Земельный участок для детей инвалидов

Условия предоставления наделов земли семьям с ребёнком-инвалидом

К категории «дети-инвалиды» относят граждан моложе 18 лет, имеющих дефекты различных функций организма, которые приводят к нарушению физического и/или социального взаимодействия таких детей с окружающим миром.

Среди таких нарушений может быть неспособность обслуживать себя, самостоятельно передвигаться или неспособность общаться с окружающими, воспринимать материал в школе.

Если для инвалидов старше 18 лет предусмотрены группы инвалидности (первая, вторая и третья) в зависимости от степени нарушений функций организма, то для детей-инвалидов таких групп нет, есть одна категория – ребёнок с инвалидностью.

Семьи, среди членов которых присутствуют дети-инвалиды, имеют право получить надел земли от государства, согласно Постановлению правительства РФ «О предоставлении льгот… семьям, имеющим детей-инвалидов…».

Выделяемый надел должен иметь категорию землепользования, позволяющую возведение жилого дома:

  • Земля для личного подсобного (не полевого типа) хозяйства;
  • Земля для ИЖС;
  • Земля для дачного (садового) строительства.

Семей-претендентов на получение надела земли очень много, и местные власти выделяют льготные наделы тем семьям с детьми-инвалидами, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Такие семьи имеют право на первоочередное (вне общей очереди) получение надела земли.

Чтобы органы местного самоуправления и службы социальной защиты признали семью с ребёнком-инвалидом нуждающейся в улучшении условий жилья, необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • В семье с детьми-инвалидами жилая площадь, приходящаяся на каждого члена семьи меньше размера, установленного субъектом федерации;
  • Жильё, где проживает ребёнок-инвалид, не соответствует санитарно-техническим требованиям к жилым помещениям;
  • Семья с детьми-инвалидами проживает в коммунальной квартире или общежитии при наличии двух или более неродственных семей в смежных помещениях;
  • Жильё семьи с детьми-инвалидами находится в значительном отдалении от специализированных государственных учреждений, где дети-инвалиды получают начальное и среднее образование и/или проходят реабилитацию;
  • Жилищные условия семьи с ребёнком-инвалидом признаны специальной медицинской комиссией не способствующими успешной реабилитации и социализации ребёнка-инвалида в силу ряда обстоятельств.

Минимальный размер площади для проживания члена семьи с детьми-инвалидами устанавливается законодательными актами субъектов федерации и колеблется (в большинстве случаев) от 12 до 18 квадратных метров на одного члена семьи.

Санитарно-технические требования имеют как общие основания, определённые Постановлением Правительства РФ «… о признании жилого помещения… непригодным для проживания…» от 28.01.2006, так и частные, когда жилое помещение признаётся непригодным для проживания именно детей с инвалидностью.

Социальные службы могут признать проживание лиц и/или семей, не состоящих в родстве с ребёнком-инвалидом, в смежных жилых помещениях коммунальных квартир или общежитий блочного типа препятствующим нормальному обучению, реабилитации и психофизиологическому развитию ребёнка-инвалида, особенно когда такое проживание носит не временный характер, и семья будет признана нуждающейся в улучшении условий жилья.

Специализированные учреждения для реабилитации детей с инвалидностью и их специальному обучению нередко расположены за городской чертой, это особенно характерно для учреждений, обслуживающих несколько небольших населённых пунктов, находящихся на периферии субъектов федерации, поэтому предоставление земельного надела в непосредственной близости к таким учреждениям семье с детьми-инвалидами существенно облегчит реабилитацию детей-инвалидов в такой семье.

Процедура получения участка земли

Для получения надела земли семье, в которой воспитываются дети-инвалиды, необходимо собирать документы, подтверждающие их право на получение надела земли, исходя из даты регистрации инвалидности и регионального законодательства.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», семьи с детьми-инвалидами, получившими такой статус до 1-го января 2005 года должны рассчитывать на региональные льготы, определяемые местными властями.

