Запрос котировок обеспечение контракта

Зачем по 44-ФЗ необходимо обеспечение заявки

Когда компания подает заявку по ФЗ-44, чтобы участвовать в аукционе или конкурсе, она обязана предоставить обеспечение. Обеспечение заявки по 44-ФЗ – это обязательное требование к участникам закупки.

Такой способ позволяет:

  • отсеять неплатежеспособные компании,
  • снизить риск возможного банкротства исполнителя и как следствие неисполнение контракта,
  • не тратить время на рассмотрение заявок недобросовестных контрагентов.

Закон о контрактной системе предусматривает два вида обеспечения заявки (статья 44 закона 44-ФЗ):

  • внесение денежных средств,
  • получение банковской гарантии.

Когда возвращают обеспечение заявки по ФЗ-44

Участник получает средства обратно не позднее, чем через пять рабочих дней. Если речи идет о проведении электронного аукциона, блокирование снимается в течение рабочего дня. Указанный срок начинает течь с даты, когда происходит:

  • подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона;
  • отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • отклонение заявки участника закупки;
  • отзыв заявки до окончания срока подачи;
  • получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
  • отстранение участника закупки от участия в определении исполнителя или отказ от заключения контракта с победителем;
  • получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным исполнителем.

Исключение составляют средства победителя. Обеспечение заявки по 44-ФЗ возвращается победителю (или прекращается блокирования его средств), когда стороны заключают контракт (ч. 6 ст. 44 закона № 44-ФЗ).

По ФЗ-44 при запросе котировок обеспечение заявки не требуется

Запрос котировок – способ определения исполнителя, при котором заказчик размещает информацию о закупаемых для государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах для неограниченного круга лиц (ст. 72 закона № 44-ФЗ).

Победителем становится участник, который предложил наиболее низкую цену контракта. Максимальная начальная цена контракта не должна превышать 500 тыс. руб. Годовой объем закупок путем проведения запроса котировок не должен превышать 10% совокупного объема закупок заказчика за год и не может составлять более 100 млн руб. (ч. 2 ст. 72 закона № 44-ФЗ).

Закон устанавливает исчерпывающий перечень сведений, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок (ст. 73 закона № 44-ФЗ). Требования о том, что заявитель обязан внести средства для ее обеспечения, нет.

Участник закупки должен указать в заявке:

  • наименование, место нахождения (юридического лица), ФИО (при наличии), место жительства (для физического лица);
  • банковские реквизиты участника закупки.

К заявке он также прикладывает:

  • согласие исполнить условия контракта, которые заказчик указал в извещении о проведении запроса котировок;
  • предложение о цене контракта;
  • документы, которые подтверждают право на получение преимуществ;
  • сведения об идентификационном номере налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, которое исполняет функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
  • декларацию о принадлежности участника запроса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, если заказчик установил соответствующие ограничения;
  • документы о своем соответствии требованиям (ч. 3 ст. 73 закона № 44-ФЗ).

Заказчик не вправе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации. Наоборот, если участник укажет дополнительную информацию, это не станет нарушением. Заказчик не вправе отклонить такую заявку.

Например, ФАС посчитала, что участник не нарушил правила. Он изменил форму котировочной заявки и добавил информацию, которую заказчик не включил в установленную форму, в результате заказчик отклонил заявку. Антимонопольный орган вынес предписание, что заказчик должен устранить нарушения, которые допустил при проведении запроса котировок. Он должен отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок. ФАС обязала заказчика представить орган документы об исполнении предписания. Суд согласился с ФАС, так как указание дополнительной информации не является существенным нарушением (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.09.2015 № Ф09-5434/15 по делу № А60-46483/2014).

Подтвердить обеспечение заявки в установленном размере по 44-ФЗ можно копиями документов

Открытый конкурс – вид закупки, при котором заказчик сообщает информацию неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации (ст. 48 закона № 44-ФЗ).

Чтобы принять участие в закупках, необходимо предоставить заявку и документы, которые соответствуют требованиям конкурсной документации. Участник должен подтвердить обеспечение своей заявки с помощью документов. Чтобы подтвердить обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, по 44-ФЗ участник вправе предоставить платежное поручение. Такой документ подтвердит перечисление денежных средств. Суды считают, что обеспечение заявки по 44-ФЗз в открытом конкурсе возможно с помощью копий документов о предоставлении банковской гарантии. Закон содержит исчерпывающий перечень условий, когда заказчик вправе отказаться принять такую гарантию (ч. 6 ст. 45 закона № 44-ФЗ). К указанным случаям относятся:

  • отсутствие информации о банковской гарантии в реестрах банковских гарантий;
  • несоответствие гарантии содержанию и форме (например, наличие отлагательных условий), а также срокам;
  • нарушение банковской гарантии требований, которые предъявляет заказчик в извещении, приглашении, документации, проекте контракта, который заключается с единственным исполнителем.

