается иная тенденция.

Школа, топоры и волки

Подушевое финансирование автоматически делает сельскую школу с 10–50 учениками нерентабельной, и после того, как она закрывается, дети вынуждены либо переезжать в крупные населённые пункты и учиться там в интернатах, либо думать, как добираться до ближайшей школы, которая может находиться в десятках километров от их дома. Предполагается, что власти должны предоставить им для этого транспорт, но сделать это нередко не удаётся: нет автобусов и машин, плохие дороги, не хватает денег на топливо.

В начале ноября прокуратура Бурзянского района Башкирии начала проверку сообщений о детях из села Верхний Нугуш, вынужденных, после того как там были закрыты средние и старшие классы, ходить в школу в соседнюю деревню через лес. А чтобы ученики могли защититься от волков, родители выдали им топоры.

«Установлено, что указанная деревня расположена в труднодоступной горной лесной местности и состоит из 15 домов. Пятеро детей в возрасте от 12 до 15 лет из данного населённого пункта обучаются в соседней деревне Галиакберово, которая находится в 15 км, – сообщила пресс-служба прокуратуры. – В связи с необеспечением реализации установленного законом принципа доступности получения детьми среднего общего образования прокуратура внесла в адрес районной администрации представление с требованием устранить нарушения законодательства. В ходе прокурорской проверки администрация района выделила школе внедорожник марки «УАЗ».

Закон предложено усовершенствовать…

Действующий Закон «Об образовании» гласит, что ликвидировать или реорганизовать сельскую школу или детсад власти имеют право только с согласия специальной комиссии по оценке последствий такого решения и с «учётом мнения схода местных жителей». При этом документ не предписывает, что мнение это должно быть непременно положительным. То есть власть может получить от граждан и отрицательный отзыв, его учесть, но школу или детсад всё равно закрыть.

на 36 %уменьшилось число сельских школс 2006 года Исправить эту несправедливость предложили Заксобрание Амурской области и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Первого чтения в Госдуме ожидают сразу два близких по сути законопроекта, предписывающих, что ликвидация или реорганизация школ в сельской местности «не допускается при отсутствии согласия жителей данного сельского поселения». Но если депутаты Амурской области в законопроекте упоминают только школы, то Смолин предложил распространить эту норму ещё и на детсады.

Кроме того, законопроект Олега Смолина предусматривает возможность «при принятии соответствующего решения сходом граждан, проживающих в сельском поселении, заново открыть ликвидированные начиная с 1 января 2015 года сельские школы, сельские дошкольные организации или их филиалы».

«В 2005–2006 годах, по данным Росстата, в нашей стране было 40 тысяч 700 сельских школ. За прошедшие 10 лет это число сократилось до 26 тысяч 100. Таким образом, число сельских школ за это время уменьшилось на 36 процентов, – указал депутат. – Исчезновение сельских школ в конечном счёте ведёт к вымиранию сельских поселений в России. Поэтому, если мы хотим сохранить и возродить российское село, необходимо прежде всего защитить сельскую школу».

…но сделать это без спешки

Эти законопроекты сегодня, 14 ноября, сенаторы обсудили на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

«Я сталкивался с ситуацией, когда мнение жителей при обсуждении вопроса о закрытии или реорганизации школы не просто не принималось во внимание, а игнорировалось. Им чуть не прямым текстом говорили: «Вы можете думать что угодно, но решение принимаем мы», – рассказал член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Валерий Марков.

В то же время, по мнению его коллеги Александра Волкова, региональные власти заинтересованы в том, чтобы все дети получили качественное образование, и если комиссия по оценке последствий такого решения согласилась с тем, что ту или иную школу нужно закрыть, то для этого имелись веские основания. «Как показывает практика, после этого власти субъектов переводят детей в такие школы, где им обеспечат высокий уровень знаний», – сказал он.

Источник: https://www.pnp.ru/social/2016/11/14/selskuyu-shkolu-ne-zakroyut-bez-soglasiya-zhiteley.html