Дети-инвалиды, зарегистрировавшие свою инвалидность после 1-го января 2005 года, могут претендовать на земельный надел, исходя из Постановления Правительства РФ «О предоставлении льгот… семьям, имеющим детей-инвалидов…».

Общая процедура получения надела земли для семьи с детьми-инвалидами состоит из следующих этапов:

  • Родители ребёнка-инвалида подают заявление о предоставлении земельного надела в исполнительные органы власти по месту жительства;
  • Органы исполнительной власти рассматривают вопрос о предоставлении надела земли в течение 14 дней;
  • В зависимости от текущих условий проживания семьи с ребёнком-инвалидом и наличии свободных земель в регионе исполнительные власти принимают решение о предоставлении земельного участка на различных условиях: в аренду, в собственность бесплатно или через выкуп по льготной цене;
  • Если родителей ребёнка-инвалида или его законных представителей не устроило решение органов власти, то они могут оспорить его в судебном порядке.

В заявлении необходимо указать цель, для которой семье с детьми-инвалидами необходим участок земли.

Исходя из указанных в заявлении целей, необходимо также указать параметры участка, такие как площадь, расположение, наличие дома или возможности его возвести, наличие коммуникаций и др.

При подаче заявления в органы власти родителям или законным представителям ребёнка с инвалидностью необходимо приложить к заявлению заверенные копии следующих документов:

  • Документ об инвалидности, выданный медико-социальной экспертизой (МСЭ);
  • Паспорта заявителей и свидетельства о рождении всех детей-инвалидов, являющихся членами семьи;
  • Справки о доходах работающих членов семьи по форме 2-НДФЛ;
  • Выписка-справка из домовой книги о составе семьи и занимаемой жилой площади;
  • Документы, подтверждающие, что дети-инвалиды проходят обучение и/или реабилитацию в специализированных учреждениях с указанием адреса данных учреждений;
  • Документы, подтверждающие нуждаемость семьи, в которой воспитываются дети-инвалиды в улучшении жилищных условий;
  • Медицинские документы с информацией об условиях индивидуальной программы реабилитации для ребёнка-инвалида (при наличии такой программы).

Для принятия решения о выделении надела земли заявителям органы исполнительной власти формируют специальную комиссию, которая проверяет достоверность сведений, указанных заявителями, подлинность предоставленных документов и справок, а при необходимости может затребовать дополнительные сведения.

Доходы семьи учитываются при решении о предоставлении в аренду земельного надела без дома для строительства последнего, так как на строительство необходимы средства.

В некоторых случаях местные власти отказываются предоставлять надел земли в безвозмездную аренду, а предлагают выкупить его по льготной цене у администрации без проведения аукционных торгов, так как для покупателей, имеющих детей-инвалидов такие торги проводить запрещено.

Льготная цена определяется начальной кадастровой стоимостью надела, умноженной на уменьшающий эту стоимость коэффициент, определяемый каждым регионом самостоятельно.

Если заявителей не устраивает цена или способ предоставления надела, или параметры предоставляемого надела, то они могут обжаловать решение специальной комиссии в судебном порядке.

Узнайте про предоставление в аренду земельных участков без торгов в нашем материале.

Хотите оформить в собственность арендованный на 49 лет участок? Пошаговая процедура описана .

В нашей статье есть образец, который поможет вам подготовить договор аренды земель с/х назначения.

Особенности и возможные проблемы

Важно знать, что семьи с детьми-инвалидами имеют право на приоритетное место в очереди на льготное получение наделов земли, но многодетные семьи с детьми инвалидами имеют приоритет ещё выше! В некоторых случаях специальная комиссия может решить, что улучшить жилищные условия семьи с ребёнком инвалидом можно, просто переселив семью с верхнего этажа на нижний.

Такие решения принимаются часто в случаях, когда в заявлении на получение надела земли указывалась необходимость проживания ребёнка-инвалида на первом этаже собственного дома, но органы власти могут решить такую проблему по-своему, переселив семью на первый этаж, что иногда приводит к ещё большему ухудшению жилищных условий семьи с детьми-инвалидами.