Так, ФАС посчитала правомерной жалобу компании, которую заказчик не допустил до участия в открытом конкурсе. Суд поддержал антимонопольный орган. Конкурсная комиссия отклонила заявку, так как участник подтвердил ее обеспечение в должном размере копией платежного поручения, а не оригиналом, хотя правила открытого конкурса по 44-ФЗ этого не запрещают. Такой отказ нарушает права участников. Участник своевременно направил документы, комиссия могла получить информацию о надлежащем обеспечении (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.12.2017 № Ф07-13229/2017 по делу № А56-4414/2017).

Сколько процентов должен указать заказчик в условиях об обеспечении заявки по 44-ФЗ

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ заказчик указывает в документации. Условие обеспечения определяют, исходя из начальной (максимальной) цены. Величина составляет от 5% до 30% указанной стоимости (ч. 6 ст. 96 закона № 44-ФЗ). Если стартовая цена – от 50 млн руб., процент должен быть не ниже 10 от этой суммы. Какой именно процент указать в данных пределах, заказчик имеет право определить самостоятельно.

Закон не требует указывать точную сумму обеспечения заявки (п. 10, 11 ч. 1 ст. 50 закона № 44-ФЗ). Суды также полагают, что указывать процент для обеспечения заявки по 44-ФЗ достаточно, чтобы выполнить требования.

Так, суд указал, что определение процента свидетельствует об установлении суммы обеспечения заявки на участие в конкурсе и обеспечения контракта в фиксированном размере. Заказчик в информационной карте конкурсной документации определил сумму в размере 30% от начальной цены. Суд решил, что формулировка позволяет сторонам контракта рассчитать стоимость обеспечения путем умножения цены контракта на установленный процент (определение ВС РФ от 03.08.2017 № 305-КГ17-3351 по делу № А40-207745/2015).

Читайте на тему

  • Полномочия ФАС при рассмотрении жалоб по Закону о закупках: новые разъяснения Верховного суда
  • Компания участвует в госзакупках. Как заключить выгодный контракт
  • Изменили санкции по госконтрактам
  • Новый обзор ВС по госзакупкам. Восемь полезных выводов
  • Торги по госзакупкам провели с нарушениями. Когда проигравшему участнику нет смысла их оспаривать

Источник: https://www.law.ru/article/22002-obespechenie-zayavki-po-fz-44

Обеспечение контракта при запросе котировок

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

В случае проведения запроса котировок на основании части 1 статьи 76 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) при условии, что цена контракта превышает 500 000 руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта. В иных случаях это право заказчика.

Согласно части 2 статьи 72 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящей части при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 76 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе провести запрос котировок независимо от цены контракта в случае осуществления закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения при условии если:

  • судом вынесено определение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением контракта, решение о расторжении контракта на поставки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств или топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения;
  • контрольным органом в сфере закупок выдано предписание об отмене результатов конкурса или электронного аукциона и принято решение о возможности осуществления закупки данного товара путем проведения запроса котировок. Указанное решение принимается контрольным органом в сфере закупок на основании заявления заказчика в срок не более чем 10 рабочих дней с даты выдачи этого предписания;
  • ранее заключенный контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8—26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 000 руб.), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, п. 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанными пунктами, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4—11, 13—15, 17, 20—23, 26, 28—34, 40—42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, если заказчик проводит запрос котировок цена контракта, которого не превышает 500 000 руб., то он вправе устанавливать требование обеспечения исполнения контракта.

Если же заказчик проводит запрос котировок на основании части 1 статьи 76 Закона № 44-ФЗ и цена контракта превышает 500 000 руб., то он обязан установить требование обеспечения исполнения контракта.

Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта только, если проводится запрос котировок на основании части 1 статьи 76 Закона № 44-ФЗ (при условии, что цена контракта превышает 500 000 руб). В иных случаях это право заказчика.

Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >> Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» — уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/question/4294086964-qqes-16-02-obespechenie-kontrakta-pri-zaprose-kotirovok