Если в собственности у кого-то из родителей имеются земельные наделы, комиссия также может отказать признать такую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий, даже если принадлежащие родителям наделы непригодны для строительства жилья.

Поэтому к заявлению необходимо сразу прилагать справку о непригодности к строительству имеющихся в собственности членов семьи наделов.

Помимо родных дочерей и сыновей с инвалидностью, заявители могут действовать в интересах:

  • Пасынков;
  • Падчериц;
  • Опекаемых детей-инвалидов;
  • Усыновлённых детей-инвалидов.

В таком случае к заявлению прикладываются соответствующие справки. Если у ребёнка-инвалида имеются биологические родители, лишённые родительских прав, то при подаче заявления на рассмотрение необходимо приложить справку о таком лишении из органов опеки и попечительства, иначе причиной отказа в выделении земельного надела может стать выявленное право собственности на надел земли у биологического родителя.

Затребование всех необходимых дополнительных справок и собственно рассмотрение их занимает много времени, по прошествии которого может быть пропущен срок ежегодного переосвидетельствования ребёнка-инвалида специальной экспертизой, которая подтверждает инвалидность, поэтому писать заявление в местную администрацию о выделении земельного надела желательно сразу после прохождения очередного переосвидетельствования.

Итак, участок земли семье с детьми-инвалидами может быть дан в аренду, выделен бесплатно или продан по льготной цене без торгов в зависимости от регионального законодательства и степени нуждаемости семьи-заявителя в улучшении жилищных условий. Чем более подробно заявитель сообщит о необходимости выделения земли и чем больше документов предоставит, тем больше шансов, что решение властей устроит заявителя.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/lgotnikam/dlya-detey-invalidov.html

Информация для граждан, являющихся родителями ребенка-инвалида

Предоставление земельных участков гражданам, являющимся родителем ребенка-инвалида

На территории Волгоградской области бесплатное предоставление в собственность земельных участков гражданам, являющимся родителями ребенка-инвалида, осуществляется на основании Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 г. № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (далее – Закон № 123-ОД).

Условия предоставления бесплатно земельного участка в собственность гражданам, являющимся родителями ребенка-инвалида:

  • Постоянное проживание гражданина, являющегося родителем ребенка-инвалида, на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность;
  • Совместное проживание гражданина и его ребенка-инвалида.

В целях Закона № 123-ОД гражданин признается постоянно проживающим на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, при наличии сведений, подтверждающих его место жительства на территории Волгоградской области в течение не менее 1765 дней суммарно в течение пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Земельный участок предоставляется в совместную собственность супругам — родителям ребенка-инвалида либо при наличии согласия второго супруга — родителя ребенка-инвалида — одному из супругов — родителей ребенка-инвалида.

Земельный участок предоставляется в совместную собственность супругов — родителей ребенка-инвалида либо, при наличии согласия второго супруга, — одному из родителей ребенка-инвалида.

В неполной семье земельный участок предоставляется в собственность одному родителю ребенка-инвалида, проживающему совместно с этим ребенком.

Граждане, являющиеся родителями ребенка-инвалида, имеют право приобрести земельный участок для одной из целей:

  • индивидуальное жилищное строительство;
  • ведение личного подсобного хозяйства.

Перечень необходимых документов для подачи заявления

  • копия паспорта или документа, его заменяющего;
  • копия свидетельства о рождении (усыновлении, удочерении) ребенка-инвалида;
  • копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

К заявлению могут быть приложены:

  • решение суда об установлении факта постоянного проживания гражданина на территории Волгоградской области — в случае, если прилагаемая к заявлению копия паспорта или документа, его заменяющего, не содержит информацию, подтверждающую постоянное проживание на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления;

  • копия свидетельства о регистрации по месту пребывания детей и (или) копия свидетельства о регистрации по месту жительства детей, не достигших возраста 14 лет, акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423», или решение суда об установлении факта совместного проживания гражданина и его ребенка-инвалида.

Копии документов должны быть заверены в установленном законодательством порядке или представлены с предъявлением подлинников. При предъявлении подлинников документов копии этих документов заверяются должностным лицом уполномоченного органа или специалистом многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляющим прием документов, а подлинники документов возвращаются гражданину.

Заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно подается в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления по месту жительства заявителя:

  • граждане, являющиеся родителями ребенка-инвалида, проживающие на территории Волгограда, подают заявление в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области;
  • граждане, являющиеся родителями ребенка-инвалида, проживающие в других территориальных образованиях, подают заявление в администрацию того городского округа, городского поселения или муниципального района, на территории которого они постоянно проживают.

Заявление и документы к нему могут быть представлены гражданами, являющимися родителями ребенка-инвалида, лично, непосредственно в уполномоченный орган или через любой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также направлены почтовым отправлением с описью вложения.

В случае если с заявлением обращается представитель заявителя, к заявлению прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя.

Решение уполномоченного органа о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке на учет принимается по результатам рассмотрения поступивших документов (информации) и направляется гражданину в месячный срок со дня поступления заявления и соответствующих документов.

Учет граждан, являющихся родителями ребенка-инвалида, осуществляется на основании регистрации их заявлений в книге учета заявлений, которая ведется и хранится в уполномоченном органе.

Принятые на учет граждане, являющиеся родителями ребенка-инвалида, подлежат снятию с учета в следующих случаях:

  • поступление от этого гражданина письменного заявления о снятии с учета;
  • утрата этим гражданином права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно;
  • выезд этого гражданина на место жительства в другой субъект Российской Федерации;
  • принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством Волгоградской области;
  • выявления в представленных гражданином в уполномоченный орган документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия гражданина на учет, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при принятии решения о постановке гражданина на учет;
  • смерти, признания умершим этого гражданина.

В случае смерти, признания умершим состоящего на учете гражданина, его очередность сохраняется за вторым родителем ребенка-инвалида при наличии у него оснований для получения земельного участка в собственность бесплатно.

Заявление о постановке на учет второго родителя может быть подано в течение 180 дней с момента смерти, признания умершим гражданина, ранее состоящего на учете.

Порядок бесплатного предоставления гражданам земельных участков изменен в связи с вступлением в силу 12 февраля 2019 г. Закона Волгоградской области от 31 января 2019 г. № 3-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 14 июля 2015 г. № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно».

Новый порядок предусматривает осуществление состоящими на учете гражданами самостоятельного выбора местоположения земельных участков в целях их последующего приобретения в собственность бесплатно без учета очередности (в том числе с использованием информации об образованных уполномоченным органом земельных участках).

Для граждан, вставших на учет до 12 февраля 2019 г., сохраняется возможность получения земельного участка из перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, в соответствии с очередностью.

Предоставление гражданам, являющимся родителями

ребенка-инвалида, земельных участков в собственность бесплатно

Дата постановки на учет до 12.02.2019

Дата постановки на учет до и после 12.02.2019

В порядке очередности постановки на учет

Без учета очередности постановки на учет

  • Из перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан
  • С использованием информации об образованных уполномоченным органом земельных участках, которые могут быть предоставлены в собственность граждан бесплатно
  • Самостоятельный выбор гражданами местоположения земельных участков в целях их последующего приобретения в собственность бесплатно

Гражданин, состоящий на учете для целей предоставления земельного участка в собственность бесплатно, имеет право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, предоставленного ему ранее на праве аренды для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

Исключение составляют земельные участки, предоставленные гражданам на основании заключенного по результатам аукциона договора аренды земельного участка, а также земельные участки, предоставленные гражданам на основании договоров аренды земельных участков, заключенных с гражданином, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с гражданином, признанным единственным участником аукциона, либо с гражданином, являвшимся единственным принявшим участие в аукционе его участником.

Право собственности на земельный участок подлежит обязательной государственной регистрации. Регистрацию права собственности на выделенный земельный участок осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.

Установка межевых знаков, определяющих границы земельного участка на местности, производится кадастровым инженером на основании координат поворотных точек границ земельного участка. Данные координаты собственник земельного участка может получить из кадастровой выписки на земельный участок, обратившись в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области (ФГБУ «ФКП Росреестра»), с соответствующим заявлением.

Установление с согласия граждан, являющихся родителями ребенка-инвалида, иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно является с 01 марта 2015 г. правом органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Волгоградской области в 2019 г. принятие соответствующего закона не планируется.

Часто задаваемые вопросы родителям ребенка инвалида (открыть)

Информация для родителей ребенка-инвалида, проживающих на территории г.Волгограда

Список пунктов приема заявлений граждан о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно (открытьтекст в формате: MS-Word)
Примерная форма заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно с целью получения земельного участка в собственность бесплатно на территории Волгоградской области (открытьтекст в формате: MS-Word)

Примерная форма заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно на территории Волгоградской области (открыть текст в формате: MS-Word)

Перечень земельных участков, сформированных в городе Волгограде в целях последующего предоставления гражданам в собственность бесплатно в ходе заседания специальной Комиссии, с учетом очередности постановки на учет, (с возможностью просмотра местоположения земельных участков на электронном атласе Волгоградской области) ()

Информация об образованных Облкомимуществом земельных участках, которые могут быть предоставлены в собственность граждан бесплатно вне заседания специальной Комиссии, без учета очередности постановки на учет (с возможностью просмотра местоположения земельных участков на электронном атласе Волгоградской области) ()

Заседания комиссии по выбору (распределению) земельных участков из перечней земельных участков, предлагаемых к предоставлению гражданам в собственность бесплатно на территории г. Волгограда (переход по ссылке)

Списки граждан, приглашенных на заседания комиссии Мингосимущества по выбору (распределению) земельных участков из перечней земельных участков, предлагаемых к предоставлению гражданам в собственность бесплатно в 2014 году.

Списки граждан, приглашенных на заседания комиссии Облкомимущества по выбору (распределению) земельных участков из перечней земельных участков, предлагаемых к предоставлению гражданам в собственность бесплатно в 2015 году.

Списки граждан, приглашенных на заседания комиссии Облкомимущества по выбору (распределению) земельных участков из перечней земельных участков, предлагаемых к предоставлению гражданам в собственность бесплатно в 2016 году.

Списки граждан, приглашенных на заседания комиссии Облкомимущества по выбору (распределению) земельных участков из перечней земельных участков, предлагаемых к предоставлению гражданам в собственность бесплатно в 2017 году :

Списки граждан, приглашенных на заседания комиссии Облкомимущества по выбору (распределению) земельных участков из перечней земельных участков, предлагаемых к предоставлению гражданам в собственность бесплатно в 2018 году :

  • Список граждан, приглашенных на заседание Комиссии 27.09.2018 в 15.00 часов (текст в формате: DOCX, размер 30 Kb);
  • Список граждан, приглашенных на заседание Комиссии 26.12.2018 в 15.00 часов (текст в формате: DOCX, размер 30 Kb).

Списки граждан, приглашенных на заседания комиссии Облкомимущества по выбору (распределению) земельных участков из перечней земельных участков, предлагаемых к предоставлению гражданам в собственность бесплатно в 2019 году :

  • Список граждан, приглашенных на заседание Комиссии 31.01.2019 в 15.00 часов (текст в формате: DOCX, размер 84 Kb);

Информация о гражданах, получивших земельные участки в собственность бесплатно на территории г. Волгограда (
Памятка для граждан, проживающих на территории г.Волгограда, о последовательности действий после получения решения о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и регистрации права собственности на этот земельный участок (текст в формате: DOC, размер: 23 kb)

Источник: https://gosim.volgograd.ru/adv-menu-uzo/zemelnye-uchastki-besplatno/informatsiya-dlya-grazhdan-yavlyayushchikhsya-roditelyami-rebenka-invalida/

Вопрос: Я мама ребенка-инвалида. Слышала, что наша семья может бесплатно в первоочередном порядке получить земельный участок. Мы хотим построить дом. Правда ли это? Как добиться земельного участка?

Ответ. На Ваш вопрос поясняем следующее.

Во-первых, в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Во-вторых, из существа вышеприведенной нормы Федерального закона усматривается, что она предусматривает только первоочередное право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, которое может быть реализовано без участия в торгах.

В- третьих, из данной нормы Федерального закона не вытекает право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на безвозмездное получение земельных участков.

Согласно положениям ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 вышеназванной статьи Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время, возможность бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, инвалидам действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства без торгов на платной основе.

Механизм предоставления льготы.

•​ Инвалид, член семьи, имеющей в своем составе инвалидов, подаёт письменное заявление в администрацию муниципального образования, в котором проживет. К заявлению прикладывается справка об инвалидности. Заявление необходимо написать в 2-х экземплярах, один их которых подать в администрацию, а на втором поставить отметку о получении. Также заявление можно отправить заказным письмом с уведомлением на адрес администрации.

•​ В 30-дневный срок администрация обязана либо принять решение о первоочередном предоставлении земельного участка либо отказать в его предоставлении.

Наиболее частые нарушения прав инвалидов действиями администрации муниципального образования:

1. В ответе администрации указывается, на отсутствие на территории муниципального образования земельных участков

Право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства порождает обязанность у органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

Утвержден

Постановлением Президиума

Верховного Суда

Российской Федерации

от 17 сентября 2008 года

ОБЗОР

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ВТОРОЙ КВАРТАЛ 2008 ГОДА

Вопрос 2: Порождает ли право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства обязанность органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов?

Ответ: Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

2. В ответе администрации указывается, что все земельные участки, в том числе инвалидам, предоставляются только через торги

При получении данного ответа, инвалиду необходимо обратиться в суд с иском о признании неправомерным отказа в предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства по его обращению, понуждении к предоставлению в собственность земельного участка размером для индивидуального жилищного строительства в пределах муниципального образования.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело №33-***/2010 Судья Ибрагимова Е.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 апреля 2010 года г. Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Аладина П.К.,

при секретаре Тарановой А.О.

рассмотрела дело по кассационной жалобе мэрии города Ульяновска на решение Ленинского районного суда Ульяновской области от 22 марта 2010 года, по которому постановлено:

Исковые требования К*** А*** С*** удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска выделить К*** А*** С*** в первоочередном порядке земельный участок под индивидуальное жилищное строительство на территории муниципального образования «Город Ульяновск».

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

К*** А.С. обратился в суд с иском к мэрии г. Ульяновска о возложении обязанности в первоочередном порядке предоставить ему земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Требования мотивированы тем, что он является инвалидом 2-ой группы. 19.01.2010г. он обратился в мэрию г. Ульяновска с заявлением на первоочередное предоставление ему земельного участка под индивидуальное жилищное строительство из территорий, отнесенных генеральным планом г. Ульяновска к индивидуальной жилищной застройке. В ответе ему предложено принять участие в аукционе, что само по себе попирает принцип первоочередности.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель мэрии г.Ульяновска просит решение отменить, принять новое решение. Указывает, что на территории г. Ульяновска свободных земельных участков не имеется. Земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов на территории города предоставляются бесплатно в ТИЗ, ПОИЗ, ЖСК, о чем заявитель был уведомлен. Полагает, что К*** вправе реализовать право на первоочередное предоставление земельного участка в порядке ст.30.1 ЗК РФ, когда после публикации сообщения по заявлению гражданина о предоставлении земельного участка, в случае поступления повторных заявлений, земельный участок будет предоставлен гражданину, первому обратившемуся с заявлением, имеющему инвалидность, без проведения аукциона. Мэрией города Ульяновска информационное сообщение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по заявлению К*** не публиковалось. Также указывает на то, что в резолютивной части решения не отражено, в каком порядке мэрией города должен быть предоставлен земельный участок заявителю.

В связи с неявкой сторон, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в заседание кассационной инстанции судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Судом установлено, что К*** А*** С***, 10 августа 1930 года рождения, является инвалидом второй группы по зрению (общее заболевание). Инвалидность установлена ему на срок до 01 сентября 2010 года, дата очередного освидетельствования — 13 августа 2010 года.

19 января 2010 года К*** А.С. обратился с письменным заявлением на имя главы города Ульяновска о предоставлении ему первоочередного права получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории г. Ульяновска.

Ответом от 29.01.2010г. № *** К*** А.С. было сообщено, что его заявление о предоставлении земельного участка рассмотрено. Генеральным планом г. Ульяновска предусмотрено развитие индивидуальной жилой застройки в поселках пригородной зоны, вошедших в городскую черту: Лаишевка, Карлинское, Протопоповка, Кротовка, Арское, Луговое, Плодовый. Указано, что в соответствии со ст.30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта, то есть на аукционе. Также были даны адреса ТИЗов и ЖСК, в которых земельные участки предоставляются бесплатно.

Верно оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 67 ГПК РФ, а также с учетом положений ст.17 Федерального Закона от 24.11.1995года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которой инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных К*** А.С. требований.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

В силу изложенного, решение суда является правильным и по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда Ульяновской области от 22 марта 2010года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Ульяновска — без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

3. В ответе администрации указывается, что предоставление земельного участка инвалиду нарушит права других заявителей.

Данный довод не правомерен. Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Содержание ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» отвечает данному требованию и не может нарушать чьи-либо конституционные права и свободы.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 октября 2009 г. N 1127-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ СИЛАЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ МИХАЙЛОВНЫ

НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ЧАСТЬЮ ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ СТАТЬИ 17

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки В.М. Силаевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Решением Миасского городского суда Челябинской области от 8 мая 2008 года, оставленным без изменений судом кассационной инстанции, гражданке В.М. Силаевой было отказано в удовлетворении ряда исковых требований, включая требование о признании незаконным постановления главы администрации Миасского городского округа от 15 мая 2006 года о предоставлении гражданке О.В. Матвеевой земельного участка на условиях аренды. Как указали суды, спорное постановление издано с учетом прав О.В. Матвеевой, являющейся инвалидом I группы, на первоочередное получение земельного участка.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.М. Силаева оспаривает конституционность части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 7, 9, 15, 17, 18, 19, 36, 45, 46, 52, 55, 118 и 120 Конституции Российской Федерации, поскольку предусматривает для инвалидов преимущества перед другими гражданами в получении земельного участка и не учитывает при этом конкретные жизненные ситуации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Содержание оспариваемой нормы отвечает данному требованию и не может нарушать какие-либо конституционные права и свободы заявительницы.

Вопрос же о целесообразности учета определенных обстоятельств и условий, при которых социальные льготы и гарантии должны быть предоставлены, относится к полномочиям законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Силаевой Валентины Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.ЗОРЬКИН

4.Ответ на заявление инвалида администрацией в установленный срок не дан.

В этом случае, инвалиду необходимо обратиться в прокуратуру в связи с нарушением администрацией требований ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Также прокуратура может выйти в суд с иском о защите прав инвалида.

Приведу пример.

Прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск выявлены грубые нарушения действующего земельного законодательства в деятельности администрации Новоуральского городского округа, которая незаконно ограничила право инвалида I группы по зрению И.Брялина на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гражданину было предложено вместо первоочередного получения земельного участка участвовать в торгах на право передачи земельного участка в аренду и приобрести землю на общих основаниях.

В целях устранения выявленного нарушения и защиты прав инвалида прокурор ЗАТО г.Новоуральск обратился с иском в суд.

Решением Новоуральского городского суда от 17.11.2008 года, которым иск прокурора был удовлетворен, на администрацию Новоуральского городского округа возложена обязанность предоставить в первоочередном порядке инвалиду земельный участок для индивидуального жилищного строительства на правах аренды в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Вынесенным на днях определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда решение Новоуральского городского суда оставлено без изменения.

Ответ подготовлен ВООО АРДИ «СВЕТ» с учетом законодательства на 15.07.2015 г.

Источник: http://svet33.ru/368.html